Песочные истории

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ»
(песочная терапия)
для учащихся от 7 до 10 лет
срок реализации –1 год

Автор-составитель:
Мифтакова Елена Петровна,
педагог -психолог,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2021

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с государственной политикой
в области образования и основывается на приоритете общечеловеческих
ценностей, жизни, здоровья человека, его развития как личности.
Нормативно-правовые

акты,

на

основе

которых

разработана

программа:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
№1726-р).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций».

Письмо Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;

Методические рекомендации Министерства образования и
науки Российской Федерации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от
18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи Министерства образования и науки РФ);


Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
 Устав МБУДО ООЦ.
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных программ МБУДО ООЦ.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и
предназначена для учащихся от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом. Объем учебных
часов составляет 72 часа в год.
Одной из задач современной детской психологии является
коррекционно-развивающая работа с детьми, обладающая высокой
степенью эффективности. Одним из современных и популярных методов
такой работы является метод песочной терапии.
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в
рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим
собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и
открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою
психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Также её называют динамическая (интегративная) песочная терапия, в
работе с детьми этот метод сочетает в себе несколько направлений: это и
психологическая
коррекция,
и
психопрофилактика,
и
снятие
эмоционального
напряжения,
и
развитие
потенциала
ребёнка.
Одновременно метод прост и нравится детям даже самого младшего
возраста. Ребёнок играет в песочнице, с яркими игрушками, природными
материалами, водой, и, с помощью психолога, переживает сложные
моменты своей жизни, исцеляется от психологических травм, которые
мешают жить и развиваться, становится увереннее в себя, радостней и
счастливей.
Цель – проработка психотравмирующих переживаний, вызвавших
тяжёлое эмоциональное состояние (страхи, агрессия, сверхсложная
социальная адаптация, депрессивные состояния, неуправляемость,

кошмары, плохой сон, неврозы, психосоматические проявления).
Формирование здорового отношения к себе и окружающим.
Задачи:
- снятие психологического напряжения;
- раскрытие причин психотравмирующих переживаний и работа с
ними;
- снятие последствий психотравмирующих переживаний;
- раскрытие и развитие способности обращаться к внутренним
ресурсам;
- формирование и развитие навыков эффективной коммуникации.
Автор метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф,
считает главным принципом, положенным ею в основу работы, «создание
свободного и защищённого пространства», в котором клиент - ребёнок или
взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и
свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и
осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное
изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная
проблема

разыгрывается

в

песочнице,

подобно

драме,

конфликт

переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора
Калфф, «Sandplay», 1980). Данный курс является воплощением именно
такого эффективного коррекционно-развивающего метода работы с детьми.
Специальный курс включает в себя 36 занятий по 2 учебных часа один
раз в неделю. Группы по 5 человек, формируются по возрасту и
психологическому состоянию участников. Это необходимо для достижения
максимального результата при работе с детьми, нуждающимися в
коррекции. Обязательна предварительная индивидуальная консультация с
родителями и ребёнком для выяснения запроса, диагностики и определения
необходимости использования данного метода психологической помощи.
При необходимости индивидуальная работа ведётся дополнительно, во
время прохождения курса, или после.
Специальный курс имеет 3 раздела.

1.

Вхождение - работа с личностными границами участников,

чувством безопасности в группе.
2.

Проработка

–

работа

с

проблемой,

её

причинами,

психотравмирующими чувствами и переживаниями.
3.

Пути решения – устранение последствий травмы, обретение

своих скрытых внутренних ресурсов.
Оборудование: промытый, просеянный и прокалённый речной песок,
пять песочниц размером 25 на 35 см. для групповых занятий, одна
песочница размером 50 на 70 см. для индивидуальных занятий и
предварительных консультаций, набор фигурок для работы в песочнице:
1.Люди (разного возраста и пола, разные профессии, представители
первобытных и персонажей будущего, мифов, легенд и сказок).2. Наземные
животные: дикие и домашние, реальные и вымышленные3. Летающие
животные, насекомые.4. Водные обитатели.5. Жилища и дома с мебелью.6.
Домашняя утварь, мебель, продукты посуда.7. Деревья, кусты, цветы и
другие растения.8. Образы небесного и космического пространства: солнце,
луна, радуга, тучи, звезды.9. Естественные, созданные природой элементы
(шишки,

кристаллы,

палки,

камни,

ракушки,

семена,

перья).10.

