Построй свою историю (5)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности

«ПОСТРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ»
для учащихся от 7 до 10 лет
срок реализации –2 года

Автор-составитель:
Мифтакова Елена Петровна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность. В настоящее время темпы развития производства –
процесса автоматизации стремительно растут. Важна скорость адаптации
«инженерной мысли» работников, умение проявить и отстоять свои идеи и
изобретательность. В связи с этим, вышеперечисленные способности важно
развивать и прививать постепенно, начиная с раннего школьного возраста.
Программа имеет интегративный характер. Так как, с одной стороны
способствует развитию инженерного мышления, а с другой стороны,
развитию творческих и речевых способностей, реализуемых в
конструировании. Кроме того, программа помогает освоению компьютера
как инструмента для работы. Именно такими хотят видеть современные
родители своих детей, поэтому данная программа разработана с учетом
запросов и пожеланий родителей и образовательных потребностей детей.
Программа разработана в соответствии с государственной политикой в
области образования и основывается на приоритете общечеловеческих
ценностей, жизни, здоровья человека, его развития как личности. Нормативноправовые акты, на основе которых разработана программа:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18 ноября 2015 № 09-3242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Программа создана на основе творческого комплекса серии LEGO
Education «Построй свою историю». Теоретико-методологической основой
программы являются исследования в области общеобразовательного
легоконструирования LEGO Education представителями нашей страны Г.В.
Лужновой, Л.Ю. Овсяницкой, A.C. Новгородовой, С.А. Филипповым, Д.В.
Чернышовым и др.
Использование
лего-технологии
в
системе
дополнительного
образования позволяет поднять на более высокий уровень развития
познавательную активность обучающихся. Для этого рядом с ребёнком
3

должен быть педагог-профессионал, который бы наполнил современный
образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими
идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости,
инициативы, интереса, вдохновения и самостоятельности каждого
обучающегося.
Продукты LEGO Education «Построй свою историю» основаны на
практическом подходе к обучению, при котором дети активно вовлечены в
свой собственный познавательный процесс. Вместо запоминания и
воспроизведения чужого опыта дети сталкиваются с задачами, которые
побуждают их использовать свое воображение, навыки командной работы и
поиска решения проблем.
При разработке программы «Построй свою историю» была
использована структура построения заданий, предложенная в методических
рекомендациях к продукту LEGO Education; содержание заданий разработано
автором данной программы.
Отличительные особенности:
Программа предусматривает реализацию двух направлений:
 техническое – его реализация нацелена на научное познание мира и
способствует развитию конструкторского мышления, исследовательских
навыков, умению воплощать свои идеи. Параллельное освоение конструктора
LEGO и компьютера позволит в дальнейшем уметь работать в среде «Office»,
а также создать виртуальной проект в программе «Lego Digital»;
 гуманитарное – направлено на развитие навыков свободной и
грамотной речи; умения сочинять и анализировать рассказы, персонажей и
сюжеты; научиться определять и понимать концепции жанров; улучшать
навыки чтения и письма.
Адресность: возраст детей: школьники, 7-10 лет.
Занятия групповые: 8-12 обучающихся в группе. Условия набора:
принимаются все желающие. При поступлении проводится первоначальная
диагностика – для определения уровня знаний обучающихся. Второй год
обучения формируется из выпускников первого года обучения.
Психофизиологические особенности детей 7-10 лет
Программа разработана на основе знаний психофизиологических
особенностей обучающихся возрастного интервала 7-10 лет.
4

