1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Оздоровительно-образовательного центра (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г.№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196», Приказа Министерства образования и молодежной политики от 04.03.2022 № 219-Д «О внесении изменений в методологические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-Д», на основании Устава МБУДО ООЦ и другими нормативно-правовыми актами. 1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - ДООП) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин. Программа – разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей и взрослых. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности. 1.3. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. 1.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. 1.5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. Направленность (профиль) образования ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. 2. Структура дополнительной общеобразовательной программы Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает: 1. Титульный лист; 2. Комплекс основных характеристик ДООП; 3. Комплекс организационно - педагогических условий, включая формы аттестации; 4. Список литературы; 5. Приложения. 2.1. Титульный лист должен содержать: - название организации; - гриф принятия (рассмотрения) ДООП на заседании педагогического совета МБУДО ООЦ с указанием даты и номера протокола; - гриф утверждения ДООП с печатью и подписью руководителя образовательной организации, указанием номера и даты приказа; - название ДООП (должно быть, коротким, емким, привлекательным, а главное отражающим направленность дополнительного образования (далее ДО и содержание программы); - возраст учащихся; - срок реализации программы; - ФИО, должность автора – разработчика(составителя) ДООП; - территория. (Приложение 2) 2.2. Комплекс основных характеристик ДООП; Пояснительная записка должна содержать: - Направленность (профиль ДООП): • техническая; • научно-естественная; • физкультурно-спортивная; • художественная; • туристско-краеведческая; • социально-гуманитарная. - Актуальность (своевременность, современность, соответствие потребностям времени) раскрывается через соответствие программы • нормативным правовым актам и государственным программным документам (перечисление современных нормативно-правовых актов, послуживших основанием для разработки данной программы и государственных программных документов, подтверждающих необходимость развития данной направленности ДО); • региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам (особенности развития региона, конкретной территории, социальный заказ муниципального образования, потенциал образовательного учреждения); • потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей; • соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры. - Отличительные особенности программы, новизна – в данном подразделе нужно указать, на основе какой(каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и их авторов, чей опыт обобщен и использован при разработке данной программы; характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие. - Адресат программы – возраст и категория учащихся (краткая характеристика возрастных особенностей и иных медико-психологических характеристик обучающихся, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной, в соответствии с профилем программы). В этом пункте так же необходимо указать условия приема детей: систему набора в группы (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье); принципы формирования учебных групп. - Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий Пример: Продолжительность одного академического часа-45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 мин. Общее количество часов в неделю-4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. - Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность части ДООП (года обучения, модуля) по учебному плану в часах. - Срок освоения программы определяется содержанием программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. Количество часов указывается в академических часах. Пример: Объем программы – 260 Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 108 часов в год, 2 год обучения: 152 часа в год. Срок освоения программы должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе. - Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации образовательного процесса: Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия участвуют как минимум две образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность (на титульном листе должны быть указаны грифы обеих организаций, в программе прописывается участие каждой организации в реализации своей части программы). Модульные программы- программы, построенные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. При разработке программ с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения указываются имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули). При разработке разноуровневых общеразвивающих программ указываются уровни сложности, содержание и материал данных общеразвивающих программ должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: • «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. • «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организаций материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. • «Продвинуты уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. - Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. - Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать беседы, лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ; - Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, спектакль, соревнования и т.