Транспортные средства (на земле, на воде и воздушные).11. Объекты среды
обитания человека: заборы, мосты, ворота.12. Аксессуары: кусочки тканей,
веревочки, пуговицы, украшения.
Возрастные психологические особенности детей 7-11 лет.
Младший школьный возраст.
1. Физическое и анатомо-физиологическое развитие детей в этом
возрасте.
В период жизни человека от рождения до отрочества (до 11-12 лет),
ребёнок проходит путь в индивидуальном развитии от бессознательного
существа, неспособного к самой жизни, до вполне адаптированной детской
личности. Психика ребёнка «проходит такое расстояние», с которым не
сравниться ни один последующий возраст.

Детство

по

своей

сущности

ориентировано

природными

предпосылками на интенсификацию развития. Но, при этом, природные
предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают
каждого ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Организм ребёнка
интенсивно развивается. Рост ребёнка сопутствует созреванию нервных
клеток и мозга, что предопределяет психическое развитие ребёнка. В этот
возрастной период у ребёнка развиваются психические функции, личность,
воля и чувства.
Наиболее характерная черта периода с 6 до 10 лет состоит в том, что в
этот период дошкольник становится школьником. В этом возрасте
происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела,
формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. У
младших школьников энергичные крепкие мышцы и связки, растёт их
объём, увеличивается общая мышечная масса, крупные мышцы развиваются
раньше мелких. Поэтому дети более способны к сильным и размашистым
движениям, но им сложнее выполнить мелкие движения, требующие
тонкости.
У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается
кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря
большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно
крови, что является важным условием его работоспособности. Вес
головного мозга значительно увеличивается после 7 лет. Особенно
увеличиваются лобные доли, играющие большую роль в формировании
высших, и наиболее сложных функций психологической деятельности
человека. Изменяются взаимоотношения между процессами возбуждения и
торможения.

Торможение

(основа

сдерживающего

самоконтроля)

становится более заметной, чем у дошкольников. Однако склонность к
возбуждению

ещё

очень

велика.

Как

следствие

отсюда

непоследовательность младших школьников. Каждый период психического
развития сопровождается основным ведущим видом деятельности. Ведущей

деятельностью младших школьников становится учение, в отличие от
дошкольников, где ведущей деятельностью выступает игра. Учение
существенно меняет мотивы поведения ребёнка, открывая новые источники
развития его познавательных и нравственных сторон.
2. Развитие познавательной деятельности у младшего школьника.
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на
протяжении всего младшего школьного возраста. На фоне того, что
ведущей деятельностью является учение, доминирующей психической
функцией становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных
психических функций:
Восприятие.

Зрительное

сосредоточение

совершенствуется

в

младенческом возрасте. Младенец воспринимает предметы ещё в раннем
возрасте, и все психические функции доминируют в воспрятии ребенка. В
дошкольном

возрасте

восприятие

становится

осмысленным,

целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия: наблюдение, рассматривание, поиск. В младшем школьном
возрасте появляется синтезирующее восприятие.
Мышление.

Первоначальные

формы

наглядно–действенного

мышления появляются в младенческом возрасте. Его основой являются
восприятие и действие. Ребенок действует методом проб и ошибок. В
раннем возрасте мышление развивается в практической деятельности и из
практической деятельности. Ребенок соотносит свои действия с действиями
взрослого. В дошкольном возрасте возникает образное мышление –
благодаря ему ребёнок очень быстро осваивает окружающий мир, учится
оперировать понятиями. В дальнейшем это создаёт предпосылки развития
словесно-логического мышления: ребёнок начинает рассуждать, решать
задачи, усваивает понятия, оперируя известными ему образами. Возникает
тенденция к обобщению, установлению связей.
В младшем школьном возрасте наблюдается окончательный переход к
словесно-логическому мышлению. Появляются логические рассуждения.

