Художественное мастерство

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО»
для учащихся 9 - 16 лет
срок реализации – 4 года

Автор-составитель:
Вострикова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи общеразвивающей программы

8

1.3

Содержание общеразвивающей программы

8

1.4

Планируемые результаты

21

Комплекс организационно-педагогических условий

38

2.1

Условия реализации программы

38

2.2

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

40

Список литературы

43

Приложение 1

45

Приложение 2

46

Приложение 3

47

1

2

3

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность данной программы – художественная.
Дополнительная
общеобразовательная
развивающая
программа
«Художественное мастерство» разработана на основании действующих
нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 093242;
3


Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Дополнительная
общеобразовательная
развивающая
программа
«Художественное мастерство» в качестве отправного источника использует
программу, разработанную Жежерь Л. «Юный художник» для дополнительного
образования детей.
Отличительная особенность. Программа «Художественное мастерство»
способствует совершенствованию художественного умения обучающихся
наблюдать и передавать увиденное в своих произведениях. Разнообразие
современных видов декоративно-прикладного творчества, нестандартных
технологий и использование оригинальных материалов в качестве живописной
основы для эмоциональных и выразительных композиций способствует
раскрытию творческой индивидуальности ребенка, развивает зрительную
память, пробуждает интерес к окружающей действительности, мотивирует на
эксперимент и самостоятельные творческие проекты. Данная программа
знакомит с современными видами декоративно-прикладного творчества, с
профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника.
Содержание программы максимально сближено с современными требованиями
жизни. Она является актуальной формой углубления интересов обучающихся,
4

развития творческих способностей, природной одарённости, самовыражения,
обогащения их знаний по теории и практике в искусстве.
Новизна программы. Программа позволяет познакомить обучающихся с
многообразием видов современного декоративно-прикладного творчества, их
отличительными особенностями, использованием различных материалов и
инструментов. В программе использованы собранные знания, умения и навыки
по различным видам декоративно – прикладного творчества, учитывая,
последние достижения науки. На теоретических занятиях используются
компьютерные программы для презентаций, слайдов. Практическая работа
направлена на создание творческих работ обучающихся, участие их в конкурсах
и выставках районного, городского, всероссийского уровней. Программа
помогает развивать мышление – образное и логическое, абстрактное и
конкретное, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую
моторику рук, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении цели,
чувство ритма и гармонии.
Адресат общеразвивающей программы – дети школьного возраста с 9 до
16 лет.
Индивидуальные особенности обучающихся: программа разработана
как продвинутая для дополнительного образования детей среднего и старшего
школьного возраста по художественно-творческому развитию, прошедших
обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное
искусство» или имеющих художественную подготовку.
Режим занятий: занятия проходят три раза в неделю, по 2 академических
часа (1 ч. 40 мин: 45 минут + 10 минут перерыв + 45 минут).
Число детей, одновременно находящихся в группе: 15-17 человек
каждого года обучения.
Общий объем общеразвивающей программы: 1008 часов, в год – 252
часа.
Продолжительность части образовательной программы каждого года
обучения по учебному плану – 252 часа.
Срок реализации общеразвивающей программы: 4 года.
5

Формы обучения и виды занятий: фронтальная, индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая.
Вид занятий:
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим
освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной,
эмоционально
и
информационно
насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять,
и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы
поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей, обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией
к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.

6

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
В образовательный процесс каждого года обучения также включена такая
форма занятий, как пленэр. Пленэр как один из компонентов художественного и
эстетического воспитания учащихся представляет собой рисование и живопись
на открытом воздухе. Развитие эстетических представлений об окружающем
мире в процесс непосредственного общения с природой является важным
аспектом в формировании художественных способностей детей средствами
изобразительного искусства.
Цель работы на пленэре – закрепление и расширение полученных в
течение учебного года знаний и навыков, выработка умения творчески
применять их на открытом пространстве в условиях естественного освещения.
Рисование на пленэре обогащает учащихся положительными эмоциями,
приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира,
воспитывает живой интерес к его изучению, бережное отношение к природе.
Специфика работы на пленэре диктует применение различных техник и
приемов живописи и графики, что значительно повышает и расширяет
художественный и творческий опыт детей в изобразительном искусстве.
Способы работы на пленэре, как правило – рисование (сюда входит набросок,
7

зарисовка и длительный рисунок) и живопись (краткосрочный и длительный
этюды).
В образовательный процесс 3-ого и 4 года обучения также будет внедрен
метод творческого проекта. Каждый обучающийся выберет определенную
тему проекта, над которой он будет работать в течение учебного года.
Проектная деятельность в рамках дополнительного образования ИЗО дает
возможность обучающемуся активно включатся в творческий процесс, в
процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении
образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.
По результатам изучения опыта педагогов дополнительного образования по
включению метода творческого проекта в образовательную деятельность
выявлено, что обучающиеся с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить индивидуальный стиль работы, творческий
потенциал, попробовать себя в роли исследователя. В процессе выполнения
своих индивидуальных творческих проектов обучающиеся не только реализуют
на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые
художественные методы и средства выполнения деятельности. Это позволяет
осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не
просто передачу имеющегося у педагога опыта.
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности,
заложенные в ребенке, средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
 формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
 продолжать знакомить с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы
с ними;
 совершенствовать приобретенные умения и навыки и показывать детям
широту их возможного применения;
 воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать
навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
8

 воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени;
 помогать детям в их желании сделать свои работы общественно
значимыми;
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план.
Первый год обучения.
Таблица 1
№
п/п

Наименование раздела, темы
Всего

Количество часов
Теория
Практика

1

Введение в программу

3

2

1

1.1

Знакомство с программой.
Особенности первого года
обучения
Правила техники безопасности
Рисунок

2

2

-

1
68

14

1
54

1.2
2

2.1

Рисунок как основа графики.
Рисование простых предметов с
передачей объема.

22

6

16

2.2

Монотипия, творческие
композиции с применением
приёмов монотипии.

16

4

12

2.3

Прикладная графика. Открытка,
поздравление.

12

2

10

9

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Анкетирование.

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.

2.4

Связь с рисунком, композицией,
живописью.

18

2

16

3

Живопись

81

17

64

3.1

Художественные материалы. Цвет
в окружающем мире.

18

4

14

3.2

Цветоведение.

18

4

14

3.3

Рисование с натуры предметов,
пейзажа с фигурами людей,
животных.

21

4

17

3.4

Создание образных работ с
использованием знаний по
цветоведению.

24

5

19

10

Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Пленер.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

4

Композиция

74

16

58

4.1

Основы композиции. Основные
композиционные схемы.

20

4

16

4.2

Композиция. Основные правила
композиции:

20

3

17

4.3

Создание образных работ с
использованием знаний по
композиции.

34

9

25

5

Творческая мастерская

14

3

11

5.1

Лепка из природной глины

5

1

4

5.2

Лепка из полимерной глины

2

1

1

5.3

Создание творческих работ с
использованием техники декупаж,
папье-маше, бумагопластики.

7

1

6

11

Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельна
я работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельна
я работа.
Анализ

изобразительных
умений.
Итого:

252

52

200

Учебный (тематический) план.
Второй год обучения
Таблица 2
№
п/п

Наименование раздела, темы

Всего

1

Введение в программу

3

2

1

1.1

Знакомство с программой.
Особенности второго года
обучения
Правила техники безопасности
Рисунок

2

2

-

1
78

16

1
62

1.2
2

Количество часов
Теория
Практика

2.1

Рисование различных
предметов и растений и
животных с передачей объема.

24

5

19

2.2

Творческие композиции с
применением приёмов графики

21

4

17

2.3

Прикладная графика.

18

4

14

2.4

Работа в смешанных техниках,
с использованием графических
материалов.

15

3

12

12

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Анкетирование.

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ

3

Живопись

86

16

70

3.1

Рисование с натуры предметов,
пейзажа с фигурами людей,
животных.

42

8

34

3.2

Создание образных работ с
использованием знаний по
цветоведению.

44

8

36

4

Композиция

38

21

17

4.1

Основные композиционные
схемы.

14

8

6

4.2

Создание образных работ с
использованием знаний по
композиции.

24

13

11

13

изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ

изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельна
я работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельна
я работа.
Анализ
изобразительных
умений.

5

Творческая мастерская

35

5

30

5.1

Лепка из природной глины

9

2

7

5.2

Лепка из полимерной глины

12

1

11

5.3

Создание творческих работ с
использованием техники
декупаж, папье-маше,
бумагопластики.

15

1

14

252

60

192

Итого:

Учебный (тематический) план.
Третий год обучения
Таблица 3
№
п/п

Наименование раздела, темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1

Введение в программу

3

2

1

1.1

Знакомство с программой.
Особенности второго года
обучения

2

2

-

14

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Анкетирование.

2

Правила техники безопасности
«Виды изобразительного
искусства и основы образного
языка»

1
78

16

1
62

2.1

Изобразительное искусство в
семье пластических искусств.

24

5

19

Рисунок – основа
изобразительного искусства.
Творческие композиции с
применением приёмов графики.

21

4

17

Объемные изображения в
скульптуре.

18

4

14

Работа в смешанных техниках, с
использованием графических
материалов.

15

3

12

3

«Мир наших вещей.
Натюрморт»

66

18

48

3.1

Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира.

40

12

52

1.2

2.2

2.3

2.4

15

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

Изображение объема на
плоскости и линейная
перспектива. Создание образных
работ с использованием знаний по
цветоведению.

24

6

30

4

«Вглядываясь в человека.
Портрет»

45

16

29

4.1

Образ человека – главная тема
искусства.

25

6

19

4.2

Портрет. Способы рисования
различными материалами.

20

10

10

5

«Человек и пространство.
Пейзаж»

48

19

29

5.1

Жанры в изобразительном
искусстве.

15

8

7

3.2

16

Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

5.2

5.3

Пейзаж – большой мир.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.

11

6

5

Пейзаж родного края.