д. Цель и задачи программы Цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна, значима; связана с названием программы и отражать ее направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы. Цель может быть направлена На развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей обучающихся; на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни; на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр. При формулировке лучше использовать ключевое слово в форме существительного (развитие, приобщение, профилактика, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности, укрепление, взаимодействие, совершенствование и т.д.) Задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: обучать, прививать, развивать, формировать, воспитывать, корректировать, осуществлять, прививать. При формулировании задач необходимо пользоваться следующей классификацией: обучающие (предметные) - развитие познавательного интереса к чемулибо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.; развивающие (метапредметные) - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.; воспитательные (личностные) - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, которые определяются как предметные, метапредметные и личностные. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучать, формировать, обеспечивать, поддерживать, расширить, углублять, знакомить, предоставлять возможность, способствовать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и т.д. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Учебный план полного курса программы содержит наименование разделов (дисциплин), определяет последовательность и общее количество часов на их изучение, оформляется в виде таблицы; составляется на весь период обучения по годам. В данной таблице прописываются только основные разделы (темы, блоки, модули) программы. В учебном плане указывается общий объем программы, распределение академических часов, отведенных на освоение программы по годам обучения и разделам (курсам, модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности, указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических занятий. Если в программе предусмотрены различные формы обучения, самостоятельная работа обучающихся, занятия с использованием дистанционной формы, отведенное для них время указывается в учебном плане отдельно. Формы промежуточной (итоговой) аттестации, указанные в учебном плане, должны соответствовать локальному акту учреждения, регулирующему вопросы аттестации обучающихся; они могут быть как едиными на протяжении всей программы, так и различаться в зависимости от уровня сложности, года обучения и конкретного раздела(модуля). Промежуточная и итоговая аттестация проводится за счет времени, отведенного на освоение программы. Форма учебного плана может варьироваться и изменяться в зависимости от сложности программы и показателей, вносимых в таблицу. (Приложение3) Учебный (тематический) план Учебный (тематический) план – таблица, содержащая названия разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации(контроля), детально раскрывает содержание разделов (модулей, курсов) оформляется на каждый год отдельно. В краткосрочных программах и программах, рассчитанных на один год обучения, понятия «учебный план» и «учебный (тематический) план»- идентичны. Оформление учебного (тематического) плана показана в Приложении 3. Содержание учебного (тематического) плана Содержание учебного (тематического) плана-реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических и практических частей. Изложение содержания разделов(модулей), тем должно соответствовать порядку их представления в учебном (тематическом) плане. Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно. Материал следует излагать назывными предложениями. (Приложение 3) Планируемые результаты Планируемые результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы и определяют совокупность знаний, умений, навыков, а также компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися в процессе освоения программы. Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивные (знания, рефлексия деятельности); - операциональным (умения, навыки); - эмоционально - волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия) Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой. 2.3. Комплекс организационно-педагогических условий (в ДООП* раздел 2) Календарный учебный график (* п.2.1.) – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов, оформляется в виде таблицы. (Приложение 4) Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, 10 п.5) и входит элементом общеобразовательной общеразвивающей программы. Условия реализации программы (* п.2.2.) - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы: (материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, методические материалы). Материально-техническое обеспечение-характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на количество обучающихся в группе. Кадровое обеспечение-общие сведения о требованиях к квалификации педагогических работников и других специалистов, участвующих в реализации общеобразовательной программы. Методические материалы-обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации- указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных. Методические материалы включают в себя описание методов обучения, воспитания, педагогических технологий, форм занятий, алгоритма занятия. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы. (Приложение 5) Формы аттестации и контроля (* п.2.3.) – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи, необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, соревнования, вернисажи и т.