Программа направлена на развитие логического мышления и
конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности
ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические,
индивидуальные и возрастные особенности детей от 7 до 10 лет.
В 7-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии
ребенка. Происходит осознанности и произвольности всех психических
процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно
соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет
анализировать части сложных фигур. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Все новое, яркое, неожиданное само
собой привлекает детей, без усилий. Произвольное внимание удерживается и
развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на
занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой
сменой форм деятельности. Память непроизвольна. Но с помощью
использования различных приемов запоминания, разделения материала на
части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно
совершенствовать произвольную память. Наряду с наглядно-образным
активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого
составляет оперирование понятиями.
Воображение развито хорошо: ребенок может представить
определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучения оно становится
произвольным, управляемым.
Режим занятий: первый год обучения –занятия проводятся 2 раза в
неделю (первое занятие - 45 минут, второе занятие 2 академических часа с 10
минутным перерывом); второй год обучения – занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом.
Объем общеразвивающей программы: 210 часа (первый год обучения 126 часов в год, второй год обучения - 84 часов в год).
Срок освоения: программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровневость программы: стартовый (ознакомительный).
Формы обучения: фронтальный, индивидуальный, в парах, в группах.
Основная форма работы – занятие. Занятия проходят как совместная
практическая творческая деятельность с элементами самостоятельного
5

выполнения работ. Работа на занятиях осуществляется индивидуально, в
парах, в группах.
Основные этапы проведения занятия: обозначение темы занятия,
обсуждение, постановка цели и задач, конструирование.
Виды конструирования:
 конструирование по образцу – предложенный образец постройки
выполняется воспроизведением действий педагога; обеспечение прямой
передачи детям готовых знаний, способов и действий, основанной на
подражании;
 конструирование по модели – выполнение постройки по
предложенной модели, в которой очертания отдельных элементов скрыто от
ребенка; воспроизведение осуществляется из имеющегося конструктора;
 конструирование по условиям – выполнение постройки по заданным
условиям; формирование умения анализировать заданные границы, на основе
которых выстраивать свою практическую деятельность;
 конструирование по замыслу – выполнение постройки, проявляя
обучающимися свою самостоятельность, что в наибольшей степени развивает
творческие способности;
конструирование по теме – выполнение постройки по заданной общей
тематике, определяя обучающимися самостоятельно замыслы конкретных
построек и способов их осуществления
Виды занятий: словесный (беседа, объяснение); наглядные (показ
иллюстраций, работа по образцу); практические (самостоятельное
конструирование
моделей,
выполнение
задания,
проектирование,
тестирование); ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры,
соответствующие изучаемым темам.
Формы подведения результатов: тестирование; игры (парные,
командные); смотры знаний и умений (логические игры и задания;
презентация проекта; выполнение индивидуальных самостоятельных
заданий); собеседование и наблюдение; мониторинги (по всем блокам
выборочно).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – развитие конструкторского мышления и навыков грамотной речи
детей с использованием в организации деятельности обучающихся технологии
6

легоконструирования.
Задачи программы:
 Обучающие:

освоить размеры, формы LEGO-деталей;

изучить понятия конструкций и их основных свойств (жесткости,
прочности, устойчивости);

формировать навыки сочинения, чтения, письма, грамотной
устной речи;

учить детей излагать мысли в четкой логической
последовательности;
 Развивающие:

развивать возможности анализа литературных сюжетов,
определение жанров и структуры рассказа;

развивать творческие способности, конструктивное мышление;

развивать умения работать с компьютером на базовом уровне,
изучение компьютерных программ;

развивать познавательную деятельность;

развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе,
работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать
свою работу и деятельность других детей;

формировать умение действовать в соответствии с инструкциями
педагога;
 Воспитательные:

воспитывать интерес к технике, конструированию;

воспитывать навыки самостоятельности;

воспитывать способность добиваться достижения поставленной
задачи;

воспитывать умение отвечать за свои действия, умение выражать
свое мнение.

7

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 1 год обучения
Таблица 1

2
3
4

Вводное занятие. Знакомство с
Лего
Вращай и строй
Выбери настроение
Какой прекрасный опыт

5

Спасите дерево

1

Практика

Название раздела, темы

Теория

№ п\п

Всего

Количество
часов
Из них
Формы аттестации/ контроля

3

1

2

Наблюдение и собеседование

3
6
6

1
2
2

2
4
4

3

1

2

Наблюдение и собеседование
Наблюдение и тестирование
Наблюдение и оценка работ
Защита проекта.
Оценка работ.