22

5

17

252

71

181

Итого:

Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

Таблица 4
Учебный (тематический) план.
Четвертый год обучения
Таблица 4
№
п/п

1
1.1

1.2

Наименование раздела, темы
Введение в программу
Знакомство с программой.
Особенности второго года
обучения
Правила техники безопасности

Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
3
2
1
2

2

-

1

-

1

«Рисунок»

80

18

62

2.1

Линия и штрих – основы рисунка.
Техники рисования. Формы
предметов. Рисунок куба и шара.

24

5

19

2.2

Творческие композиции с

21

4

17

2

17

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Анкетирование.

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительны
х умений.
Групповая
оценка работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.

применением приёмов рисования
графическими материалов.
2.3

Прикладная графика.

18

4

14

2.4

Работа в смешанных техниках, с
использованием графических
материалов.

15

3

12

Живопись

70

18

52

3.1

Основные и составные цвета.
Теплые и холодные цвета.
Упражнения по цветоведению в
технике «акварель» и «гуашь».

54

12

32

3.2

Создание образных работ с
использованием знаний по
цветоведению.

40

6

36

3

Натюрморт с натуры.
Натюрморт по памяти.
Пейзаж.

Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительны
х умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

Пленер.

4

Композиция

51

18

16

35

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительны
х умений.
Групповая
оценка работ.
Промежуточное

4.1

Основные композиционные
схемы.

27

6

21

24

10

14

Рисунок человека в разных
техниках.
Рисунок человека с натуры.

4.2

Создание образных работ с
использованием знаний по
композиции.
Портрет.

5

Творческая мастерская

48

19

29

5.1

Лепка из природной глины

15

8

7

Декоративно-прикладное
творчество.
Шрифт. Дизайн. Орнамент.

11

6

5

Создание творческих работ с
использованием техники декупаж,
папье-маше, бумагопластики.
Аппликация.

22

5

17

252
19

73

179

5.2

5.3

Итого:

тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельна
я работа.
Анализ
изобразительны
х умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Самостоятельная
работа.
Анализ
изобразительных
умений.

Содержание учебного (тематического) плана.
Каждый год обучения включает три раздела программы: основы
академического рисунка, живописи и композиции. Творческая деятельность в
студии изобразительного искусства не имеет строгих возрастных ограничений.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали,
с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний.
Один и тот же учебный материал для различного возраста обучаемых и на
разных годах обучения может использоваться в различных пропорциях.
Содержание художественного образования предусматривает два вида
деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную
художественно-творческую деятельность.
1. Рисунок.
 Художественные материалы. Свойства графических материалов:
карандаш, перо ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
 Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий
разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
 Монотипия, творческие композиции с применением приёмов
монотипии.
 Прикладная графика.
 Открытка, поздравление.
 Связь с рисунком, композицией, живописью.
 Значение рисунка в творчестве художника.
 Упражнения набросочного характера. Передача пространства на
плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
 Знакомство с мировой художественной культурой.
 Создание творческих работ.
2. Живопись.
 Художественные материалы. Акрил, гуашь, – свободное владение ими.
 Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.
Основные сочетания в природе.
20

 Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых
отношений.
 Рисование с натуры предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
 Знакомство с мировой художественной культурой.
 Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению.
3. Композиция.
 Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
 Основные правила композиции: объединение по однородным
признакам; соблюдение закона ограничения; группировка элементов,
обеспечение свободного пространства между группировками; подчёркивание
субординации между группировками и их взаимосвязь. (Линией, пластикой,
«Законом сцены».)
 Знакомство с мировой художественной культурой.
 Создание образных работ с использованием знаний по композиции.
4. Декоративно-прикладное искусство.
 Лепка из природной и полимерной глины. Особенности лепки их
данных материалов.
 Лепка объемных композиций из природной глины.
 Выполнение цветочных композиций из полимерной глины.
 Лепка бижутерии из полимерной глины
 Создание творческих работ с использованием техники декупаж, папьемаше, бумагопластики.
 Особенности данных техник. Используемые материалы.
 Изготовление подарков и сувениров в данных техниках.
1.4. Планируемые результаты.
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Обучающие
будут знать специальную терминологию, усовершенствуют навыки работы с различными
художественными материалами и инструментами, познакомятся непосредственно на
21

практике с различными стилями художественной работы выдающихся художников,
будут более уверенно чувствовать себя в мире искусства.
Первый год обучения.
Личностные результаты освоения курса:
 сформированы у ребёнка ценностные ориентиры в области
изобразительного искусства;
 проявляет уважительное отношение к творчеству, как своему, так и
других людей;
 сформированы способности смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развиты наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и
любознательность.
 развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный
смысл учения;
 сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
 развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
 развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 развиты умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развита мелкая моторика рук;
 сформирован художественный вкус и чувство гармонии;
 развиты трудолюбие и самостоятельность.
Метапредметные результаты:
22

Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения
курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
УМЕЕТ:
 различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД.
 Умеет отличать верно выполненное задание от неверного;
 умеет совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД.
 Умеет пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;
 уважать высказывания собеседников;
23

