Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «ПОСТРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ» для учащихся от 7 до 10 лет срок реализации –2 года Автор-составитель: Мифтакова Елена Петровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Екатеринбург, 2023 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Направленность: социально-гуманитарная. Актуальность. В настоящее время темпы развития производства – процесса автоматизации стремительно растут. Важна скорость адаптации «инженерной мысли» работников, умение проявить и отстоять свои идеи и изобретательность. В связи с этим, вышеперечисленные способности важно развивать и прививать постепенно, начиная с раннего школьного возраста. Программа имеет интегративный характер. Так как, с одной стороны способствует развитию инженерного мышления, а с другой стороны, развитию творческих и речевых способностей, реализуемых в конструировании. Кроме того, программа помогает освоению компьютера как инструмента для работы. Именно такими хотят видеть современные родители своих детей, поэтому данная программа разработана с учетом запросов и пожеланий родителей и образовательных потребностей детей. Программа разработана в соответствии с государственной политикой в области образования и основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, его развития как личности. Нормативноправовые акты, на основе которых разработана программа: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4; Устав МБУДО ООЦ; Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ. Программа создана на основе творческого комплекса серии LEGO Education «Построй свою историю». Теоретико-методологической основой программы являются исследования в области общеобразовательного легоконструирования LEGO Education представителями нашей страны Г.В. Лужновой, Л.Ю. Овсяницкой, A.C. Новгородовой, С.А. Филипповым, Д.В. Чернышовым и др. Использование лего-технологии в системе дополнительного образования позволяет поднять на более высокий уровень развития познавательную активность обучающихся. Для этого рядом с ребёнком 3 должен быть педагог-профессионал, который бы наполнил современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости, инициативы, интереса, вдохновения и самостоятельности каждого обучающегося. Продукты LEGO Education «Построй свою историю» основаны на практическом подходе к обучению, при котором дети активно вовлечены в свой собственный познавательный процесс. Вместо запоминания и воспроизведения чужого опыта дети сталкиваются с задачами, которые побуждают их использовать свое воображение, навыки командной работы и поиска решения проблем. При разработке программы «Построй свою историю» была использована структура построения заданий, предложенная в методических рекомендациях к продукту LEGO Education; содержание заданий разработано автором данной программы. Отличительные особенности: Программа предусматривает реализацию двух направлений: техническое – его реализация нацелена на научное познание мира и способствует развитию конструкторского мышления, исследовательских навыков, умению воплощать свои идеи. Параллельное освоение конструктора LEGO и компьютера позволит в дальнейшем уметь работать в среде «Office», а также создать виртуальной проект в программе «Lego Digital»; гуманитарное – направлено на развитие навыков свободной и грамотной речи; умения сочинять и анализировать рассказы, персонажей и сюжеты; научиться определять и понимать концепции жанров; улучшать навыки чтения и письма. Адресность: возраст детей: школьники, 7-10 лет. Занятия групповые: 8-12 обучающихся в группе. Условия набора: принимаются все желающие. При поступлении проводится первоначальная диагностика – для определения уровня знаний обучающихся. Второй год обучения формируется из выпускников первого года обучения. Психофизиологические особенности детей 7-10 лет Программа разработана на основе знаний психофизиологических особенностей обучающихся возрастного интервала 7-10 лет. 4 Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей от 7 до 10 лет. В 7-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. На протяжении всего обучения восприятие становится произвольным. Все новое, яркое, неожиданное само собой привлекает детей, без усилий. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Память непроизвольна. Но с помощью использования различных приемов запоминания, разделения материала на части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно совершенствовать произвольную память. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого составляет оперирование понятиями. Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым. Режим занятий: первый год обучения –занятия проводятся 2 раза в неделю (первое занятие - 45 минут, второе занятие 2 академических часа с 10 минутным перерывом); второй год обучения – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. Объем общеразвивающей программы: 210 часа (первый год обучения 126 часов в год, второй год обучения - 84 часов в год). Срок освоения: программа рассчитана на 2 года обучения. Уровневость программы: стартовый (ознакомительный). Формы обучения: фронтальный, индивидуальный, в парах, в группах. Основная форма работы – занятие. Занятия проходят как совместная практическая творческая деятельность с элементами самостоятельного 5 выполнения работ. Работа на занятиях осуществляется индивидуально, в парах, в группах. Основные этапы проведения