4

1

3

Смотры знаний и умений

4
4

1
1

3
3

Наблюдение и оценка работ
Смотр знаний и умений
Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и оценка работ
Наблюдение и тестирование
Наблюдение и оценка работ
Наблюдение и собеседование
Наблюдение
Конкурс творческих работ
Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и собеседование
Смотры знаний и умений
Наблюдение
Оценка работ
Наблюдение
Наблюдение и собеседование
Смотры знаний и умений
Наблюдение и собеседование
Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и тестирование
Собеседование

7
8

Извержение вулкана в
Малиновке
Подарок старика
Сбежавший котёнок

9

Лесной остров

5

1

4

10
11
12
13
14
15

7
4
8
6
4
6

2
1
2
2
1
2

5
3
6
4
3
4

4

1

3

17
18
19
20
21
22
23
24

Зимний мир чудес
Суперстадион
У костра
Невероятные новости
Классный цирк
«Липкие» ситуации
Стеснительный Андрей
катается на скейте в парке
Одинокий робот Заклёпка
Мечта Антона
Очень секретная карта
Выбери меня, выбери меня!
Ночь в музее
Наши сказки
Страшилка
Моё маленькое стихотворение

6
3
4
4
4
4
4
4

2
1
1
1
1
1
1
1

4
2
3
3
3
3
3
3

25

Давняя легенда

6

2

4

26
27

Хроники путешественника
Итоговое занятие
Итого:

6
3
126

2
1
36

4
2
90

6

16

8

Учебный (тематический) план 2 год обучения
Таблица 2

1

Вращай и строй
Детали LEGO. Виды
крепежей. Простые модели
Симметричность LEGO
моделей. Узор.
Шаблоны, изображения, текст
Наложением маски на
изображение
Картинками Clip-art
Сохранение, публикация,
отправка по электронной
почте
Цифровые преобразователи
изображений
Свободный проект
Технические машины и их
разновидности
Технические машины
на службе человека
Проект
«Технические машины»
Из чего состоит город?
Архитектура города
Екатеринбурга
Проект «Дом моей
мечты»
Аэропорт
Космические корабли
Проект «Космические
путешествия»
Я- журналист
Река Исеть
Проект «Экологические
новости»
Перекрестки и их виды.
Как обходить стоящий
транспорт
Проект «Самая безопасная
дорога»
Любимая игрушка
Старинные игрушки

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Практика

Название раздела, темы

Теория

№ п\п

Всего

Количество
часов
Из них
Формы аттестации/ контроля

2

0,5

1,5

Наблюдение и собеседование

2

0,5

1,5

Наблюдение и собеседование

2

0,5

1,5

Наблюдение и тестирование

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

8

1

7

Наблюдение и оценка работ
Защита проекта.
Оценка работ.
Смотры знаний и умений

2

0,5

1,5

Смотр знаний и умений

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и оценка работ

2

0,5

1,5

Наблюдение и тестирование

2

0,5

1,5

Наблюдение и оценка работ

4

0,5

3,5

Наблюдение и собеседование

2

0,5

1,5

Наблюдение

4

1

3

8

1

7

4
2

1
0,5

3
1,5

Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и собеседование
Смотры знаний и умений

2

0,5

1,5

Наблюдение

4
2

1
0,5

3
1,5

Оценка работ
Наблюдение

2

0,5

1,5

Наблюдение и собеседование

2

0,5

1,5

Смотры знаний и умений

2

0,5

1,5

Наблюдение и собеседование

2

0,5

1,5

2
2
9

0,5
0,5

1,5
1,5

Конкурс творческих работ

Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и тестирование
Собеседование

27
28

Игрушка-робот
Проект «Игрушка будущего»

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

29

Здоровый образ жизни

2

0,5

1,5

30
31

Проект «Роботы в медицине»
Итоговое
Итого:

2
2
84

0,5
0,5
18

1,5
1,5
66

Смотры знаний и умений
Наблюдение и собеседование
Защита проекта.
Оценка работ.
Наблюдение и тестирование
Собеседование