 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им;
 умеет согласованно работать в группе.
Предметные результаты:
 сформированы первоначальные представления о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
 сформированы основы художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
 владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 владеет элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
 сформированы знания об особенностях материалов, применяемых в
художественной деятельности; о разнообразии выразительных средств: цвет,
свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил плоскостного
изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Второй год обучения.
Личностные результаты освоения курса:
 сформированы у ребёнка ценностные ориентиры в области
изобразительного искусства;
 проявляет уважительное отношение к творчеству, как своему, так и
других людей;
 сформированы способности смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развит наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и
любознательность;
24

 понимает социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
 развиты этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
 развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умеет не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 развиты умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развита мелкая моторика рук;
 сформирован художественный вкус и чувство гармонии;
 развит трудолюбие и самостоятельность.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения
курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
УМЕЕТ:

25

 различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 выполнять творческие работы, используя пластичный материал (глина,
соленое тесто, пластилин);
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД.
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД.
 Умеет пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;
 уважает высказывания собеседников;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им;
 умеет согласованно работать в группе.
Предметные результаты:
 сформированы первоначальные представления о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
 сформированы основы художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
26

миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
 владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 владеет элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
 сформированы знания об особенностях материалов, применяемых в
художественной деятельности; о разнообразии выразительных средств: цвет,
свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил плоскостного
изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Третий год обучения.
Личностные результаты освоения курса:
 сформированы представления о роли изобразительного искусства в
жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
 сформировано целостное, гармоничное восприятия мира, проявляет
эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
профессионального и народного искусства;
 развит устойчивый интерес к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
 сформированы основы изобразительного искусства с опорой на
особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
 владеет индивидуальным чувством формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
 сформированы способности принимать различные точки зрения,
умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знании и
представления об искусстве и его истории;
 владеет способами ведения коллективной творческой работы; умеет
договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности,
27

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно
разрешать возникающие конфликты;
 развито
пространственное
ощущение
мира;
сформированы
представления о природном пространстве и предметной среде разных народов;
развит интерес к искусству других стран, понимания связи народного искусства
с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями
региона;
 сформированы представления об освоении человеком пространства
Земли;
 освоен выразительные особенности языка разных видов искусства;
 сформирован целостное, гармоничное восприятия мира;
 сформированы понятия о национальной культуре и представления о
вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
 развит интерес и уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 имеет мотивацию к учебной и творческой деятельности;
 развиты самостоятельность и личная ответственность за принятое
решение: в рисунке, творческой работе;
 развит творческий потенциал ученика в условиях активизации
воображения и фантазии;
 развиты этические чувства и эстетические потребностеи эмоциональной
отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений
искусства;
 развито желание привносить в окружающую действительность красоту;
 развиты навыки сотрудничества и сотворчества в художественной
деятельности;
 проявляет бережное отношение к духовным ценностям;
 сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
28

 развиты умения создавать объемные работы в цвете, используя правила
перспективы;
 сформирован художественный вкус и чувство гармонии;
 развиты трудолюбие и самостоятельность.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения
курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
УМЕЕТ:
 различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке объем и контраст предметов;
 рисовать кистью декоративные элементы и мотивы традиционной
росписи;
 выполнять творческие работы, используя пластичный материал (глина,
соленое тесто, пластилин);
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД.
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
29

Познавательные УУД.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД.
 Умеет пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;
 уважать высказывания собеседников;
 совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им;
 умеет согласованно работать в группе.
Предметные результаты:
 сформировано первоначальное представление о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
 сформированы основы художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимает красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
 владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 владеет элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
 сформированы знаний об особенностях материалов, применяемых в
художественной деятельности; о разнообразии выразительных средств: цвет,
свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил плоскостного
изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Четвертый год обучения.
Личностные результаты освоения курса:
30

 сформированы представления о роли изобразительного искусства в
жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
 сформировано целостное, гармоничное восприятие мира, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного искусства;
 развит устойчивый интерес к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
 сформирован основы изобразительного искусства с опорой на
особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
 владеет индивидуальным чувством формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
 сформированы способности принимать различные точки зрения,
умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знании и
представления об искусстве и его истории;
 владеет способами ведения коллективной творческой работы; умеет
договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно
разрешать возникающие конфликты;
 развито
пространственное
ощущение
мира;
сформированы
представления о природном пространстве и предметной среде разных народов;
развит интерес к искусству других стран, понимания связи народного искусства
с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями
региона;
 сформированы представления об освоении человеком пространства
Земли;
 освоены выразительные особенности языка разных видов искусства;
 сформирован целостное, гармоничное восприятие мира,
 сформировано понятия о национальной культуре и представления о
вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
31