занятия: обозначение темы занятия, обсуждение, постановка цели и задач, конструирование. Виды конструирования: конструирование по образцу – предложенный образец постройки выполняется воспроизведением действий педагога; обеспечение прямой передачи детям готовых знаний, способов и действий, основанной на подражании; конструирование по модели – выполнение постройки по предложенной модели, в которой очертания отдельных элементов скрыто от ребенка; воспроизведение осуществляется из имеющегося конструктора; конструирование по условиям – выполнение постройки по заданным условиям; формирование умения анализировать заданные границы, на основе которых выстраивать свою практическую деятельность; конструирование по замыслу – выполнение постройки, проявляя обучающимися свою самостоятельность, что в наибольшей степени развивает творческие способности; конструирование по теме – выполнение постройки по заданной общей тематике, определяя обучающимися самостоятельно замыслы конкретных построек и способов их осуществления Виды занятий: словесный (беседа, объяснение); наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу); практические (самостоятельное конструирование моделей, выполнение задания, проектирование, тестирование); ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам. Формы подведения результатов: тестирование; игры (парные, командные); смотры знаний и умений (логические игры и задания; презентация проекта; выполнение индивидуальных самостоятельных заданий); собеседование и наблюдение; мониторинги (по всем блокам выборочно). 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель – развитие конструкторского мышления и навыков грамотной речи детей с использованием в организации деятельности обучающихся технологии 6 легоконструирования. Задачи программы: Обучающие: освоить размеры, формы LEGO-деталей; изучить понятия конструкций и их основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости); формировать навыки сочинения, чтения, письма, грамотной устной речи; учить детей излагать мысли в четкой логической последовательности; Развивающие: развивать возможности анализа литературных сюжетов, определение жанров и структуры рассказа; развивать творческие способности, конструктивное мышление; развивать умения работать с компьютером на базовом уровне, изучение компьютерных программ; развивать познавательную деятельность; развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других детей; формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога; Воспитательные: воспитывать интерес к технике, конструированию; воспитывать навыки самостоятельности; воспитывать способность добиваться достижения поставленной задачи; воспитывать умение отвечать за свои действия, умение выражать свое мнение. 7 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения Таблица 1 2 3 4 Вводное занятие. Знакомство с Лего Вращай и строй Выбери настроение Какой прекрасный опыт 5 Спасите дерево 1 Практика Название раздела, темы Теория № п\п Всего Количество часов Из них Формы аттестации/ контроля 3 1 2 Наблюдение и собеседование 3 6 6 1 2 2 2 4 4 3 1 2 Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. 4 1 3 Смотры знаний и умений 4 4 1 1 3 3 Наблюдение и оценка работ Смотр знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и оценка работ Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений Наблюдение Оценка работ Наблюдение Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений Наблюдение и собеседование Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и тестирование Собеседование 7 8 Извержение вулкана в Малиновке Подарок старика Сбежавший котёнок 9 Лесной остров 5 1 4 10 11 12 13 14 15 7 4 8 6 4 6 2 1 2 2 1 2 5 3 6 4 3 4 4 1 3 17 18 19 20 21 22 23 24 Зимний мир чудес Суперстадион У костра Невероятные новости Классный цирк «Липкие» ситуации Стеснительный Андрей катается на скейте в парке Одинокий робот Заклёпка Мечта Антона Очень секретная карта Выбери меня, выбери меня! Ночь в музее Наши сказки Страшилка Моё маленькое стихотворение 6 3 4 4 4 4 4 4 2 1 1 1 1 1 1 1 4 2 3 3 3 3 3 3 25 Давняя легенда 6 2 4 26 27 Хроники путешественника Итоговое занятие Итого: 6 3 126 2 1 36 4 2 90 6 16 8 Учебный (тематический) план 2 год обучения Таблица 2 1 Вращай и строй Детали LEGO. Виды крепежей. Простые модели Симметричность LEGO моделей. Узор. Шаблоны, изображения, текст Наложением маски на изображение Картинками Clip-art Сохранение, публикация, отправка по электронной почте Цифровые преобразователи изображений Свободный проект Технические машины и их разновидности Технические машины на службе человека Проект «Технические машины» Из чего состоит город? Архитектура города Екатеринбурга Проект «Дом моей мечты» Аэропорт Космические корабли Проект «Космические путешествия» Я- журналист Река Исеть Проект «Экологические новости» Перекрестки и их виды. Как обходить стоящий транспорт Проект «Самая безопасная дорога» Любимая игрушка Старинные игрушки 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Практика Название раздела, темы Теория № п\п Всего Количество часов Из них Формы аттестации/ контроля 2 0,5 1,5 Наблюдение и собеседование 2 0,5 1,5 Наблюдение и собеседование 2 0,5 1,5 Наблюдение и тестирование 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 8 1 7 Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений 2 0,5 1,5 Смотр знаний и умений 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и оценка работ 2 0,5 1,5 Наблюдение