АРТ-Класс

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«АРТ-КЛАСС»
для учащихся 9 - 13 лет
срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Вострикова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3

Содержание общеразвивающей программы

9

1.4

Планируемые результаты

12

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Условия реализации программы

15

2.2

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

19

Список литературы

20

Приложение 1

22

Приложение 2

24

Приложение 3

27

1

2

3

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность данной программы – художественная. Программа
разработана как стартовая для дополнительного образования детей младшего
школьного возраста по художественно-творческому развитию.
Актуальность программы «АРТ-Класс» обусловлена тем, что в
настоящее время возрастает значимость интеллектуального и творческого
потенциала каждого человека. К числу наиболее актуальных проблем относится
сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление
времени продуктивной работы. В связи с этим большое значение имеет
формирование у человека с детских лет тяги к творчеству, к изобретательской,
рационализаторской и исследовательской деятельности. Занятия по данной
программе дают детям возможность оказаться в среде, способствующей
развитию творческих способностей, получить свой личный опыт применения
полученных знаний на практике, содействуют личностному самоопределению.
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «АРТКласс» разработана на основании действующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 093242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Программа актуальна, так как отвечает региональным социальноэкономическим потребностям и особенностям образовательного пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку
возможности максимально полного раскрытия его творческого потенциала.
4

Данная программа отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом и личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих
технологий, созданием комфортной атмосферы и «ситуаций успеха»,
стимулирующих мотивацию детей к занятиям творчеством. Отвечает желанию
детей рисовать, конструировать, стремлению быть успешными.
Новизна программы «АРТ-Класс» состоит в том, что содержание
образовательного процесса включает самостоятельное проектирование и
изготовление объектов, направленное на решение конкретных задач.
Отличительные особенности программы объясняются ее
направленностью на развитие мотивации личности ребенка к познанию, на
раскрытие его способности к творчеству, на формулирование умения находить
целесообразные варианты решения стоящих перед ним задач, прогнозировать
возможные ситуации и получать желаемый результат. В процессе обучения у
детей развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к
оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества,
характерные для человека с развитым интеллектом. Содержание программы
строится с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей
детей. Для обучающихся создаются условия для повышения социального
статуса среди сверстников, укрепления личного достоинства, развития умения
взаимодействовать с окружающими людьми, достижения успеха в избранном
виде деятельности. Немаловажно и то, что в коллективе единомышленников,
равных по возрасту, у ребенка воспитывается уважение к труду и человеку
труда, самостоятельность и ответственность за собственные действия и
поступки, повышается самооценка за счет возможности самоутвердиться путем
достижения определенных результатов.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО и ДПИ в данной
программе позволяет детям пробовать себя в роли исследователя, создателя
чего-то нового и необычного. Создавать желаемые образы, визуализировать
свои мечты – это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде
исполнения желаний и развития креативного мышления.
5

Адресат общеразвивающей программы – дети школьного возраста с 9 до
13 лет.
Режим занятий: занятия проходят один раз в неделю, по 2 академических
часа (1 ч. 40 мин: 45 минут + 10 минут перерыв + 45 минут).
Численность обучающихся в группе: 8-17 человек.
Объем общеразвивающей программы: 84 часа.
Продолжительность общеобразовательной программы: 1 год, в год 84
часов, 42 учебные недели.
Срок реализации общеразвивающей программы: 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих способностей ребенка,
проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
 формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению
выполненной работы;
 обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
 обучить художественному моделированию из бумаги;
 обучить приемам конструирования.
Воспитательные:
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
 воспитание аккуратности.
Развивающие:
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
6

 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их
причины; содержать в порядке своё рабочее место);
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение
(оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь
другим, разрешать конфликтные ситуации).
Формы обучения и виды занятий: фронтальная, индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая.
Вид занятий:
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий период.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над собственным
воспроизведением иллюстрации к сказкам, литературным произведениям.
Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
7

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
В течении учебного года обучающиеся ознакомятся с таким
художественным направлением, как мультипликация. Мультипликация – это
групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов,
дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художникамультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и
ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо
выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание.
На занятиях обучающиеся создадут собственный нарисованный проект минимультфильма. Творчество детей проявляется в создании своей нарисованной
сказки, стихотворения и рассказа.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей данной программе обучения отслеживаются
три вида результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь курс).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
 через механизм тестирования:

8

а) вводное тестирование (цель – определение уровня начальных знаний)
(Приложение 1);
б) устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного
материала;
в) итоговое тестирование (цель – определение уровня знаний по
программе) (Приложение 2);
 через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в карте индивидуального развития ребенка
(Приложение 3).
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется
следующая таблица (табл. 1).
Таблица 1
Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
№

Фамилия, имя
ребёнка

Название
конкурса,
выставки

Дата

Название работы
(художественный
материал)

Результат

1.
2.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Таблица 2
Учебный (тематический) план.
№

Название раздела, темы

п/п
1
1.1
1.2

Введение в программу
Знакомство с программой.
Особенности обучения
Правила техники
безопасности в изостудии

Количество часов
Всего
Теория
Практика

2

1

9

1

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Вводное
тестирование.