 развит интерес и уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 имеет мотивацию к учебной и творческой деятельности, сформирован
личностный смысл учения;
 развиты самостоятельность и личная ответственность за принятое
решение: в рисунке, творческой работе;
 развит творческий потенциал ученика в условиях активизации
воображения и фантазии;
 развиты этические чувства и эстетические потребности, эмоциональной
отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений
искусства;
 проявляет интерес к самостоятельной творческой деятельности, развито
желание привносить в окружающую действительность красоту;
 развиты навыки сотрудничества и сотворчества в художественной
деятельности;
 проявляет бережное отношение к духовным ценностям;
 сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 развиты умения создавать объемные работы в цвете, используя правила
перспективы;
 сформирован художественный вкус и чувство гармонии;
 развито трудолюбие, самостоятельность.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
32

спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения
курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
УМЕЕТ:
 различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке объем и контраст предметов;
 рисовать кистью декоративные элементы и мотивы традиционной
росписи;
 выполнять творческие работы, используя пластичный материал (глина,
соленое тесто, пластилин);
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД.
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД.
 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД.
 Умеет пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;
 уважать высказывания собеседников;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им;
 умеет согласованно работать в группе.
Предметные результаты:
33

 сформированы первоначальные представления о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
 сформирован основы художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
 владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 владеет элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
 сформированы знаний об особенностях материалов, применяемых в
художественной деятельности; о разнообразии выразительных средств: цвет,
свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил плоскостного
изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Обучаемые первого года обучения будут знать:
 особенности
материалов,
применяемых
в
художественной
деятельности;
 разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция,
ритм;
 основы графики;
 правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Уметь:
 пользоваться гуашью, акварелью, соусом, белой и цветной бумагой;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Обучаемые второго года обучения будут знать:
34

 разнообразие возможных выразительных средств изображения;
 значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и
воздушная перспективы;
 различные виды декоративного творчества: батик, флористика, основы
дизайна.
Уметь:
 работать в определённой цветовой гамме; добиваться тональной и
цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
 передавать пространственные планы способом загораживания;
 передавать движение фигур человека и животных;
 сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
 свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного
характера;
 решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом,
техническим рисунком.
Обучаемые третьего года обучения будут знать:
 правила линейной перспективы в построении интерьера (разные точки
схода);
 локальные школы народного мастерства в таких видах народного
искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное
искусство;
 символику орнаментальных мотивов;
 основы построения фигуры человека в движении с учетом пропорций
частей тела и их взаимосвязи;
 проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки
как торжества народного мастерства и творчества.
 имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства
и их наиболее известные произведения;
 жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер
как жанр изобразительного искусства;
35

 отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как
архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
 зависимость общего цветового решения интерьера от его
функционального назначения.
Уметь:
 применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении
городского и сельского пейзажа;
 выполнять конструктивное построение формы, объема предметов, их
содержательной связи в натюрморте, посвященном миру увлечений
(профессии) человека;
 применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;
 передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое
решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
 выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер
дворянского особняка, фигуры участников бала);
 передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое
решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
 выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер
дворянского особняка, фигуры участников бала);
 передавать движение фигуры человека в пространстве;
 проявлять творческую активность художественно-практической
компетентности в выборе и овладении средствами художественной
выразительности разных видов искусств;
 выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые
геометрические формы при создании модели космического корабля;
 выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на
повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
 участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ
разного вида;
 применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
36

 проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом
восприятии художественных произведений и заключенных в них духовнонравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея,
выставки, а также при просмотре учебных фильмов, чтении художественной
литературы;
 использовать свою художественно-практическую компетентность —
владение средствами художественной выразительности разных видов искусства
(изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в
культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
Обучающиеся четвертого года обучения будут знать:
 знать о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни
общества и жизни человека;
 должны иметь представление о многообразии образных языков
искусства;
 знать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного
изображения;
 знать основные виды и жанры изобразительных искусств; (портрета,
пейзажа и натюрморта в истории искусства);
 знать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, перспектива);
 знать о разных художественных материалах, художественных техниках
и их значении в создании художественного образа;
Уметь:
 уметь самостоятельно выстроить композицию на заданную тему с
натуры, по представлению и по памяти;
 уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими
графическими материалами (карандаш, пастель, тушь, сангина, уголь);
 уметь видеть конструктивную форму предмета, владеть навыками
плоского и объемного изображения предмета;

37

 уметь соотносить пропорции, передавать характер предметов, источник
освещения, цветовые и тональные отношения при изображении с натуры, по
представлению и по памяти;
 уметь
активно
воспринимать
произведения
искусства
и
аргументировано понимать изобразительный подход;
 знать о месте искусства в современном мире;
 знать о жанрах изобразительного искусства;
 знать о выдающихся произведениях современного искусства;
 применять цвет, тон, линию, пятно, законы перспективы, анатомии,
построения предметов для воплощения замысла своего произведения;
 работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
 вести самостоятельную поисковую работу по подбору репродукций,
книг, рассказов об искусстве;
 уметь выбрать тему для композиций и воплотить свой замысел в эскиз;
 определиться в выборе материала для исполнения задания.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица 5
№
Основные характеристики
образовательного процесса
п