и тестирование 2 0,5 1,5 Наблюдение и оценка работ 4 0,5 3,5 Наблюдение и собеседование 2 0,5 1,5 Наблюдение 4 1 3 8 1 7 4 2 1 0,5 3 1,5 Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений 2 0,5 1,5 Наблюдение 4 2 1 0,5 3 1,5 Оценка работ Наблюдение 2 0,5 1,5 Наблюдение и собеседование 2 0,5 1,5 Смотры знаний и умений 2 0,5 1,5 Наблюдение и собеседование 2 0,5 1,5 2 2 9 0,5 0,5 1,5 1,5 Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и тестирование Собеседование 27 28 Игрушка-робот Проект «Игрушка будущего» 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 29 Здоровый образ жизни 2 0,5 1,5 30 31 Проект «Роботы в медицине» Итоговое Итого: 2 2 84 0,5 0,5 18 1,5 1,5 66 Смотры знаний и умений Наблюдение и собеседование Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и тестирование Собеседование Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения №1. Знакомство с лего Теория: Принципы работы с базовым набором «Построй свою историю», составляющие его детали. Как строить взаимодействие с педагогом и ребятами, структуру проведения занятий. Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине по теме, которую выбирают сами. №2. Вращай и строй Теория: Знакомство с дополнительными наборами и принципом работы со стрелкой – указателем, и с работой на пластине. Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине по теме с обязательным учетом цвета истории, времени и места, где история разворачивается. №3. Выбери настроение Теория: Настроение, что влияет на настроение человека. Темперамент, характер. Внешние факторы. Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине с обязательным учетом настроения, которое выпало на стрелке-указателе. Распределить части рассказа между участниками группы. №4. Какой прекрасный опыт! Теория: Формы глаголов, образование временных форм глаголов в устной речи. Последовательность построения истории. Практика: Создание истории и построение конструкции на тему «Интересный случай из жизни». Общая презентация случаев на плакате. № 5. Спасите дерево Теория: Работа с историей, у которой уже есть начало и обозначена проблема. Способы аргументации собственной точки зрения. 10 Практика: Построение истории по теме «Спасите дерево», рассказ в форме репортажа. №6. Извержение вулкана в Малиновке Теория: Способы общения. Диалог, монолог. Как задавать вопросы. Умение слушать и слышать. Практика: Создание конструкции на тему «Извержение вулкана в Малиновке», рассказ в форме «Новостной репортаж с интервью». №7. Подарок старика Теория: Персонажи рассказа. Характеристики, описание. Взаимопомощь, милосердие, желание помочь другому. Практика: Построение истории с добавлением эффектов, звуков и неожиданных элементов. №8. Сбежавший котёнок Теория: Структура художественного рассказа. Практика: Построение истории на разных пластинах, где показано начало, середина и конец истории. Можно использовать рисунки, как в комиксах. №9. Лесной остров Теория: Конкретная информация для создания рассказов. Способы выражения своих идей в общем обсуждении в процессе создания. Практика: Построение истории и представление ее по ролям. Обсуждение в форме дискуссии. №10. Зимний мир чудес Теория: Виды спорта. Профессии, связанные со спортом. Практика: Сконструировать любую ситуацию, связанную с зимними видами спорта. Придумать спортивный девиз команды. Записать и исполнить вместе. №11. Суперстадион Теория: Конструкции стадионов. Здоровый образ жизни. Практика: Создание конструкции собственного стадиона или другого мета, где можно заниматься спортом. Рассказ в форме телерепортажа. №12. У костра Теория: Программное компьютерное обеспечение StoryVisualizer. Правила пользования компьютером. 11 Практика: Перенос легоконструкций на компьютер с помощью программы StoryVisualizer. Создание комиксов на компьютере. №13. Невероятные новости Теория: Программное компьютерное обеспечение StoryVisualizer. Правила пользования компьютером. Практика: Построение небоскрёбов, героя в движении. С помощью программы StoryVisualizer создание на компьютере газетной статьи, объявления. №14. Классный цирк Теория: Цирк. Профессии в цирке, конструкции. Способы страховки. Практика: Сконструировать цирковое представление «Цирковые минитрюки». На компьютере сделать рекламу своего представления. № 15. Липкие ситуации Теория: Сценарий - что это, для чего нужен. Что в него входит, как представляются персонажи, их поступки и место действия. Практика: Составление рассказа из пяти сцен, представление его на разных пластинах. На компьютере или рисунками составить комикс. № 16. Стеснительный Андрей катается в парке Теория: Части речи (имя прилагательное, имя существительное). Типы речи (описание, повествование) Практика: Составление рассказа, используя дополнительные средства выразительности. Работа в группах. № 17. Робот Заклёпка Теория: Литературные жанры. Виды. Практика: Создание истории в жанре фэнтази, герой не существующий в реальности. С помощью программного обеспечения Story Visualizer написать письмо воображаемому другу из космоса. № 18. Мечта Антона Теория: Как делать вывод, используя связующие слова, фразы и смысловые элементы для описания персонажей и событий. Практика: Конструирование скейт - парка своей мечты. Герои истории имеют свою мечту. В рассказе отобразить, что может помочь исполнить свою мечту. 