2

Мультипликация

22

8

14

2.1

Как создается мультфильм?

9

4

5

2.2

13

4

9

3

Обрисовка и составление
мультипликационного
коллажа
Бумагопластика

20

6

14

3.1

Объемное моделирование

9

2

7

3.2

9

4

5

4

Другие формы работы с
бумагой
Лепка

18

4

14

4.1

Лепка из глины

10

2

8

4.2

Лепка из пластилина

8

2

6

5

Живопись

22

7

15

5.1

Рисование с натуры (пленер)

6

2

4

10

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
конструкторских
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Групповая оценка
работ.

5.2
5.3

Копирование работ
выдающихся художников
Нетрадиционные техники
рисования
Итого:

7

3

4

9

2

7

84

26

58

Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.

Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года
обучения.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом курса.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в аудитории.
Теория: Техника безопасности в аудитории. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Мультипликация.
Тема 2.1. Как создается мультфильм?
Теория: Что такое нарисованный мультфильм и как его нарисовать.
Практика: Подвижный нарисованный мультипликационный герой.
Эскизные зарисовки.
Тема 2.2. Обрисовка и составление мультипликационного коллажа.
Теория: Несуществующий герой сказки. Кто будет актерами моего
мультфильма?
Практика: Эскизные зарисовки, проработка деталей и озвучивание
персонажа (запись на диктофон).
Раздел 3. Бумагопластика.
Тема 3.1. Объемное моделирование.
Теория: Конструирование из бумаги и его художественные возможности.
Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания,
склеивания бумаги.

11

Практика: Создание творческой работы в технике «папье-маше».
Создание нарисованной объемной модели на тему «Акварельный городок».
Сборка макета. Зарисовка городских жителей.
Тема 3.2. Другие формы работы с бумагой.
Теория: Знакомство с различными видами форм (геометрическими,
природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и
ассоциации.
Практика: Поделка «Воздушный змей». Индейский «вигвам». Головной
убор индейцев. Создание картины в технике «кинусайга».
Раздел 4. Лепка.
Теория: Демонстрация различных материалов для лепки, пластилин,
глина, тесто. Особенности каждого материала, разница в свойствах
пластичности. Конструктивный и пластический способы лепки.
Практика: Лепка из пластилина и соленого теста плоских рельефных
форм.
Тема 4.1. Лепка из глины.
Теория: История появления самого древнего материалы для лепки.
Свойства данного материала и использование изделий из глины в быту.
Практика: Выполнение работы «Замок», «Жемчужная ваза».
Тема 4.2. Лепка из пластилина.
Выполнение задания «Пластилиновый мир», «Черепашка на пляже»,
«Пластилиновое поздравление».
Раздел 5. Живопись.
Тема 5.1. Рисование с натуры (пленер).
Теория: Прогулка по красивым местам города. Объяснение правил
перспективы при рисовании с натуры.
Практика: Зарисовки с натуры городского пейзажа, растительного
пейзажа. Обсуждение выполненных работ.
Тема 5.2. Копирование работ выдающихся художников.
12

Теория: Понимание пользы копирования произведений искусства для
начинающих художников.
Практика: Выбор картины из представленного ряда произведений
изобразительного искусства для создания копии.
Тема 5.3. Нетрадиционные техники рисования.
Теория: Изучение различных приемов нетрадиционного рисования.
Практика: Создание собственной авторской работы в данной технике.
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения курса:
 формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к
новым способам самовыражения;
 познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
 адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой
деятельности;
 формирование внутренней позиции на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
 формирование познавательной мотивации, устойчивого интереса к
новым способам познания.
Метапредметные результаты.
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку художественно-творческая деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение
которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
13

 Различать, называть и применять на практике способы работы с
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 различать способ и результат действия;
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
 высказываться в устной и письменной форме;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
 использованию методов и приемов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:

14

 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве с
другими детьми необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
 сформированность основ художественной культуры; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе
и оценке художественных изделий;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся
на
ИКТ
(цифровая
фотография,
видеозапись,
элементы
мультипликации и пр.).
 сформированность знаний об особенностях материалов, применяемых
в художественной деятельности; о разнообразии выразительных
средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил
плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
 расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
15

 познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
 использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
 познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего дома;

сформировать навыки работы с информацией.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица 2
№
Основные характеристики
образовательного процесса
п
/п
1

