1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об образовательной программе МБУДО ООЦ (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ. 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание и требования к оформлению образовательной программы МБУДО ООЦ. 1.3. Образовательная программа МБУДО ООЦ (далее – Образовательная программа) определяет содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. 1.4. Под Образовательной программой понимается совокупность основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации обучающихся. 2. Структура Образовательной программы 2.1. Образовательная программа представляет собой совокупность взаимосвязанных документов. 2.2. Структура Образовательной программы должна содержать следующие разделы: 2.2.1. Титульный лист. 2.2.2. Целевой раздел, который представляется в виде пояснительной записки к Образовательной программе; 2.2.3. Содержательный раздел, который включает в себя: • Дополнительные общеобразовательные программы; • Организационно-содержательные условия (календарный график, учебный план, оценочные и методические материалы) • Организационный раздел, который описывает научно-методические, организационно-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия реализации положений Образовательной программы и ее информационное обеспечение. В данный раздел в обязательном порядке включаются: • Учебный план; • Календарный учебный график; • Оценочные и методические материалы. 2.3. На титульном листе Образовательной программы указываются: 2.3.1. наименование Учредителя, образовательного учреждения; 2.3.2. наименование программы и период ее реализации; 2.3.3. гриф согласования и утверждения программы. В случае внесения изменений в Образовательную программу на титульном листе указывается соответствующий приказ руководителя учреждения дополнительного образования, утвердивший внесенные изменения. В случае, если внесенные изменения в совокупности составляют более чем 50% от содержания Образовательной программы, осуществляется печать Образовательной программы в новой редакции по состоянию на дату последних изменений. 2.3.4. название города, населенного пункта, в котором реализуется Образовательная программа; 2.3.5. год разработки Образовательной программы. 2.4. Пояснительная записка к Образовательной программе должна содержать: цели и задачи программы, принципы построения образовательного процесса, перечень документов, регламентирующих организацию образовательного процесса, описание процесса управления реализацией образовательной программой. 2.5. Дополнительные общеобразовательные программы. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должно строиться на следующих принципах дополнительного образования: • свобода выбора программ, режима их освоения; • вариативность, гибкость и мобильность программ; • возрастосообразность программ и форм, возможности межвозрастного взаимодействия; • деятельностный, продуктивный характер программ; • открытый и сетевой характер, модульное устройство программ, возможность взаимозачета результатов; • принцип социальной адаптивности к изменяющимся условиям и неопределенности. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: • формирование и развитие творческих способностей учащихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся; • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; • профессиональную ориентацию учащихся; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; • формирование общей культуры учащихся; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Оформление и содержание структурных элементов дополнительных общеобразовательных программ: 2.5.1. Титульный лист. На титульном листе необходимо указать: • наименование образовательного учреждения; • гриф согласования и утверждения Программы; • название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; • период реализации Программы; • Ф.И.О. педагога, автора составителя Программы. • название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа; • год разработки Программы. 2.5.2. Пояснительная записка. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе должны быть раскрыты: • направленность дополнительной общеобразовательной программы; • новизна (для авторской программы), актуальность, педагогическая целесообразность; • цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы; • отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ; • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы; • сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); • условия реализации программы (режим и формы учебных занятий); • планируемые (ожидаемые) результаты, способы их достижения и перечень контрольно-измерительных материалов; • формы промежуточной и итоговой аттестации (подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, соревнования, конкурсы и т.д.). 2.5.3. Учебно-тематический план. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы должен содержать: • перечень разделов, тем занятий; • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 2.5.4. Содержание программы. Содержание дополнительной общеобразовательной программы должно быть отражено через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 2.5.5. Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной дисциплины (курса). 2.5.6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, практической работе, тестированию, контрольной работе, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.). 2.5.7. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы должно быть представлено перечнем требований к помещению, оборудованию, техническим средствам обучения, устройствам, и т.п., а также к одежде обучающихся и условиям проведения занятий. 2.5.8. Учебно методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Учебно - методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы должно предусматривать: • обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.; • обеспечение оценочными материалами (используемыми для проведения промежуточной или итоговой аттестации). 2.5.9. Список литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р.7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка». 2.5.10. Аннотация. Краткое представление программы. 2.5.11. Сведения о разработчике (фамилия имя отчество, должность, квалификационная категория, контактный телефон). 2.6. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – Рабочая программа). Рабочая программа – локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание образования, а также планируемые результаты, формы учебной работы и контроля, особенностей учебновоспитательного процесса в условиях МБУДО ООЦ и учебного года. Рабочие программы разрабатываются педагогами дополнительного образования на основании Положения о рабочей программе МБУДО ООЦ. Рабочие программы составляются для обеспечения планирования, организации и управления процессом освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы в соответствующем учебном году с учетом потребностей и особенностей контингента обучающихся, а также форм, средств, методов обучения и воспитания, предполагаемых к использованию конкретным педагогом в пределах реализуемой дополнительной общеобразовательной программы. Оформление и содержание структурных элементов Рабочих программ: 2.6.1. Титульный лист. На титульном листе необходимо указать: • наименование образовательного учреждения; • гриф согласования с зам. директора по УВР и принятия Рабочей программы на Педагогическом совете; • название дополнительной общеобразовательной программы, к которой разработана настоящая Рабочая программа; • период реализации Рабочей программы; • Ф.И.