12 № 19. Очень секретная карта Теория: Карта. Виды карт, зачем нужны. Практика: Создание истории, где надо использовать карту для поисков клада. Придумать подсказки. №20. Выбери меня, выбери меня! Теория: Мультипликация. Как создают, профессии, связанные с кино. Практика: Составление истории, повествующей о рыцарях и чародеях. Представление ее в виде комикса из лего, рисунка, на компьютере №21. Приключения в музее Теория: Музеи. Какие существуют. Почему существуют, профессии. Практика: Составление и представление истории на тему «Ночь в музее». Комикс. Из лего представить экспонаты музеев. №22. Наши сказки Теория: Жанр сказки. Виды, чем отличаются от других литературных жанров. Практика: Сочинение сказочной истории, создание легоконструкций. Использование программного обеспечения Story Visualizer для создания афиши в версии сказки. № 23. Страшилки Теория: Жанр ужасов в литературе и кино. Влияние на человека. Практика: Представление любой известной истории, сказки в жанре «ужастика». Показать в лего образ одного героя в разных жанрах. № 24. Моё маленькое стихотворение Теория: Стихотворный жанр. Как построить рифмы. Известные поэты. Практика: Составление рифмы к заданным словам, проба сочинить мини стихотворение. Создание из лего конструкцию к известному стихотворению или своему. №25. Давняя легенда Теория: Легенды и мифы, разнообразие. Отличия у разных народов мира. Практика: В известной легенде изменить окончание, представив свою историю в лего. На компьютере сделать оформление сцены для этой легенды. № 26. Хроники путешественника Теория: Путешествия. Какие бывают, зачем люди путешествуют. 13 Практика: Составление истории и представление ее в легоконструкте на тему «Однажды я поехал…», «Мы со всей семьей побывали…», «Я бы хотел съездить…». Использование программного обеспечения Story Visualizer для создания журнала «Хроники путешественника». №27. Итоговое Теория: Краткий обзор пройденного материала. Практика: Викторина по пройденным темам. Создание и презентация Подарка другу. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения №1. Вращай и строй Теория: Правила работы с конструктором, в группе, с компьютером. Инструкции и схемы. Практика: Создание истории и построение конструкции на пластинах (3х) по теме «Мои летние впечатления» и ее презентация №2. Детали LEGO. Виды крепежей. Простые модели Теория: Виды скрепления деталей конструктора и способы сбора устойчивых конструкций Практика: Построение конструкции моста из лего по образцам №3. Симметричность LEGO моделей. Узор. Теория: Симметричность и асимметричность предметов Практика: Составление разных видов объемных узоров из лего №4. Шаблоны, изображения, текст Теория: Веб-камера, шаблоны, изображения, текстовые выноски (облаком). Обеспечения StoryVisualizer. Практика: Работа с программным компьютерным обеспечением Story Visualizer и другими графическими редакторами. №5. Наложение маски на изображение Теория: Корректировка изображения с помощью наложения маски. Практика: Работа с программным компьютерным обеспечением Story Visualizer и другими графическими редакторами. №6. Картинки Clip-art Теория: Картинки Clip-art. Использование панели свойств для: вращения, перетаскивания, изменения стиля 14 Практика: Составление комикса с использованием графических изображений обеспечения Story Visualizer №7. Сохранение, публикация, отправка по электронной почте Теория: Сохранение проектов в двух разных форматах, распечатывание на принтере и отправка по электронной почте. Практика: Создание и перенос мини конструкций из лего в программное обеспечение StoryVisualizer и сохранение в разных форматах. №8. Цифровые преобразователи изображений Теория: Снимки фотоаппаратом и телефоном, перенос полученных снимков в программное обеспечение StoryVisualizer. Практика: Создание и перенос мини конструкций из лего и полученных снимков в программное обеспечение StoryVisualizer. №9. Свободный проект Практика: Проект. Правила выполнения. Практика: Выполнение легокомикса или комикса на компьютере в объеме 4 эпизодов на свободную тему №10. Технические машины и их разновидности Теория: Технические машины. Разновидности. Польза и вред. Практика: Конструирование модели технической машины по образцам с использованием конструктора «Простейшие механизмы». № 11. Технические машины на службе человека Теория: Использование технических машин в быту. Практика: Конструирование модель «Помощник» с использованием конструктора «Простейшие механизмы» №12. Проект «Технические машины» Теория: Правила выполнения конструкций с простейшими механизмами. Практика: Выполнение конструкций с простейшими механизмами. Выполнение легокомикса, комикса в бумажном варианте или в компьютерном к модели «Помощник». №13. Из чего состоит город? Теория: Инфраструктура города. Практика: Обязательная работа в группе. Конструирование жилого района города с подробным описанием и совместное презентование. 