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
№1. Знакомство с лего
Теория: Принципы работы с базовым набором «Построй свою
историю», составляющие его детали. Как строить взаимодействие с педагогом
и ребятами, структуру проведения занятий.
Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине по
теме, которую выбирают сами.
№2. Вращай и строй
Теория: Знакомство с дополнительными наборами и принципом работы
со стрелкой – указателем, и с работой на пластине.
Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине по
теме с обязательным учетом цвета истории, времени и места, где история
разворачивается.
№3. Выбери настроение
Теория: Настроение, что влияет на настроение человека. Темперамент,
характер. Внешние факторы.
Практика: Создание истории и построение конструкции на пластине с
обязательным учетом настроения, которое выпало на стрелке-указателе.
Распределить части рассказа между участниками группы.
№4. Какой прекрасный опыт!
Теория: Формы глаголов, образование временных форм глаголов в
устной речи. Последовательность построения истории.
Практика: Создание истории и построение конструкции на тему
«Интересный случай из жизни». Общая презентация случаев на плакате.
№ 5. Спасите дерево
Теория: Работа с историей, у которой уже есть начало и обозначена
проблема. Способы аргументации собственной точки зрения.

10

Практика: Построение истории по теме «Спасите дерево», рассказ в
форме репортажа.
№6. Извержение вулкана в Малиновке
Теория: Способы общения. Диалог, монолог. Как задавать вопросы.
Умение слушать и слышать.
Практика: Создание конструкции на тему «Извержение вулкана в
Малиновке», рассказ в форме «Новостной репортаж с интервью».
№7. Подарок старика
Теория:
Персонажи
рассказа.
Характеристики,
описание.
Взаимопомощь, милосердие, желание помочь другому.
Практика: Построение истории с добавлением эффектов, звуков и
неожиданных элементов.
№8. Сбежавший котёнок
Теория: Структура художественного рассказа.
Практика: Построение истории на разных пластинах, где показано
начало, середина и конец истории. Можно использовать рисунки, как в
комиксах.
№9. Лесной остров
Теория: Конкретная информация для создания рассказов. Способы
выражения своих идей в общем обсуждении в процессе создания.
Практика: Построение истории и представление ее по ролям.
Обсуждение в форме дискуссии.
№10. Зимний мир чудес
Теория: Виды спорта. Профессии, связанные со спортом.
Практика: Сконструировать любую ситуацию, связанную с зимними
видами спорта. Придумать спортивный девиз команды. Записать и исполнить
вместе.
№11. Суперстадион
Теория: Конструкции стадионов. Здоровый образ жизни.
Практика: Создание конструкции собственного стадиона или другого
мета, где можно заниматься спортом. Рассказ в форме телерепортажа.
№12. У костра
Теория: Программное компьютерное обеспечение StoryVisualizer.
Правила пользования компьютером.
11

Практика: Перенос легоконструкций на компьютер с помощью
программы StoryVisualizer. Создание комиксов на компьютере.
№13. Невероятные новости
Теория: Программное компьютерное обеспечение StoryVisualizer.
Правила пользования компьютером.
Практика: Построение небоскрёбов, героя в движении. С помощью
программы StoryVisualizer создание на компьютере газетной статьи,
объявления.
№14. Классный цирк
Теория: Цирк. Профессии в цирке, конструкции. Способы страховки.
Практика: Сконструировать цирковое представление «Цирковые минитрюки». На компьютере сделать рекламу своего представления.
№ 15. Липкие ситуации
Теория: Сценарий - что это, для чего нужен. Что в него входит, как
представляются персонажи, их поступки и место действия.
Практика: Составление рассказа из пяти сцен, представление его на
разных пластинах. На компьютере или рисунками составить комикс.
№ 16. Стеснительный Андрей катается в парке
Теория: Части речи (имя прилагательное, имя существительное). Типы
речи (описание, повествование)
Практика: Составление рассказа, используя дополнительные средства
выразительности. Работа в группах.
№ 17. Робот Заклёпка
Теория: Литературные жанры. Виды.
Практика: Создание истории в жанре фэнтази, герой не существующий
в реальности. С помощью программного обеспечения Story Visualizer написать
письмо воображаемому другу из космоса.
№ 18. Мечта Антона
Теория: Как делать вывод, используя связующие слова, фразы и
смысловые элементы для описания персонажей и событий.
Практика: Конструирование скейт - парка своей мечты. Герои истории
имеют свою мечту. В рассказе отобразить, что может помочь исполнить свою
мечту.
12