Количество учебных недель

42

2

Количество учебных дней

42

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

84

5

Начало занятий

1 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

30 июня

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение
программы.
Учебная
аудитория. Мольберты. Столы. Кисти: белка, пони, синтетика плоская, щетина.
Краски: гуашь, акварель, темпера, акрил, масляные краски. Баночка для масла.
16

Баночка под воду. Ветошь. Восковые мелки. Цветные, простые карандаши.
Перья для туши. Точилка. Ластик. Папка с листами бумаги для черчения, для
акварели, формата А3. Ткань цветная (хлопок, ситец). Цветная бумага. Цветной
картон. Клей (ПВА, горячий клей). Ножницы. Сангина, соус, уголь, пастель,
тушь. Пластилин. Глина для лепки сухая, синяя. Полимерная глина. Стеки для
работы с мягкими материалами. Пенопласт. Холст (А3, А4, А2). Циркуль.
Линейка. Трафареты. Папка для хранения художественных материалов.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает
педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными
знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Информационное обеспечение. Аудиозаписи. Видео (обучающие,
мультфильмы). Экран. Компьютер. Интернет-источники.
Методические материалы
1. Учебно-методический комплекс.
1) Учебные и методические пособия:
– научная, специальная, методическая литература (см. список
литературы);
2) Материалы из опыта работы:
– образцы;
– схемы;
– шаблоны, трафареты;
– альбомы, фотографии лучших работ;
– перспективные тематические планы;
– конспекты занятий;
17

– фонотека.
3. Карта диагностики личностных достижений обучающихся.
4. Карта индивидуального развития ребенка.
5. Тестовые материалы для оценки теоритических знаний обучающихся.
Методическое обеспечение образовательной программы
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.
Это, прежде всего, художественно-творческие игры, адаптированные для
детей 9-13 лет. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие
прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и
игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные
разделы и темы. Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа
вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо
создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых
познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищноигровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей,
для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка,
ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному;
освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная
личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами,
увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского
коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение
которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и
раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как
18

правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая
новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес,
желание работать.
Для активизации детей используются задания-игры на развитие
фантазии и воображения. При этом задания-игры дифференцированы по
возрастам. Обучающиеся 9-13 лет любят игры-импровизации, где каждый
может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном,
Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция,
иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные
задачи учебного задания.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия
народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву
для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого
настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Педагог демонстрирует, как нужно
работать с разными инструментами (кисть, карандаш, ножницы, и др.). В
зависимости от тем занятия, дети занимаются за столами или мольбертами.
Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике
обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь,
глина, ткань). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги,
прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие
возможности работы над определённым заданием.

19

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях
музыка. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует
обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность
в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от
его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида
результатов: текущие, промежуточные и итоговые. Выявление результатов
20

осуществляется регулярно, происходит в виде устного тестирования по
отдельным темам каждого раздела Учебно-тематического плана, вводного,
промежуточного и итогового тестирований. Также выявление результатов
осуществляется путем наблюдения за творческой деятельностью обучающихся,
анализа творческих работ, регулярных выставок (презентаций) итогов занятий.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в карте индивидуального развития ребенка
(Приложение 3).

3. Список литературы
Литература для педагога:
1. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное
творчество.
Социальное
творчество:
пособие
для
учителей
общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. –
Москва : Просвещение, 2011. – 78 с. – ISBN 978-5-09-022883-1. – Текст :
непосредственный.
2. Ионина, Н. А. Сто великих картин / Н. А. Ионина. – Москва : Вече, 2002.
– 510 с. – ISBN 5-7838-0579-3. – Текст : непосредственный.
3. Алпатов, М. В. Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура;
Графика: Книга для учителя. В 3-х частях / М. В. Алпатов. – Москва :
Просвещение, 1987. – 543 с. – FB Б 69-72/30, FB Б 69-72/31. – Текст :
непосредственный.
4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство 5-9 класс: программа для
общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В.
Шорохов и др. – Москва : Дрофа, 2007. – 46 с. – ISBN 978-5-358-06292-4.
– Текст : непосредственный.
5. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – Москва :
ГОМЦ, Школьная книга, 2000. – 253 с. – ISBN 5-09-014501-6. – Текст :
непосредственный.
21

6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.
М. Неменский. – Москва : МИПКРО, 2003. – 141 с. – ISBN 978-5-09016417-7. – Текст : непосредственный.
7. Лоуз, Д. Дневник художника-натуралиста. Как рисовать животных, птиц,
растения и пейзажи / Д. Лоуз, Э. Лигрен. – Москва : Манн, Иванов и
Фербер, 2018. – 310 с. – ISBN 978-5-00117-556-8. – Текст :
непосредственный.