15 №14. Архитектура города Екатеринбурга Теория: Эклектика в архитектуре, присущая Екатеринбургу. Видео экскурсия по городу. Практика: Построение из лего и представление любимого места в Екатеринбурге. №15. Проект «Дом моей мечты» Теория: Экология в доме. Практика: Создание легоконструкции на тему «Дом моей мечты». Презентация. №16. Аэропорт Теория: Аэропорт. Предназначение. Виды. Разные конструктивные решения. Практика: Обязательная работа в группе. Создание легоконструкции на тему «Аэропорт» с использованием конструктора «Аэропорт». №17. Космические корабли Теория: Космические корабли. История создания. Первые космонавты. Практика: Представление собранной модели космического корабля из лего, предварительно изобразив модель на рисунке. №18. Проект «Космические путешествия» Теория: Космические станции. Особенности. Для чего создаются Практика: Обязательная работа в группе. Совместное конструирование и представление проекта по теме. №19. Я- журналист Теория: Профессия журналист. Чем интересна. Возможные риски. Личностные качества, необходимые для профессии журналиста. Практика: Создание новостной ленты на школьную тему в программном обеспечение StoryVisualizer. №20. Река Исеть Теория: Этимология слова, истории реки Исеть, экологические проблемы. Практика: Создание легоконструктов по фотографиям мест, связанных с рекой Исеть 21. Проект «Экологические новости» Теория: Экология. Что изучает. Роль в жизни человека 16 Практика: Совместная работа над проектом «Экологические новости», конструирование и представление проекта. №22. Перекрестки и их виды. Теория: Виды перекрёстков и правила их перехода, разметка проезжей части. Практика: На пластинах представить правильные и неправильные варианты перехода дороги, и ребята должны выбрать правильные варианты. №23. Как обходить стоящий транспорт Теория: Правила обхода всех транспортных средств. Соблюдение дистанции. Практика: Составление истории с героями, которые соблюдают и не соблюдают правила дорожного движения и представить в виде комикса. №24. Проект «Самая безопасная дорога» Теория: Правила выполнения группового проекта. Практика: Представление модели «Самая безопасная дорога» и создание комикса в программном обеспечении StoryVisualizer или в бумажном варианте №25. Любимая игрушка Теория: Игрушки. Разнообразие. Почему не все становятся любимыми игрушками. Практика: Конструирование любимого занятия, во время презентаций объединиться по интересам и выдвинуть гипотезу, почему люди могут объединяться. №26. Старинные игрушки Теория: Первые игрушки на Руси. Старинные игрушки в других странах мира Практика: Создание легоконструкте интерьер одной из предложенных вариантов изображений стран. №27. Игрушка-робот Теория: Роботизированные игрушки. История создания Практика: Создание модели игрушки робота, презентация. №28. Проект «Игрушка будущего» Теория: Правила выполнения проекта Практика: Создание модели несуществующей игрушки, презентация. 17 №29. Здоровый образ жизни Теория: Здоровый образ жизни. От чего зависит. Как помочь себе соблюдать ЗОЖ. Практика: Обязательная работа в группе. Представление модели «Здоровый человек». №30. Проект «Роботы в медицине» Теория: Роль роботов в медицине. Возможности. Практика: Создание, представление модели «Робот-врач» и создание комикса в программном обеспечении StoryVisualizer. №31. Итоговое занятие Теория: Краткий обзор пройденного материала Практика: Викторина по пройденным темам. Представление презентации лучшие легоконструкции, выбранные детьми. Презентации Подарков друзьям. Пояснения к учебному плану программы (Приложение 5) 1.4. Планируемые результаты Предметные: знает базовые технические термины и понятия конструктора LEGO, компьютера и его программ; определяет особенности конструирования объектов; знает основные способы соединения деталей; определяет последовательность выполнения действий; умеет классифицировать по какому-либо признаку; владеет пространственным мышлением. Метапредметные: умеет сотрудничать с педагогами и другими обучающимися; выстраивает последовательность действий; умеет работать по заданному плану; умеет слушать и слышать замечания других; умеет выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика); Личностные: умеет анализировать свои действия и управлять ими; умеет творчески мыслить; 18 уважает чужой труд; умеет добиваться достижения поставленной задачи; умеет отвечать за свои действия; умеет выражать свое мнение. Формирование универсальных учебных действий (УУД) Познавательные УУД: определяет, различает и называет детали конструктора; выстраивает свою деятельность согласно условиям, заданным педагогом (по образцу, по чертежу, по заданной схеме, самостоятельно строить схему); различает гаджеты между собой, части компьютера; ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного; перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивает и группирует предметы и их образы. Регулятивные УУД: умеет работать по предложенным инструкциям; умеет излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью учителя. Коммуникативные УУД: умеет рассказывать о полученном продукте своей деятельности; умеет формулировать проблемы и вопросы; умеет работать в паре и в коллективе; умеет распределять обязанности, умеет представлять командный проект. 19 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Таблица 3 № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 г.о. 2 г.о. 1 Количество учебных недель 42 42 2 Количество учебных дней 84 42 3 Количество часов в неделю 3 2 4 Количество часов 126 84 5 Начало занятий 15 сентября 1 сентября 6 Выходные дни 31 декабря-8 января 31 декабря-8 января 7 Окончание учебного года 30 июня 30 июня 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет размером и условиями в соответствии с СанПин. 2. Учебные парты и стулья стандартные для педагога и обучающихся в соответствии с СанПин. 3. Конструкторы LEGO. 4. Контейнеры для хранения LEGO-конструкторов. 5. Шкафы Информационное обеспечение: Компьютеры, с установленным приложением Story Visualizer. Фотокамера или смартфон. Проектор и экран для просмотра материалов Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. 