Ребенок начинает использовать конкретные операции, формируется научное
понятие. Происходит развитие основ понятийного или теоретического
мышления.

В

конце

младшего

школьного

возраста

проявляется

индивидуальное развитие. Среди детей выделяются группы теоретиков или
мыслителей, которые легко решают задачи в словесном плане; практиков,
которым нужна опора на наглядность и практические действия и
художников с ярким образным мышлением. У большинства детей
наблюдается относительное равновесие между всеми видами мышления.
В процессе обучения у школьников формируются научные понятия.
Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые
житейские понятия. Житейские понятия – это низший понятийный уровень,
а

научные

–

высший.

Высший

отличается

осознанностью

и

произвольностью. Овладение в процессе обучения системой научных
понятий дает возможность говорить о развитии понятийных

или

теоретических основ мышления. Теоретическое мышление позволяет
ученику решать задачи, ориентироваться не на внешние признаки и связи
объектов, а на внутренние свойства и отношения.
Внимание. В младшем школьном возрасте развивается внимание.
Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на
неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное
внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор.
Им трудно сосредоточиться на трудном, непонятном материале. Их
внимание отличается малой устойчивостью, небольшим объемом. Они
могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин.
Затруднены распределение внимания, его переключение с одного учебного
задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное
внимание ребенка. Развивается саморегуляция, т.к. дети, контролируя себя в
совместной деятельности, начинают лучше оценивать свои возможности и
уровень знаний.

Память. В младенческом возрасте первым проявляется узнавание
предмета. В раннем возрасте ребенок способен воспроизводить увиденное
или услышанное раньше, т.е. вспоминать. У младших дошкольников память
непроизвольная. В 4 – 5 лет начинает формироваться произвольная память.
У младших школьников память развивается в двух направлениях:
произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают
учебный материал, вызывающий у них интерес, и они способны
произвольно, целенаправленно запоминать материал им не интересный. С
каждым годом все в большей степени обучение строится с опорой на
произвольное запоминание. Младшие школьники обладают хорошей
механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом
возрасте

дает

запоминания.

достаточно
Мнемоника

широкий
–

круг

искусство

рациональных

запоминать.

приемов

Когда

ребенок

осмысливает учебный материал – он его одновременно и запоминает. Т.о.
интеллектуальная работа является в то же время мнемонической
деятельностью. Мышление и смысловая память оказываются неразрывно
связанными.
Эмоционально – волевая сфера.
В период новорожденности эмоции проявляются в «комплексе
оживления». Потом появляются удивление, тревожность, расслабление. В 7
– 11 месяцев проявляется страх расставания. В раннем возрасте ребенок
эмоционально реагирует только на то, что воспринимает.
Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность,
появляется эмоциональное предвосхищение, затем эмоциональная регуляция
действий.

Круг

эмоционально

эмоций

насыщенной.

расширяется.
Усвоение

Деятельность

норм

и

правил

становится
поведения

существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На
протяжении
сдержанности

младшего
и

школьного

осознанности

возраста

наблюдается

проявления

эмоций,

усиление
повышение

устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют

управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать
их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В
формировании произвольных психических процессов младшие школьники
лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки.
3. Развитие личности младшего школьника.
Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается
и в младшем школьном, но младший школьник находится в других
условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От
школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика
непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Усвоение моральных норм и правил поведения.
Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы, но
только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой
моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и
целенаправленно. Младшим школьникам указывается достаточно широкий
свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во
взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во
время

пребывания

в

общественных

местах

и

на

улице.