1,2,3,4 год обучения

/п
1

Количество учебных недель

42

2

Количество учебных дней

126

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов

5

Начало занятий

1 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

252

30 июня

38

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое
обеспечение
программы.
Учебная
аудитория. Мольберты. Кисти: белка, пони, синтетика плоская, щетина.
Мастихин. Краски: гуашь, акварель, темпера, акрил, масляные краски. Баночка
под воду. Ветошь. Восковые мелки. Цветные, простые карандаши. Точилка.
Ластик. Папка с листами бумаги для черчения, для акварели, формата А3.
Холсты (А3, А4, А2). Цветная бумага. Цветной картон. Ткань (несколько
видов). Клей (ПВА, горячий клей). Ножницы. Сангина, соус, уголь, пастель,
тушь. Пластилин. Глина для лепки сухая, синяя. Полимерная глина. Стеки для
работы с мягкими материалами. Линейка. Циркуль. Трафареты. Папка для
хранения художественных материалов.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает
педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными
знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Информационное обеспечение. Аудиозаписи. Видео (обучающие,
мультфильмы). Экран. Компьютер. Интернет-источники.
Методические материалы.
1. Учебно-методический комплекс.
1) Учебные и методические пособия:
– научная, специальная, методическая литература (см. список
литературы);
2) Материалы из опыта работы:
– образцы;
– схемы;
39

– шаблоны, трафареты;
– альбомы, фотографии лучших работ;
– перспективные тематические планы;
– конспекты занятий;
– фонотека.
3. Карта диагностики личностных достижений обучающихся.
4. Карта индивидуального развития ребенка.
5. Тестовые материалы для оценки знаний обучающихся.
Для составления плана занятий используются необходимые схемы,
учебные методические пособия, разработанные педагогом или взятые выдержки
из опыта педагогов дополнительного и художественного образования. Основы
академического рисунка, живописи и композиции, взятые из обучающей
литературы, в обязательном порядке применяются на занятиях для общего и
индивидуального обучения.
Для организации занятий нужна специально оформленная и
оборудованная столами и мольбертами студия. Оборудованный «вернисаж», где
систематически необходимо вывешивать лучшие творческие работы с
информацией об авторе, возможность демонстрировать детские работы в
Интернет-пространстве, создавать виртуальные галереи. В студии необходимо
иметь достаточное количество натурного материала, иметь свободный доступ к
изобразительным материалам. Для постановки натуры нужно иметь легкий,
переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу
на штативе.
3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
В процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида
результатов: текущие, промежуточные и итоговые (каждого года обучения).
Выявление результатов осуществляется регулярно, происходит в виде
письменного и устного тестирования по отдельным темам каждого раздела
Учебно-тематического плана, вводного, промежуточного и итогового
тестирований. Также выявление результатов осуществляется путем наблюдения
за творческой деятельностью обучающихся, анализа творческих работ,
40

регулярных выставок (презентаций) итогов занятий, участия в конкурсах
детского
творчества
различного
масштаба
(районных,
городских,
всероссийских). Отслеживание личностного развития детей осуществляется
методом наблюдения и фиксируется в Диагностической карте учебных
достижений обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе
«Художественное мастерство» (Приложение 1) и в карте индивидуального
развития ребенка (Приложение 2).
Формы подведения результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
 через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала);
 через отчётные просмотры законченных работ.
По окончании учебного года проводится заполнение таблицы
«Диагностическая
карта
учебных
достижений,
обучающихся
по
дополнительной
общеобразовательной
программе
«Художественное
мастерство»» для подведения итоговых результатов освоения образовательной
программы (Приложение 1). Так же педагог заполняет индивидуальную карту
личностных достижений, обучающихся за полугодие, за год (Приложение 2).
Тестирование.
Представленные в Приложении 3 тематические тестовые материалы
используются для итогового контроля по каждому году обучения. Педагогом
отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения
приёмами работы различными художественными материалами, умение
41

анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса
обучающихся к занятиям.
Для обучающихся 4 года предусмотрено индивидуальное составление
тестовых заданий для каждого, на основе пройденных тестов, результатах
обучения и защите творческих проектов.
Отчетные просмотры работ обучающихся.
Во время отчетных просмотров по окончании каждого года обучения
определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Представлена таблица, позволяющая фиксировать данный аспект
освоения программы (табл. 5).
Таблица 6
Таблица контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров
по окончании учебного года
№

ФИО

Раздел программы

Замечания,

Оценка

Подпись
педагога

Рису

Живо

Композ

Творческая

рекомендац

по 10-

нок

пись

иция

мастерская

ии

балльной
системе

Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗОвикторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется
следующая таблица (табл. 2).
Таблица 7
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
Фамилия, имя
ребёнка

Дата

Название

Название работы

конкурса,

(художественный

выставки

материал)

42

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения
им образовательной программы.