20 Профессиональная категория: без требований к категории. Учебно-методическое обеспечение Разработки теоретических и практических занятий. Наличие программы Раздаточный материал – рекомендации по разработке проектов. Инструкции (чертежи) для конструирования. Методическая литература, справочники, видеоматериалы. Работа с родителями Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в МБУДО ООЦ построены на основе свободы выбора. Поэтому у большинства родителей нет необходимости систематически общаться с педагогами. Так как для успешного решения задач воспитания необходимо объединение усилий семьи и других социальных институтов ставятся следующие задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося; объединить усилия для полноценного развития и воспитания; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 21 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Педагогический контроль. Цель контроля: получение информации о динамике индивидуального развития обучающегося и повышение уровня его развития. Задачи контроля: определение фактического состояния объекта в данный момент времени: прогнозирование состояния на заданный будущий период времени; определение причин выявленных отклонений от заданных параметров: постановка задач для их преодоления. Виды контроля: предварительный (исходный уровень подготовки); текущий (тематический) диагностический; промежуточный; итоговый. Формы контроля: тестирование; игры (парные, командные); смотры знаний и умений (логические игры и задания; презентация проекта; выполнение индивидуальных самостоятельных заданий); конкурсы творческих работ (выставки); собеседование и наблюдение; мониторинги (по всем блокам выборочно). На первом занятии проводится первоначальная диагностика в форме беседы с элементами опроса. Для оценки текущей работы используются методы: наблюдение, обсуждение-беседа с обучающимися на предмет удовлетворенности собственным продуктом творчества, и презентации обучающимися своих работ. Проверка знаний, умений и навыков у обучающихся осуществляется методом промежуточного мониторинга – беседа-тест, выполнение практических заданий – постройка по образцу, по схеме, по заданным условиям, по памяти, по замыслу. Отслеживание личностных и метапредметных достижений у обучающихся осуществляется методом педагогического наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. 22 Для закрепления и совершенствования полученных знаний и умений используются: творческие работы, проекты, конкурсы, открытые уроки. Подведение итогов реализации программы и выявление достигнутых результатов осуществляется итоговым мониторингом – создание проекта (модели) на компьютере, его презентация, конструирование моделей по замыслу обучающихся; также участие в конкурсах и выставках. Полученные результаты мониторингов позволяют оценить изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Способы проверки результатов: текущие (выявление ошибок и успехов в работах у обучающихся на занятиях); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь курс обучения). Критерии оценки результатов (Приложение1): уровень знания теоретического материала; степень овладения работы с компьютером, работы с LEGO-деталями; уровень сформированности учебной и познавательной мотивации в рамках содержания программы; умение анализировать и решать творческие задачи. Результаты образовательного процесса и средства являются объектом педагогического контроля в дополнительном образовании. План работы на занятии выстроен таким образом, что в конце занятия обучающийся может увидеть свой результат – показать результат и рассказать о полученном продукте из LEGO (что хотел и что получилось) или продемонстрировать результат, полученный на экране компьютера. В конце темы оценивается освоение полученных знаний и умений на основе самостоятельной работы. Полученные результаты фиксируются фотографией и демонстрируются обучающимся и их родителям. 23 3.Список литературы 3.1. Нормативные документы 1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный. 2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата обращения 09.10.2022). 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022). 4. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6 0235921 (дата обращения 10.10.2022). 5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a 574932788 (дата обращения 14.10.2022). 6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д // https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022). 24 3.2. Литература, используемая при составлении программы 1. Анеликова Л. А. Упражнения по текстовому редактору WORD. – Москва: СОЛОН ПРЕСС, 2010. – 128 с. – Текст: непосредственный. 2. Бедфорд А. LEGO. Секретная инструкция / перевод с англ. / А. Бедфорд. – Москва: ЭКОМ Паблишерз, 2001. 120 с. – Текст: непосредственный. 3. Елизова Н.А. Разработка заданий в графическом редакторе Paint. / Н. А. Елизарова – Текст: электронный URL: http://pedportal.net/starshieklassy/informatika-i-ikt/quot-prakticheskie-zadaniya-dlya-samostoyatelnoy-rabotyuchaschihsya-v-graficheskom-redaktore-paint-quot-362661. 4. Косцов В. В. Самоучитель Paint. / В. В. Косцов – Текст: электронный http://pcabc.ru/wv/ws19.html#mozTocId452365). 5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – Москва: Владос, 2009. 140 с. – Текст: непосредственный. 6. Мельникова О. В. Лего-конструирование 5-10 лет / О. В. Мельникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 51 с. – Текст: непосредственный. 