Чёткая

формулировка таких норм и правил, общественное поощрение и не менее
обязательная и соответственная реакция на нерадивость и разболтанность –
важное условие формирование дисциплинированности и организованности
младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте,
такие

моральные

качества

становятся

внутренними

и

органичным

достоянием личности.
Развитие мотивационной сферы.
В начале своей школьной жизни, имея соответствующие возрасту
внутренние

позиции,

ребёнок-школьник

хочет

учиться.

Среди

разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив
получению высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами
учения выступают требования родителей, ответственность, необходимость

получения образования, - они также осознаются учениками перед
определением

смысла

учебной

деятельности.

Важные

аспекты

познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы
самосовершенствования.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится
доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается
мотивация успеха, т. е. желание хорошо правильно выполнять задания,
получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами
получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и
результат учебной деятельности, независимо от этой внешней оценки. Тем
самым,

способствует

формированию

саморегуляции.

Престижная

мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими
наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников,
выделяться среди них, быть первым. В мотивации достижения отчетливо
прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети
пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведёт за собой
плохая оценка, т. е. недовольство учителя, санкции родителей. У
неуспевающих детей и особая компенсаторная мотивация – это побочная по
отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в
другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др. Помимо этого
детям младшего школьного возраста очень важно и нужно пробовать себя в
различных видах деятельности, помимо учебной – спорт, творчество,
домашний труд, забота о младших. Необходимо помочь ребёнку найти ту
нишу, в которой он максимально успешен, это является одной из основ его
дальнейшего личностного развития. Это способствует самоопределению,
развитию личности, становлению адекватной самооценки.
В данном возрасте зарождается самосознание, когда ребёнок узнаёт
себя в зеркале, то появляется первичная самооценка. Комплекс оживления
сводит к потребности общения с мамой, затем со взрослыми. В этом
возрасте развивается общение со взрослыми, появляется общение с детьми,

но оно ещё не полноценно. В дошкольном возрасте развивается общение со
сверстниками в игре. Возникают объединения, симпатии, антипатии.
Общение со сверстниками занимает всё больше времени и всё больше
значимо. К концу дошкольного возраста формируется самосознание.
Самооценка появляется на основе оценивания других и обычно очень
велика. В младшем школьном возрасте на становление самооценки влияет
школьная оценка. Оценка успеваемости в начальной школе по сущности
является оценкой личности ребёнка в целом и определяет его социальный
статус. От оценки зависит развитие школьной мотивации, именно на этой
почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная
дезадаптация. Становление самооценки зависит и от стиля семейного
воспитания, принятых в семье ценностей. Дети с завышенной самооценкой
воспитаны в обстановке не критичности и рано осознают свою
исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной
самооценкой внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной
требовательностью. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома
большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность – следствие
равнодушия родителей к своим детям.
Особенности

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми

младшего школьного возраста.
Под психологической коррекцией понимается определенная форма
психолого-педагогической

деятельности

по

исправлению

таких

особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной
психологии

системе

критериев

не

соответствуют

гипотетической

«оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному
ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной
ступени онтогенеза.
Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального
детства – способствовать полноценному психическому и личностному
развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в
психическом

развитии

ребенка

(интеллектуальном,

эмоциональном,

мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе
создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития
творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель

и

задача

коррекционной

работы

четко

очерчивают

принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к
детям:

не

ребенка

образовательную

подгонять,

систему,

а

корректировать
саму

эту

под

ту

или

образовательную

иную

систему

корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно
высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного
возраста основывается на общих принципах коррекционно-развивающей
работы с детьми. В книге «Психокоррекционная и развивающая работа с
детьми», авторов Дубровиной И.В., Андреевой А.Д., Даниловой Е.Е.,
Вохмяниной Т.В. указываются эти принципы.
Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что
решение о необходимости коррекционной работы принимается только на
основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий
развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в
развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его
возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована
на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить
«подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный
момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в
пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.
Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на
основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза

развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития
ребенка.