О. педагога, реализующего Рабочую программу. • название города, населенного пункта, в котором реализуется Рабочая программа; год разработки дополнительной общеобразовательной программы. 2.6.2. Краткая пояснительная записка. В пояснительной записке указывается: • название дополнительной общеобразовательной программы, на основе которой разработана Рабочая программа, ее направленность, возраст детей, год обучения, общий объем часов; • цели и задачи программы в текущем учебном году; • режим учебных занятий (количество групп и количество обучающихся в группе, количество учебных занятий в неделю и порядок реализации учебного плана); • планируемые (ожидаемые) результаты, способы их достижения и перечень контрольно-измерительных материалов; • особенности организации образовательного процесса в текущем учебном году; • отклонения от утвержденной образовательной программы (если имеются) и их обоснование. 2.6.3. Календарно-тематический план на соответствующий учебный год. Для написания календарно-тематического плана необходимо использовать «Учебно-тематический план» и «Содержание» дополнительной общеобразовательной программы, на основе которой разработана Рабочая программа. Календарно-тематический план представляется в табличной форме и содержит даты, номера и темы занятий, количество учебных часов, отводимых на каждое занятие, в том числе распределение часов между практической и теоретической частью занятия, а также формы текущего контроля. 2.7. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является основанием для составления тарификационных списков педагогических работников образовательного учреждения на соответствующий учебный год. Учебный план содержит пояснительную записку и непосредственно учебный план в табличной форме. Пояснительная записка к учебному плану содержит цель и задачи учебного плана, перечень документов, на которых базируется учебный план, перечень реализуемых в данном учебном году дополнительных общеобразовательных программ с указанием их направленности, формы промежуточной аттестации обучающихся, а также описание процедуры корректировки учебного плана. Учебный план в табличной форме может быть структурирован по структурным подразделениям образовательного учреждения, по направленностям дополнительных общеобразовательных программам (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-педагогической) или по наименованиям дополнительных общеобразовательных программ и должен содержать: - названия дополнительных общеобразовательных программ; - названия направленностей дополнительных общеобразовательных программ; • - трудоемкость каждой дополнительной общеобразовательной программы (количество часов, предусмотренных на одного обучающегося в неделю, в год); - последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности (сроки реализации каждой дополнительной общеобразовательной программы и количество групп обучающихся по годам обучения). 2.8. Календарный учебный график – документ, который определяет плановые периоды обучения и перерывов при получении образования по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым в соответствующем учебном году (продолжительность в течение учебного года обучения и каникул для всех категорий обучающихся). 2.9. Оценочные и методические материалы. Оценочные и методические материалы Образовательной программы состоят из оценочных и методических материалов всех дополнительных общеобразовательных программ, а также комплекса иных документов образовательного учреждения, обеспечивающих аттестацию обучающихся. Реализация дополнительных общеобразовательных программ должна обеспечиваться учебно-методической документацией (учебниками, учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Результативность освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ оценивается на каждом этапе обучения и по окончании срока реализации программы путем проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Порядок их проведения определяется соответствующим нормативным локальным актом образовательного учреждения. Аттестация обучающихся должна строиться на принципах научности, учета их индивидуальных и возрастных особенностей, свободы выбора педагогом методов и форм проведения, обоснованности критериев оценки результатов, учета специфики деятельности детского объединения. Аттестация обучающихся должна обеспечивать оценку не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов образования. 2.10. В организационный раздел Образовательной программы рекомендуется включить: 2.10.1. Материально-технические условия реализации положений Образовательной программы. Материально-технические условия учреждения дополнительного образования должны быть представлены перечнем помещений, оборудования, технических средств обучения, устройств, приспособлений, инструментов, необходимых материалов, а также специальными требованиями к работе в учебных помещениях, обеспечивающих возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных Образовательной программой. Материально-технические условия должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, в образовательном учреждении должны быть созданы условия для обеспечения и развития этих условий. 2.10.2. Кадровые условия реализации положений Образовательной программы должны быть представлены аналитической информацией о кадровом составе педагогических работников МБУДО ООЦ с указанием: соответствия квалификации педагогических работников квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам; • доли педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, и ее соответствия показателям, установленным в Муниципальном задании для конкретного образовательного учреждения, а также количество аттестованных на соответствие занимаемой должности; • план повышения квалификации и аттестации педагогических работников; • соответствия периодичности получения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности установленным требованиям (не реже, чем один раз в три года). 2.10.3. Информационное обеспечение реализации Образовательной программы, представленное описанием: • условий обеспечивающих доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) учебного плана; • состоянием укомплектованности библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам курсам, дисциплинам (модулям), официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями; • возможности доступа обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 2.10.4. Финансовые условия реализации Образовательной программы. Финансирование реализации дополнительных общеобразовательных программ должно осуществляться в объеме, позволяющем обеспечивать качество образования. Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детям по общеобразовательным программам дополнительного образования и дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств» устанавливаются учредителем МБУДО ООЦ. • 3. Порядок разработки, утверждения и реализации Образовательной программы 3.1. Образовательная программа разрабатывается и утверждается МБУДО ООЦ самостоятельно на каждый учебный год в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном его уставом. 3.2. Образовательная программа разрабатывается с учетом возрастных, психофизических особенностей, склонностей, способностей, интересов и потребностей обучающихся. 3.3. В разработке Образовательной программы имеют право принять участие педагогические работники МБУДО ООЦ. 3.4. МБУДО ООЦ обязано обеспечивать реализацию в полном объеме Образовательной программы и соответствие качества подготовки обучающихся установленным в ней требованиям. 3.5. Администрация МБУДО ООЦ обеспечивает контроль реализации Образовательной программы.