7. Немцова Т. И., Назарова Ю. В. Практикум по информатике: учебное пособие / под ред. Л. Г. Гагариной. Ч. 1. – Москва: Форум ИНФРА-М, 2011. – 320 с. – Текст: непосредственный. 8. Падикова М. В. Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/624317/ 9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно25 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 12. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 13. Ревягин Л.Н. Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения. [Электронный ресурс]. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/school/konf16/11.html (дата обращения 02.08.15). 14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.3. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Бедфорд, Аллан. Большая книга LEGO. Лучшие города мира (комплект из 2 книг) / Аллан Бедфорд , Уоррен Элсмор. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 c. – Текст: непосредственный. 2. Липковиц, Дэниел Поиски короля / Дэниел Липковиц. – Москва: Оникс, 2013. – 398 c. – Текст: непосредственный. 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Инструментарий мониторинга конструктивных способностей детей Объект оценивания – модель, собираемая по схеме (инструкции) с внесенными ребенком конструктивными изменениями или модель, собранная ребенком по собственному замыслу. Таблица № 2 Критерии оценки Показатели Модель соответствует инструкции 0б – модель не собрана 1б – ребенок собрал модель с помощью 2б – модель собрана в соответствии с инструкцией самостоятельно Внесение изменений в 0б – ребенок не может внести конструктивные особенности изменения в конструкцию модели 1б – вносит изменения с помощью 2б – самостоятельно вносит изменения Обыгрывание модели 0б – не смог реализовать идею 1б – придумал идею и реализовал ее с помощью 2б – придумал и реализовал идею самостоятельно Высокий уровень – 5-6 баллов Средний уровень – 3-4 балла Низкий уровень – 0-2 балла Инструментарий мониторинга речевых способностей детей Таблица № 3 Элементы Уровень Уровень Уровень Уровень Балл мастерства мастерства мастерства мастерства 1 2 3 4 Размышляет Определяет Описывает Описывает Описывает о персонажа, чувства чувства чувства персонаже, но не персонажа, персонажа и персонажа и персонажах описывает но не при даёт чувства поясняет их. необходимо подробное персонажа. сти пояснение. поясняет их. Определяет Испытывает Определяет Определяет Точка точку трудности точку точку зрения зрения при зрения. зрения и хорошо определени может раскрыта и и точки объединить вносит зрения. её с общим вклад в 27 смыслом рассказа. Устанавлив ает связи Не может установить соответству ющую связь. общий смысл рассказа. Устанавлив Использует Анализируе ает точку т точку соответству зрения для зрения ющую связь установлени персонажа с рассказом я для или соответству установлени персонажем ющей связи я глубокой с рассказом связи с или рассказом персонажем 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Правила работы с LEGO 1. Работать с пособиями и деталями LEGO чистыми руками. 2. Не брать мелкие детали в рот. 3. Не отцеплять детали зубами – использовать специальный инструмент. 4. Бережно относиться к учебным пособиям. 5. Не уносить домой детали. 6. Не разбрасывать детали по кабинету. 7. Работать в коллективе дружно. 8. Уважать чужой труд. 9. Учиться делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы. 10. По окончании работы приводить рабочее место в порядок. 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Правила работы с компьютером 1. В случае возникновения неисправностей учащиеся должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий по их устранению. 2. Запрещается касаться экрана монитора. 3. Запрещается передвигать ноутбук. 4. Соблюдать правильную осанку и расстояние до экрана. 5. Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога. 6. Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера. 7. Передвигаться в кабинете спокойно, входить в кабинет только с разрешения педагога. 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Комплекс упражнений для глаз Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать их на счёт 1-4. (до усталости глаза не доводить). Закройте глаза. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 16. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть налево, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным о6разом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда направо, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: вверх-налево- вниз, потом прямо- вдаль на счёт 1 – затем налево- вверх-направо- вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз. 