Коррекция

и

развитие

взаимообусловлены.

Деятельность,

направленную на решение задач психологической коррекции, можно
назвать

диагностико-коррекционной

или

диагностико-развивающей

работой.
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления
коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная
деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на
каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в
наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде
онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн).
Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому
ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми
проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как
дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения
общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной
нормы.
Методика работы в методе «Песочная терапия».
Первоначально детям даётся следующая инструкция: «Перед тобой
песочное поле – это мир, в котором может происходить всё, что угодно.
Если раскопать песочек, то ты увидишь голубое дно – это может быть море,
океан, речка, или озеро. Бортики песочницы – это небо…» Далее детям
предлагается построить композицию на песке, используя игрушки и прочие
материалы, прилагающиеся к работе в песочнице. Композиции делятся на
три категории по видам инструкций:
Проективные (чаще всего используются для диагностики, при
неясном запросе): «Построй свой мир», «Построй мир, в котором ты хотел
бы жить», «Построй, что хочешь».

Предметные (предполагаются для более глубокого исследования)
«Построй свои отношения в школе», «Построй свой страх» и т.д.
Альтернативные (предлагаются в ситуации выбора или если
необходимо сравнить 2 антагонистических сущности: «Я хороший – Я
плохой», «Я достигший цели – Я сейчас» и т.д.
Далее

проводится

анализ

песочной

композиции

и

задаются

уточняющие вопросы, с целью выяснить внутреннее состояние ребёнка,
отражённое в данной композиции, в связи с анализом полученных ответов
проводится психологическая коррекционно-развивающая работа.
Для повышения эффективности вхождения детьми в работу и
углубления её, в работе используются дополнительные психологические
упражнения и терапевтические сказки, соответствующие темам работы.
Ожидаемые результаты.
Предметные УУД:
- знание некоторой терминологии метода песочной терапии и
практической психологии;
- знание правил работы с песком и техники безопасности;
- знание некоторых методов саморегуляции и работы с чувствами.
Метапредметные УУД:
-

понимание

связи

между

своими

мыслями,

поступками

и

результатом поступков;
- осознавание влияния различных жизненных ситуаций на мысли и
поступки;
-

умение

самостоятельно

осуществлять

некоторые

методы

саморегуляции и выражения чувств эффективно и безопасно;
- умение различать и называть свои чувства и чувства других людей;
- умение видеть свои ресурсы, обращаться к ним и эффективно их
использовать.
Личностные УУД:
- осознание своей ценности и ценности других людей;

- вера в помощь других людей, в случае необходимости;
- вера в себя и свои силы;
- гармонизация межличностных отношений.

Учебно-тематический план.
№ занятия

Тема занятия

Количество часов
Всего

1,2

3,4,5

«Построй свой мир»

4

Теория
1

Практика

Формы контроля

3

Диагностическая

Знакомство участников,

методика

ознакомление с методом,

«Построй свой

первичная диагностика.

мир»

«Внутри и снаружи»

6

1

5

6

1

5

6

1

5

Собеседование

(работа с личностными
границами)
6,7,8

«Мои границы»
(работа с личностными

Наблюдение и
собеседование

границами)
9,10,11

«Построй свою
проблему»

Групповая
оценка работ

(работа с проблемой и
причинами)
12,13,14

«Кто спрятался?»

6

1

5

6

1

5

(работа с проблемой и

Наблюдение и
собеседование

причинами)
15,16,17

«Что я чувствую?»