№ 19. Очень секретная карта
Теория: Карта. Виды карт, зачем нужны.
Практика: Создание истории, где надо использовать карту для поисков
клада. Придумать подсказки.
№20. Выбери меня, выбери меня!
Теория: Мультипликация. Как создают, профессии, связанные с кино.
Практика: Составление истории, повествующей о рыцарях и чародеях.
Представление ее в виде комикса из лего, рисунка, на компьютере
№21. Приключения в музее
Теория: Музеи. Какие существуют. Почему существуют, профессии.
Практика: Составление и представление истории на тему «Ночь в
музее». Комикс. Из лего представить экспонаты музеев.
№22. Наши сказки
Теория: Жанр сказки. Виды, чем отличаются от других литературных
жанров.
Практика: Сочинение сказочной истории, создание легоконструкций.
Использование программного обеспечения Story Visualizer для создания
афиши в версии сказки.
№ 23. Страшилки
Теория: Жанр ужасов в литературе и кино. Влияние на человека.
Практика: Представление любой известной истории, сказки в жанре
«ужастика». Показать в лего образ одного героя в разных жанрах.
№ 24. Моё маленькое стихотворение
Теория: Стихотворный жанр. Как построить рифмы. Известные поэты.
Практика: Составление рифмы к заданным словам, проба сочинить
мини стихотворение. Создание из лего конструкцию к известному
стихотворению или своему.
№25. Давняя легенда
Теория: Легенды и мифы, разнообразие. Отличия у разных народов
мира.
Практика: В известной легенде изменить окончание, представив свою
историю в лего. На компьютере сделать оформление сцены для этой легенды.
№ 26. Хроники путешественника
Теория: Путешествия. Какие бывают, зачем люди путешествуют.
13

Практика: Составление истории и представление ее в легоконструкте
на тему «Однажды я поехал…», «Мы со всей семьей побывали…», «Я бы
хотел съездить…». Использование программного обеспечения Story Visualizer
для создания журнала «Хроники путешественника».
№27. Итоговое
Теория: Краткий обзор пройденного материала.
Практика: Викторина по пройденным темам. Создание и презентация
Подарка другу.
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
№1. Вращай и строй
Теория: Правила работы с конструктором, в группе, с компьютером.
Инструкции и схемы.
Практика: Создание истории и построение конструкции на пластинах
(3х) по теме «Мои летние впечатления» и ее презентация
№2. Детали LEGO. Виды крепежей. Простые модели
Теория: Виды скрепления деталей конструктора и способы сбора
устойчивых конструкций
Практика: Построение конструкции моста из лего по образцам
№3. Симметричность LEGO моделей. Узор.
Теория: Симметричность и асимметричность предметов
Практика: Составление разных видов объемных узоров из лего
№4. Шаблоны, изображения, текст
Теория: Веб-камера, шаблоны, изображения, текстовые выноски
(облаком). Обеспечения StoryVisualizer.
Практика: Работа с программным компьютерным обеспечением Story
Visualizer и другими графическими редакторами.
№5. Наложение маски на изображение
Теория: Корректировка изображения с помощью наложения маски.
Практика: Работа с программным компьютерным обеспечением Story
Visualizer и другими графическими редакторами.
№6. Картинки Clip-art
Теория: Картинки Clip-art. Использование панели свойств для:
вращения, перетаскивания, изменения стиля
14