Литература для родителей и обучающихся:
1. Постникова, Т. В. История искусства для детей. Античность / Т. В.
Постникова. – Москва : Росмэн, 2002. – 127 с. – ISBN 5-353-00820-0. –
Текст : непосредственный.
2. Лишикина, О. Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное
пособие для старших классов средней школы / О. Б. Лишикина. – СанктПетербург : Специальная Литература, 1997. – 320 с. – ISBN 5-87685-108-6.
– Текст : непосредственный.
3. Джалилова, Е. Изобразительное искусство – 4. Учебник для 4 класса
общеобразовательной школы / Е. Джалилова, К. Джафарзаде. – «Bakınəşr»
: Баку, 2019. – 72 с. – ISBN-978-9952-8145-3-8. – Текст :
непосредственный.

22

Приложение 1
Тестовые материалы
для устного вводного опроса обучающихся
на выявление первоначального уровня знаний
Представлены

устные тематические тестовые

материалы

для

вводного опроса по выявлению первоначального уровня теоретических знаний
по изобразительному искусству, работы с материалами для лепки, бумагой.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень владения
23

приёмами

работы

различными

художественными

материалами,

умение

анализировать и решать творческие задачи.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и фиксируется
в сводной таблице:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже

приводятся

тестовые

материалы,

выявляющие

уровень

теоретических знаний обучающихся.
Таблица 3
Ф
И
О

Ответы (в баллах)
№ Перечень вопросов Правильны Не во всём
й
правильный
ответ
ответ
1 Назовите
выразительные
средства
живописи.
2 Какие вы знаете
способы работы с
бумагой?
3 Каких
выдающихся
русских
художников и
скульпторов вы
знаете?
4 Назовите способы
рисования
акварелью.
5 Какие материалы
для лепки вы
знаете?
6 В чем отличия
лепки из глины от
24

Неверн
ый
ответ

Оценка

7

8

пластилина?
С чего лучше
начинать рисунок
(с мелких деталей
или с крупных
частей)?
Что вы знаете о
технике «папьемаше»

Приложение 2
Итоговое тестирование по программе «АРТ-Класс»
Фамилия, имя _________________________________
1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства?
а) графика
б) скульптура
в) кино
г) живопись
2.Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
25

б) 7
в) 9
г) 13
3. К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
г) натюрморт
4. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого
стекла (смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
в) гравюра
г) репродукция
5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета,
относят к …
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельефу
6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют…
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
7. Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть…
а) мольберт
26

б) палитра
в) пастель
г) акварель
9. Что определяют, как строительное искусство, зодчество, искусство проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
г) композиция
10. Как создается работа в технике «папье-маше»?
а) Предмет покрывается пленкой, затем слоем вазелина, первый слой покрытия – смоченная в
воде газета, следующие – газета, смоченная в клее ПВА или клейстере;
б) Предмет покрывается слоем газеты, смоченной в клее ПВА;
в) Предмет покрывается клеем, затем покрывается газетой;
11. Картины, изображающие различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы.
а) пейзаж
б) портрет
в) этюд
г) натюрморт
12. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся
геометрических, растительных и животных элементов – это…
а) орнамент
б) репродукция
в) аппликация
г) колорит
13. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
14. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет и
встроенного в оконный проём?
а) живопись
27

б) витраж
в) мозаика
г) скульптура
15. Опишите технику создания картин
«кинусайга»_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Приложение 3
Таблица 4
Критерии (параметры) оценивания
личностных качеств обучающихся:
Параметр

Самостоятельность при выполнении работы
(в баллах)
«3» - обучающийся работает при постоянной
помощи педагога и под его контролем.
«4» - обучающийся работает под частичным контролем педагога.
«5» - обучающийся работает под слабым контролем
28

Параметр

педагога. Почти самостоятельно.
Качество творческой работы
(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.

Параметр

Параметр

Умение применять различные приемы работы с
художественными материалами
(краски, графические материалы, бумага, материалы для
лепки)
(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.
Использование различных приемов работы с с
художественными материалами
(краски, графические материалы, бумага, материалы для
лепки)
(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем, не применяет способы работы с
художественными материалами или применяет с большими
погрешностями
«4» - применяет различные способы работы с художественными
материалами, работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.

Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя__________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского объединения___________________
Педагог_______________________________________
29

Дата начала наблюдения_________________________

Таблица 5
Качества

Исходное
состояние

Через
полгода

Технические навыки
Декоративное рисование
Цветовое восприятие
Навыки в технике
«лепка»
Навыки в технике
«бумагопластика»
Уровень
самостоятельности на
занятиях

Участие в конкурсах, выставках и другие достижения:

30

Через год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».