д.). Порядок аттестации учащихся определяется локальным нормативным актом организации дополнительного образования и может включать в себя: - стартовый контроль проводится в начале учебного года, определяется уровень подготовленности обучающегося к выбранному виду деятельности. - текущий контроль освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; - промежуточную аттестацию после освоения отдельной части или всего объема учебного материала по полугодиям; - итоговую аттестацию после освоения всего объема дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (утверждается локальным актом учреждения). - оценочные материалы– пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) оформляется в табличной форме (Приложение 6) Для каждой общеразвивающей программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики, соответствующие планируемым результатам освоения программы. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий помещаются в Приложении к программе. Диагностические материалы (таблицы, вопросники, анкеты, тесты) приводятся в Приложении к программе. 2.4. Список литературы Список литературы (* п.3) содержит перечень литературы, необходимой для успешного освоения программы; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.5-2008) и библиогарфическим описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); может быть составлен для различных участников образовательного процесса. Нормативные документы размещаются в начале списка и перечисляются в следующем порядке: уровень РФ (законы, указы президента, постановления правительства, письма), уровень региона, уровень учреждения (Устав и локальные акты, регламентирующие разработку и реализацию программ). Методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным документом. Литература, использованная при составлении программы (библиографические ссылки): авторские программы, методические рекомендации, литература по педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая литература, периодические издания, репертуарные сборники и т. д. Литература для обучающихся и родителей (библиографические описания): справочная, познавательная литература по разделам (темат) общеобразовательной программы, периодические издания, публикации, детская литература, литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной работы, источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ. Отдельным документом к общеобразовательной программе оформляется Аннотация программы (краткое содержание программы, краткая характеристика. Представляет собой краткий рекламный текст. Необходимо показать отличительные особенности и достоинства программы. Аннотация должна включать в себя: направленность; на какой возраст рассчитана программа; на сколько лет и часов разработана программа; на какой результат ориентирована. Аннотация не должна занимать более 0,5 страницы. 2.5. Приложения к программе В приложениях к дополнительной общеразвивающей программе размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных мероприятий (программа аттестации учащихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое. 3. Порядок разработки Программы Программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе примерной или авторской программы по предмету – в соответствии с образовательной программой учреждения. Количество учебных часов по предмету в программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану учреждения на каждый учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке. 4. Компетенция и ответственность педагогов К компетенции педагога относятся: - разработка Программ; - использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога; - организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка учреждения, иными локальными актами учреждения; - осуществление текущего контроля освоения дополнительной общеобразовательной программы и промежуточной аттестации учащихся; Педагог несет ответственность за: - невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; - реализацию учащимися не в полном объеме практической части программ в соответствии с учебным планом учреждения и графиком учебного процесса (расписанием занятий); - качество знаний, умений и способов деятельности учащихся по учебному курсу, предмету; - нарушение прав и свобод учащихся во время реализации Программ. 5. Утверждение Программы Программа утверждается приказом директора образовательного учреждения. 5.1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: - разработка или модификации Программы педагогом и передача на рассмотрение заместителю директора по учебно-воспитательной работе Центра не позднее 1 июля; - передача Программы на утверждение Педагогическому совету не позднее 10 августа; - утверждение директором не позднее 19 августа. 5.2. При несоответствии Программы установленным требованиям заместитель директора по учебно-воспитательной работе возвращает Программу педагогу на исправление. Данная процедура должна занимать не более 3 дней. 5.3. Педагог допускается к проведению занятий при наличии утвержденной директором Программы. 5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором Центра, и утверждены директором. 6. Заключительные положения 6.1. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III). 6.2. Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления: соответствия результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заявленным в программе целям и планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. 6.3. Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам может проводиться в порядке и формах, установленных локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 6.4. Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися и (или) обучающимися» (ФЗ ст.33, п.2). 6.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 196, п.11). 6.6. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2). 6.7. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей учащихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок 196 , п.9), и устанавливаются по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся (Порядок 196, п.9 и п.13). 6.8. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ФЗ ст.30, п.2). 6.9. Образовательная программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом Об образовании в РФ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9). Приложение 1 Требования к оформлению программы и ее элементов Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац –отступ- 1,25 см, поля – верхнее – 20мм, правое – 10 мм, левое и нижнее – не менее 20 мм., колонтитул – 1,8 см.; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Оформление таблиц и рисунков Каждая таблица нумеруется и имеет свое название. Слово Таблица сокращать нельзя и порядковая цифра (без знака №) пишется в правом верхнем углу; ниже по центру размещается название таблицы строчными буквами и еще ниже размещается сама таблица. При оформлении таблиц точки в строках не ставятся и сокращения не допускаются, исключение составляет слово «Колво». Записи в строках пишутся с заглавной буквы. Например: Таблица 1 Учебно-тематический план первого года обучения п/п 1 1.1 Наименование темы Вводные занятия Правила техники безопасности, гигиенические требования к занимающимся спортом Кол-во Из них часов Теория 10 8 Практи ка 2 1 1 - Формы аттестации/ контроля Групповой опрос Рисунками именуются фотографии, схемы, графики, диаграммы и т. д. Рисунки имеют в тексте сквозную нумерацию. Наименование рисунка помещают под ним в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Поясняющие данные (легенды) располагают под рисунком. Иллюстрации необходимо размещать непосредственно после ссылки в тексте. Например: Рис. 1. Сгибание туловища из положения лежа на спине Приложение2 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР Г. Екатеринбург ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» Модуль 1 для детей 10 - 14 лет срок реализации – 6 месяцев Авторы-составители: Баранова Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; Лямина Анна Андреевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Екатеринбург, 2022 Приложение 3 Учебный план. Форма 1 № п/п 1 2 3 4 Название раздела (модуля) Аппликация Оригами Объемная скульптура из бумаги Папье-маше Итого Всего по программе Количество часов (теория/практика) 1 год обучения 2 год обучения Форма аттестации (контроля) 11 (2/9) 11 (2/9) 8 (1/7) 6 (1/5) 8 (1/7) 10 (2/8) Выставка работ Выставка работ Защита проекта 4 (1/3) 34 10 (2/8) 34 68 Выставка работ Форма 2 Уровень Год сложности обучения * ** Название раздела (модуля) стартовый Введение в 4 3 программу Классический 34 6 танец Народный танец 34 6 Итого на стартовом уровне: 72 часа Введение в 2 2 программу Классический 52 6 танец Народный танец 45 5 Современный 45 8 танец Введение в 2 2 программу Классический 50 4 танец Народный танец 46 4 Современный 46 4 танец Итого на базовом уровне: 288 часов Всего по программе:360 часов Базовый 1 2 3 Количество академических часов всего теория практика * для разноуровневых программ ** для долгосрочных программ Форма аттестации (контроля) 1 Собеседование 28 Отчетный концерт 28 46 40 33 46 42 42 Приложение 3 Учебный план. № п/п 1 2 3 4 Название раздела (модуля) Количество часов (теория/практика) 1 год обучения 2 год обучения Аппликация Оригами Объемная скульптура из бумаги Папье-маше Итого Всего по программе Форма аттестации (контроля) 11 (2/9) 11 (2/9) 8 (1/7) 6 (1/5) 8 (1/7) 10 (2/8) Выставка работ Выставка работ Защита проекта 4 (1/3) 34 10 (2/8) 34 68 Выставка работ Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название раздела (модуля) Количество академических часов всего теория практика 1. Аппликация 4 3 1 1.1 2 1 1 1.2 1.3 Аппликация. Свойства бумаги Обрывная аппликация Многослойная аппликация 3 3 1 2 3 1.4 Объемная аппликация 3 2. 2.1 2.2 2.3 Оригами 11 2 Оригами-вид искусства 3 1 Складывание оригами по 6 1 схеме Панно из оригами 2 Итого 22 8 1.,2. - разделы(модули)плана 1.1.,1.2. - темы, раскрывающие раздел (модуль) 3 9 2 5 Форма аттестации (контроля) Выставка работ Анализ работ Взаимоанализ работ Презентация работ Выставка панно Анализ работ 2 18 Пример: Содержание учебного (тематического) плана 1.Аппликация 1.1. Аппликация. Свойства бумаги Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материал для аппликации. История бумаги. Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумги. Изготовление бумаги из бумажного теста 1.2. Обрывная аппликация Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации.Техника безопасности при работе с клеем. Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя любимая мягкая игрушка» Приложение 4 Календарный учебный график на ХХХХ-ХХХХ учебный год № п/п 1 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 24 2 Количество учебных дней 48 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов 96 5 Начало занятий 1 декабря 6 Выходные дни 31 декабря-8 января 7 Окончание учебного года 31 мая Приложение 5 Методические материалы № п/п Название раздела, темы Материальнотехническое оснащение Дидактическометодический материал Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Приложение 6 Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Характеристика оценочных материалов Планируемые Критерии Виды контроля/ Диагностический результаты оценивания промежуточной инструментарий аттестации (формы, методы, диагностики)