Практика: Составление комикса с использованием графических
изображений обеспечения Story Visualizer
№7. Сохранение, публикация, отправка по электронной почте
Теория: Сохранение проектов в двух разных форматах, распечатывание
на принтере и отправка по электронной почте.
Практика: Создание и перенос мини конструкций из лего в
программное обеспечение StoryVisualizer и сохранение в разных форматах.
№8. Цифровые преобразователи изображений
Теория: Снимки фотоаппаратом и телефоном, перенос полученных
снимков в программное обеспечение StoryVisualizer.
Практика: Создание и перенос мини конструкций из лего и полученных
снимков в программное обеспечение StoryVisualizer.
№9. Свободный проект
Практика: Проект. Правила выполнения.
Практика: Выполнение легокомикса или комикса на компьютере в
объеме 4 эпизодов на свободную тему
№10. Технические машины и их разновидности
Теория: Технические машины. Разновидности. Польза и вред.
Практика: Конструирование модели технической машины по образцам
с использованием конструктора «Простейшие механизмы».
№ 11. Технические машины на службе человека
Теория: Использование технических машин в быту.
Практика: Конструирование модель «Помощник» с использованием
конструктора «Простейшие механизмы»
№12. Проект «Технические машины»
Теория: Правила выполнения конструкций с простейшими
механизмами.
Практика: Выполнение конструкций с простейшими механизмами.
Выполнение легокомикса, комикса в бумажном варианте или в компьютерном
к модели «Помощник».
№13. Из чего состоит город?
Теория: Инфраструктура города.
Практика: Обязательная работа в группе. Конструирование жилого
района города с подробным описанием и совместное презентование.
15

№14. Архитектура города Екатеринбурга
Теория: Эклектика в архитектуре, присущая Екатеринбургу. Видео
экскурсия по городу.
Практика: Построение из лего и представление любимого места в
Екатеринбурге.
№15. Проект «Дом моей мечты»
Теория: Экология в доме.
Практика: Создание легоконструкции на тему «Дом моей мечты».
Презентация.
№16. Аэропорт
Теория: Аэропорт. Предназначение. Виды. Разные конструктивные
решения.
Практика: Обязательная работа в группе. Создание легоконструкции на
тему «Аэропорт» с использованием конструктора «Аэропорт».
№17. Космические корабли
Теория: Космические корабли. История создания. Первые космонавты.
Практика: Представление собранной модели космического корабля из
лего, предварительно изобразив модель на рисунке.
№18. Проект «Космические путешествия»
Теория: Космические станции. Особенности. Для чего создаются
Практика: Обязательная работа в группе. Совместное конструирование
и представление проекта по теме.
№19. Я- журналист
Теория: Профессия журналист. Чем интересна. Возможные риски.
Личностные качества, необходимые для профессии журналиста.
Практика: Создание новостной ленты на школьную тему в
программном обеспечение StoryVisualizer.
№20. Река Исеть
Теория: Этимология слова, истории реки Исеть, экологические
проблемы.
Практика: Создание легоконструктов по фотографиям мест, связанных
с рекой Исеть
21. Проект «Экологические новости»
Теория: Экология. Что изучает. Роль в жизни человека
16

Практика: Совместная работа над проектом «Экологические новости»,
конструирование и представление проекта.
№22. Перекрестки и их виды.
Теория: Виды перекрёстков и правила их перехода, разметка проезжей
части.
Практика: На пластинах представить правильные и неправильные
варианты перехода дороги, и ребята должны выбрать правильные варианты.
№23. Как обходить стоящий транспорт
Теория: Правила обхода всех транспортных средств. Соблюдение
дистанции.
Практика: Составление истории с героями, которые соблюдают и не
соблюдают правила дорожного движения и представить в виде комикса.
№24. Проект «Самая безопасная дорога»
Теория: Правила выполнения группового проекта.
Практика: Представление модели «Самая безопасная дорога» и
создание комикса в программном обеспечении StoryVisualizer или в бумажном
варианте
№25. Любимая игрушка
Теория: Игрушки. Разнообразие. Почему не все становятся любимыми
игрушками.
Практика: Конструирование любимого занятия, во время презентаций
объединиться по интересам и выдвинуть гипотезу, почему люди могут
объединяться.
№26. Старинные игрушки
Теория: Первые игрушки на Руси. Старинные игрушки в других странах
мира
Практика: Создание легоконструкте интерьер одной из предложенных
вариантов изображений стран.
№27. Игрушка-робот
Теория: Роботизированные игрушки. История создания
Практика: Создание модели игрушки робота, презентация.
№28. Проект «Игрушка будущего»
Теория: Правила выполнения проекта
Практика: Создание модели несуществующей игрушки, презентация.
17