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пояснения к учебному плану Содержание учебного (тематического) плана разработано с учетом принципов построения занятий. Направленность на обогащение знаний об окружающей среде: проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора; рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений. Направленность на развитие конструктивных навыков и умений: обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям. Направленность на формирование инициативы, творчества: коллективное обсуждение будущей постройки. обучение выражению своего мнения, отстаивания своей точки зрения; совместный анализ постройки, конструкции; понимание, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал. Типы заданий на занятиях В процессе занятий используется четыре категории заданий: Первые шаги. Повседневное повествование. Построение и рассказывание историй. Пересказ и анализ рассказов. Первые шаги. Очень важно, чтобы учащиеся познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если учащиеся недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Задания для начала работы собраны вместе, чтобы дать возможность «быстрого старта». Первые шаги. Вращай и строй. Цели обучения: 32 освоение технологии работы с конструктором; знакомство с деталями конструктора, возможностями набора; построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории); первые попытки построения историй (начало – середина-конец) знакомство с программой Story Visualizer (или) первые попытки записи историй на видео. рассказать историю, используя соответствующие детали описания для раскрытия основной идеи рассказа. выделить и описать персонажей, места действия и основные события рассказа, используя основные детали. продемонстрировать речевые навыки. Повседневное повествование. Эти задания дают педагогу возможность предложить учащимся поговорить о значимых событиях и случаях, например, о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях. Примеры представлены в сценариях возможных проблем «Подготовка к работе». Цели обучения обучающиеся строят 1 сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе; обсуждаются разные точки зрения, обучающиеся показывают свою трактовку событий; комиксы и (или) истории на видео становятся более обдуманными, обучающиеся руководят процессом съемки и монтажа; вводятся элементы взаимооценивания работ Построение и рассказывание историй. Выполняя эти задания, обучающиеся знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе. В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать три сценические конструкции – начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) – или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказ могут участвовать 33 до пяти учеников – они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик создаёт одну из сценических конструкций рассказа. Создание полноценных комиксов или иллюстраций, съемка фильмов или мультфильмов. Пересказ и анализ рассказов. Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами. Можно прочитать ученикам рассказ и попросить их переделать и пересказать сюжет. Используйте это задание для анализа особенностей жанров и анализа персонажей. Обучающиеся могут добавить свою последовательность событий и окончания. Также можно изменить начало всем знакомой истории, поскольку это внесёт изменения в чувства, настроения персонажей и место действия. Обучающиеся могут изучить последствия и результат изменений на сюжет и последовательность событий в рассказе. Обучающиеся создают свою историю в рамках определенного жанра (романтическая история, стихотворение, древняя легенда); создают иллюстрированные рассказы, фильмы, комиксы. Распределение заданий. Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе. Подготовка к работе. Подготовка к работе включает набор «Построй свою историю» и открытый сценарий. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Построй свою историю». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель – способствовать обсуждению и помочь ученикам определить сюжетную линию. Как правило, в тексте или в прилагаемой иллюстрации содержится вопрос, проблема, задача или возможность. Они никогда не носят конкретный 34 характер. Но этого достаточно в качестве ориентира для подготовленных учеников. Дополнительные ориентиры для менее подготовленных учеников даны в разделах «Построение рассказа» и «Размышление». Попросите учеников прокомментировать, как они понимают эти вопросы, и предложить возможные решения. Построение рассказа. Строительство из кубиков ЛЕГО® – это органичный и быстрый процесс. Обучающиеся могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства. Начав строительство, обучающиеся постепенно создадут персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций – одна, три или пять. Размышление. Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача учеников – создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий. В процессе построения и размышления, обучающиеся общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки. Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, обучающиеся не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения. Совместное использование и оформление. В процессе совместного использования и оформления обучающиеся должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Расширение. При расширении используются дополнительные идеи для построения оригинальной концепции и дальнейшего развития рассказа. Такие предложения могут использоваться для всех учеников и служить в качестве дополнительных заданий и идей. 35 Модель 4x вопросов. Модель 4x вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает ученикам сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. О ком это? Этот вопрос побуждает учеников подумать о персонажах рассказа. Где это происходит? Этот вопрос побуждает учеников придумать подходящее место действия. Когда это происходит? Этот вопрос побуждает учеников подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе. Что произошло? Этот вопрос побуждает учеников сосредоточиться на описании сюжета – событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности. 36