43

3.Список литературы
3.1. Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N
273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192
с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года :
Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата
обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 //
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17df0f
d2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz602
35921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a574
932788 (дата обращения 14.10.2022).
6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования
и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д //
44

https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR
(дата
обращения
14.10.2022).
3.2. Литература, используемая при составлении программы
1. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции.
5-е издание / Л. С. Выготский. – Москва : 1997. – 416 с. - ISBN 5-87604-130-0. –
Текст : непосредственный.
2. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.
В. Компанцева. – Москва : Просвещение, 1985. – 96 с. – FB 2 85-42/300, FB 2 8542/301. – Текст : непосредственный.
3. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания / Б. М. Неменский. – Москва : 1987. – 253 с. - FB 2 87-53/188, FB 2
87-53/189. – Текст : непосредственный.
4. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /
А. И. Савенков. – Москва, 1999. – 220 с. – ISBN 5-7042-1583-1. – Текст :
непосредственный.
5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. Москва : 1999. – 365 с.
– ISBN 978-5-7695-4631-0. – Текст : непосредственный.
6. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. –
Москва : 1994. – 315 с. – ISBN 5-85998-377-8. – Текст : непосредственный.
7. Джалилова, Е. Изобразительное искусство – 4. Учебник для 4 класса
общеобразовательной школы / Е. Джалилова, К. Джафарзаде. –«Bakınəşr» :
Баку, 2019. – 72 с. – ISBN-978-9952-8145-3-8. – Текст : непосредственный.
8. Руднев, И. Ю. Композиция в изобразительном искусстве Монография /
И. Ю. Руднев. – Москва : Мир науки, 2019. – 100 с. – ISBN 978-5-6042806-0-7. –
Текст : непосредственный.
3.3. Список итературы для обучающихся и родителей:
1. Алексеев, С. С. О цвете и красках / С. С. Алексеев. – Москва : 1964. –
52 с. – FB Б 62-65/70, FB Б 62-65/71. – Текст : непосредственный.
2. Герчук, Ю. Я. Что такое орнамент? / Ю. Я. Герчук. – Москва : Галарт,
1998. – 326 с. – ISBN 5-269-00443-7. – Текст : непосредственный.
45

3. Сокольникова, Н. М. Основы живописи / Н. М. Сокольникова. –
Обнинск : Титул, 1996. – 79 с. – ISBN 5-86866-069-2. – Текст :
непосредственный.
4. Сокольникова, Н. М. Основы композиции / Н. М. Сокольникова. –
Обнинск : Титул, 1996. – 80 с. – ISBN 5-86866-069-2. – Текст :
непосредственный.
5. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка / Н. М. Сокольникова. –
Обнинск : 1996. – 96 с. – ISBN 5-86866-067-6. – Текст : непосредственный.
6. Стасевич, В. Н. Пейзаж: картина и действительность / В. Н. Стасевич.
– Москва : 1978. – 159 с. – FB Б 78-28/485, FB Б 78-28/486. – Текст :
непосредственный.
7. Джалилова, Е. Изобразительное искусство – 4. Учебник для 4 класса
общеобразовательной школы / Е. Джалилова, К. Джафарзаде. –«Bakınəşr» :
Баку, 2019. – 72 с. – ISBN-978-9952-8145-3-8. – Текст : непосредственный.

46

1

1
2
Максимальное количество баллов по каждому критерию: 10
40-60 баллов – низкий уровень освоения;
60-80 – средний уровень освоения;
80 и выше – высокий уровень освоения общеобразовательной программы.
С
ю
же
тн
.

Декоративная аппликация

Сюжетная аппликация

Лепка

Вырезная аппликация (разной сложности)

Обычная аппликация

Декор.

Лепка скульптурных форм.

Предм
.

Украшение декор. пластин рельефом и
барельефом.

Рисование

Лепка животных с передачей движения.

Иск.

Рисование человека в движении разными
способами.

Декоративное
рисование

Умение определять и называть жанр
произведений изобразительного искусства и
элементы роспии.

Цветовое
восприяти
е

Умение составлять узоры по мотивам
произведений декр.-прикладного искусства

Технические
навыки

Умение определять и называть изделия девкор.прикладного искусства и основные элементы
росписи

№ ФИО

Знание основных цветов и оттенков.
Получение дополнительных цветов путем
смешивания. Умение подбирать в рисунке
цвет, соответствующий изображению.

Умение использовать различные приемы
работы с кистью

Изобразительные
навыки

Умение контролировать направление движения
руки и регулировать силу нажима при
штриховке

Умение граф. передавать особенности
изображения объектов (форма, пропорция,
харак.признаки), динамику движения

Умение выделять главное величиной и
расположением на листе; передавать перспективу
предметов, композиционно располагать на листе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 7
«Диагностическая карта учебных достижений, обучающихся по дополнительной общеобразовательной
программе «Художественное мастерство»»
Аппликация.
Итог
о

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 8
Критерии (параметры) оценивания
личностных качеств обучающихся
Параметр

Самостоятельность при выполнении работы
(в баллах)
«3» - обучающийся работает при постоянной
помощи педагога и под его контролем.
«4» - обучающийся работает под частичным контролем
педагога.

Параметр

«5» - обучающийся работает под слабым контролем
педагога. Почти самостоятельно.
Качество творческой работы
(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.