№29. Здоровый образ жизни
Теория: Здоровый образ жизни. От чего зависит. Как помочь себе
соблюдать ЗОЖ.
Практика: Обязательная работа в группе. Представление модели
«Здоровый человек».
№30. Проект «Роботы в медицине»
Теория: Роль роботов в медицине. Возможности.
Практика: Создание, представление модели «Робот-врач» и создание
комикса в программном обеспечении StoryVisualizer.
№31. Итоговое занятие
Теория: Краткий обзор пройденного материала
Практика: Викторина по пройденным темам. Представление
презентации лучшие легоконструкции, выбранные детьми. Презентации
Подарков друзьям.
Пояснения к учебному плану программы (Приложение 5)
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
 знает базовые технические термины и понятия конструктора LEGO,
компьютера и его программ;
 определяет особенности конструирования объектов;
 знает основные способы соединения деталей;
 определяет последовательность выполнения действий;
 умеет классифицировать по какому-либо признаку;
 владеет пространственным мышлением.
Метапредметные:
 умеет сотрудничать с педагогами и другими обучающимися;
 выстраивает последовательность действий;
 умеет работать по заданному плану;
 умеет слушать и слышать замечания других;
 умеет выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика);
Личностные:
 умеет анализировать свои действия и управлять ими;
 умеет творчески мыслить;
18






уважает чужой труд;
умеет добиваться достижения поставленной задачи;
умеет отвечать за свои действия;
умеет выражать свое мнение.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные УУД:
 определяет, различает и называет детали конструктора;
 выстраивает свою деятельность согласно условиям, заданным
педагогом (по образцу, по чертежу, по заданной схеме, самостоятельно
строить схему);
 различает гаджеты между собой, части компьютера;
 ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже
известного;
 перерабатывает полученную информацию: делает выводы в
результате совместной работы всего класса, сравнивает и группирует
предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
 умеет работать по предложенным инструкциям;
 умеет излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
 определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
Коммуникативные УУД:
 умеет рассказывать о полученном продукте своей деятельности;
 умеет формулировать проблемы и вопросы;
 умеет работать в паре и в коллективе;
 умеет распределять обязанности,
 умеет представлять командный проект.

19

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица 3
№
п/п

Основные
характеристики
образовательного процесса

1 г.о.

2 г.о.

1

Количество учебных недель

42

42

2

Количество учебных дней

84

42

3

Количество часов в неделю

3

2

4

Количество часов

126

84

5

Начало занятий

15 сентября

1 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

31 декабря-8
января

7

Окончание учебного года

30 июня

30 июня

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет размером и условиями в соответствии с СанПин.
2. Учебные парты и стулья стандартные для педагога и обучающихся в
соответствии с СанПин.
3. Конструкторы LEGO.
4. Контейнеры для хранения LEGO-конструкторов.
5. Шкафы
Информационное обеспечение: Компьютеры, с установленным
приложением Story Visualizer. Фотокамера или смартфон. Проектор и экран
для просмотра материалов
Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает
педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными
знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
20

Профессиональная категория: без требований к категории.
Учебно-методическое обеспечение
 Разработки теоретических и практических занятий.
 Наличие программы
 Раздаточный материал – рекомендации по разработке проектов.
 Инструкции (чертежи) для конструирования.
 Методическая литература, справочники, видеоматериалы.
Работа с родителями
Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в
МБУДО ООЦ построены на основе свободы выбора. Поэтому у большинства
родителей нет необходимости систематически общаться с педагогами. Так как
для успешного решения задач воспитания необходимо объединение усилий
семьи и других социальных институтов ставятся следующие задачи:
 установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося;
 объединить усилия для полноценного развития и воспитания;
 создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