Наблюдение

(работа с проблемой и
причинами)
18,19,20

«Я настоящий»

6

1

5

Конкурс
творческих
работ

6

1

5

Диагностическая

(работа с проблемой и
1причинами)
21,22,23

«Мой мир сейчас»
(диагностика)

методика
«Построй, что
захочешь»

24,25,26

«Мои ресурсы»

6

1

5

Проект

6

1

5

Собеседование

(поиск путей
разрешения)
27,28,29

«Мои желания»
(поиск путей

разрешения)
30,31,32,33 «Я создаю сам»

8

1

7

Групповая

(поиск путей

оценка работ

разрешения)
34,35,36

«Я и мир» (завершающее

6

1

5

Диагностическая

занятие, итоги,

методика

диагностика)

«Построй свой
мир»

Итого

72

12

60

Материально-техническое обеспечение


Кабинет размером и условиями в соответствии с СанПин.



Учебные

столы

и

стулья

стандартные

для

педагога

и

обучающихся в соответствии с СанПин.


Песочницы с песком, набор разнообразных мелких фигурок по

тематикам


Музыкальный центр



Ноутбук



Канцелярские принадлежности
Методическое обеспечение программы



Тематические разработки педагога



Подборка детских песен и музыкальных произведений для детей

Список литературы:
для педагогов и родителей
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной
терапии / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. – Москва : Речь, 2016. – 443 c. – Текст
: непосредственный.
2. Конаныхина, Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в
работе с детьми (методическое пособие + карточки) / Е. Ю. Конаныхина. –
Мосвка : Генезис, 2016. – 158 c. – Текст : непосредственный.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга
для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. –
Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2010. – 228 с. – Текст : непосредственный.
4. Данилова, И. Г. – Анализ песочной композиции клиента :
методические материалы / Данилова И. Г. – Москва : ИПиКП, 2015. – 124 с.
– Текст : непосредственный.
5. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 224 с
6. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А.
Сакович. –

Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 176 с. – Текст :

непосредственный.

Приложение 1
Календарно – тематический план
Формы
наглядные

проведения

занятий:

(показ иллюстраций,

словесная

работа

по

(беседа,

объяснение);

образцу);

практические

(самостоятельное выполнение задания, проектирование, тестирование).
Работа на занятиях осуществляется индивидуально, в парах, в группах.
Время проведения занятий в соответствии с расписанием группы на
учебный год.
Место проведения: учебная аудитория в соответствии с СанПин, в
которой находятся учебные столы и стулья стандартные для педагога и
обучающихся, песочницы.
Месяц
09

№ занятия
1,2

Тема занятия
«Построй свой

Количество часов
Всего

Теория

4

1

Практика Формы контроля
3

Диагностическая

мир»

методика

Знакомство

«Построй свой

участников,

мир»

ознакомление с
методом,
первичная
диагностика.
10

3,4,5

«Внутри и

6

1

5

6

1

5

Собеседование

снаружи»
(работа с
личностными
границами)
10

6,7,8

«Мои границы»
(работа с

Наблюдение и
собеседование

личностными
границами)
11

9,10,11

«Построй свою
проблему»
(работа с

6

1

5

Групповая оценка
работ

проблемой и
причинами)
11.12

12,13,14

«Кто спрятался?»

6

1

5

(работа с

Наблюдение и
собеседование

проблемой и
причинами)
12. 01

15,16,17

«Что я чувствую?»

6

1

5

(работа с

Наблюдение

проблемой и
причинами)
.01

18,19,20

«Я настоящий»

6

1

5

(работа с

Конкурс
творческих работ

проблемой и
1причинами)
02

21,22,23

«Мой мир сейчас»

6

1

5

(диагностика)

Диагностическая
методика
«Построй, что
захочешь»

02. 03

24,25,26

«Мои ресурсы»

6

1

5

Проект

6

1

5

Собеседование

8

1

7

Групповая оценка

(поиск путей
разрешения)
03. 04

27,28,29

«Мои желания»
(поиск путей
разрешения)

04, 05

30,31,32,33 «Я создаю сам»
(поиск путей

работ

разрешения)
05

34,35,36

Итого

«Я и мир»

6

1

5

Диагностическая

(завершающее

методика

занятие, итоги,

«Построй свой

диагностика)

мир»
72

12

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».