Параметр

Параметр

Умение применять различные приемы работы с
художественными материалами
(краски, графические материалы, бумага, материалы для
лепки)
(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.
Использование различных приемов работы с с
художественными материалами
(краски, графические материалы, бумага, материалы для
лепки)

(в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем, не применяет способы работы с
художественными материалами или применяет с большими
погрешностями
«4» - применяет различные способы работы с художественными
материалами, работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.
Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя:
Возраст:
Название объединения: «Художественное мастерство», ___ год обучения
Педагог: Вострикова Е. Ю.
Дата начала наблюдения: ___________
Таблица 9
Оценка качеств (в баллах) по времени
Качества
Исходное
Через
Через
Через
Через
состояние
полгода
год
1,5 года
2 года
Изобразительные
навыки
Технические навыки
Декоративное
рисование
Навыки в технике
«лепка»
Навыки в технике
«бумагопластика»
Уровень
самостоятельности на
занятиях
Участие в конкурсах, выставках и другие достижения:

48

Приложение 3
Тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения
Оценка каждого теста осуществляется по 10-балльной системе педагогом
и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
-высокий уровень: 7-10 баллов;
-средний уровень: 4-7 баллов;
-низкий уровень: 1-4
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень
теоретических знаний, обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса
обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
1. К ахроматическим цветам относятся:
а) черный; б) красный; в) желтый; г) белый; д) серый; е) синий.
2. Красный, желтый, оранжевый – это:
а) ахроматические цвета;
б) холодные цвета;
в) основные цвета;
г) теплые цвета.
3. Как называется посуда белого цвета, расписанная голубыми
красками?
а) хохлома б) гжель в) жостово
4. Портрет – это изображение:
А) природы б) животных в) человека г) архитектуры
5. Как называются рисунки в детских книжках?
а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки
6. Пейзажист- это:
а) художник, рисующий море б) художник, рисующий предметы
в) художник, рисующий природу
7. Крестьянский дом-жильё в России
а)юрта б)яранга в)изба
8. Основной цвет в народной вышивке
а) зелёный б) красный в) синий
9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________

10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой
последовательности:
а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;
49

б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;
г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.
11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в
квадрате.
Второй год обучения
Выбери правильный ответ
1. К хроматическим цветам относятся:
а) желтый б) серый в) красный г) белый д) оранжевый е) черный
2. Красный, синий, желтый – это:
а) холодные цвета; б) теплые цвета в) основные цвета;
3. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным
способом:
а) панно б) гобелен в) батик г) витраж
4. Пейзаж – это изображение
а) природы б) животных в) человека г) архитектуры
5. Как называются рисунки в детских книжках?
а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки
6. Основной цвет в народной вышивке:
а)зелёный б)красный в)синий
7. Пластилин это:
а) материал для лепки; б) материал для красок; в) основа ткани.
8.Орнаменты бывают
а) растительные б) с изображением людей в) геометрические г) с
изображением техники
9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой
последовательности:
а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;
б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;
г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.
11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в круге.
Ответы к тестам.
1:
№

1

23456789

10
50

-карандаши, кисти,
-палитра,
ответ А Г Д г б в в в в б

в
-стакан непроливайка,
-точилка, ластик

2:
№

1

2345678

9

10

-карандаши, кисти,
-палитра,
ответ А В Д в б а в б а а в

в
-стакан непроливайка,
-точилка, ластик

Третий год обучения
1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого
является линия, а роль цвета ограничена и условна.
а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.
2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.
3. Художественное произведение, повторяющее другое.
а) Оригинал; б) подлинник; в) копия; г) репродукция.
4. Рисунок в книге.
а) Набросок; б) иллюстрация; в) плакат; г) репродукция.
5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…
а) Ахроматические; б) холодные; в) основные; г) тёплые.
6. Техника живописи и графики, а также карандаши для неё в виде
коротких разноцветных палочек.
а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.
7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые
выполнены из цветных камней, смальты, керамических плиток.
а) Витраж; б) мозаика; в) панно; г) фреска.
8. Назовите известного русского художника – сказочника автора картин
«Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».
а) И. Н. Крамской; б) И. Е. Репин; в) М. В. Васнецов; г) Н. Н. Ге.
9. Как называли архитекторов в Древней Руси?
а) Зодчий; б) ваятель; в) офеня; г) коробейник.
51

10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса
Троицкого собора?
а) Д. Чёрный; б) А. Рублёв; в) Ф. Грек; г) Прохор из Городца.
11. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.
а) Обряд; б) культура; в) цивилизация; г) традиции.
12. Как называется посуда из глины?
а) Хрусталь; б) пластик; в) керамика; г) стекло.
13. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.
а) Вышивка; б) батик; в) роспись; г) лента.
14. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
а) Дерево; б) глина; в) пластик; г) пластилин.
15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной
деревянной посудой.
а) Сергеев Посад; б) Палех; в) Хотьково; г) Хохлома.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) в; 4) б; 5) г; 6) в; 7) б; 8) в; 9) а; 10) б; 11) г; 12) в; 13) а;
14) б; 15) г.

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».