21

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический контроль.
Цель контроля: получение информации о динамике индивидуального
развития обучающегося и повышение уровня его развития.
Задачи контроля: определение фактического состояния объекта в
данный момент времени: прогнозирование состояния на заданный будущий
период времени; определение причин выявленных отклонений от заданных
параметров: постановка задач для их преодоления.
Виды контроля:
 предварительный (исходный уровень подготовки);
 текущий (тематический)
 диагностический;
 промежуточный;
 итоговый.
Формы контроля:
 тестирование;
 игры (парные, командные);
 смотры знаний и умений (логические игры и задания; презентация
проекта; выполнение индивидуальных самостоятельных заданий);
 конкурсы творческих работ (выставки);
 собеседование и наблюдение;
 мониторинги (по всем блокам выборочно).
На первом занятии проводится первоначальная диагностика в форме
беседы с элементами опроса.
Для оценки текущей работы используются методы: наблюдение,
обсуждение-беседа с обучающимися на предмет удовлетворенности
собственным продуктом творчества, и презентации обучающимися своих
работ. Проверка знаний, умений и навыков у обучающихся осуществляется
методом промежуточного мониторинга – беседа-тест, выполнение
практических заданий – постройка по образцу, по схеме, по заданным
условиям, по памяти, по замыслу. Отслеживание личностных и
метапредметных достижений у обучающихся осуществляется методом
педагогического наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
22

Для закрепления и совершенствования полученных знаний и умений
используются: творческие работы, проекты, конкурсы, открытые уроки.
Подведение итогов реализации программы и выявление достигнутых
результатов осуществляется итоговым мониторингом – создание проекта
(модели) на компьютере, его презентация, конструирование моделей по
замыслу обучающихся; также участие в конкурсах и выставках.
Полученные результаты мониторингов позволяют оценить изменения
уровня развития обучающихся, их творческих способностей, получение
сведений для совершенствования образовательной программы и методов
обучения.
Способы проверки результатов:
 текущие (выявление ошибок и успехов в работах у обучающихся на
занятиях);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь курс обучения).
Критерии оценки результатов (Приложение1):
 уровень знания теоретического материала;
 степень овладения работы с компьютером, работы с LEGO-деталями;
 уровень сформированности учебной и познавательной мотивации в
рамках содержания программы;
 умение анализировать и решать творческие задачи.
Результаты образовательного процесса и средства являются объектом
педагогического контроля в дополнительном образовании.
План работы на занятии выстроен таким образом, что в конце занятия
обучающийся может увидеть свой результат – показать результат и рассказать
о полученном продукте из LEGO (что хотел и что получилось) или
продемонстрировать результат, полученный на экране компьютера. В конце
темы оценивается освоение полученных знаний и умений на основе
самостоятельной работы. Полученные результаты фиксируются фотографией
и демонстрируются обучающимся и их родителям.

23

3.Список литературы
3.1. Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон
N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192
с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932
(дата обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d
f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6
0235921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a
574932788 (дата обращения 14.10.2022).
6.
Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
04.03.2022 № 219-Д // https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR
(дата обращения 14.10.2022).
24

3.2. Литература, используемая при составлении программы
1. Анеликова Л. А. Упражнения по текстовому редактору WORD. –
Москва: СОЛОН ПРЕСС, 2010. – 128 с. – Текст: непосредственный.
2. Бедфорд А. LEGO. Секретная инструкция / перевод с англ. / А.
Бедфорд. – Москва: ЭКОМ Паблишерз, 2001. 120 с. – Текст:
непосредственный.
3. Елизова Н.А. Разработка заданий в графическом редакторе Paint. / Н.
А. Елизарова – Текст: электронный URL: http://pedportal.net/starshieklassy/informatika-i-ikt/quot-prakticheskie-zadaniya-dlya-samostoyatelnoy-rabotyuchaschihsya-v-graficheskom-redaktore-paint-quot-362661.
4. Косцов В. В. Самоучитель Paint. / В. В. Косцов – Текст: электронный
http://pcabc.ru/wv/ws19.html#mozTocId452365).
5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – Москва: Владос, 2009.
140 с. – Текст: непосредственный.
6. Мельникова О. В. Лего-конструирование 5-10 лет / О. В.
Мельникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 51 с. – Текст: непосредственный.
7. Немцова Т. И., Назарова Ю. В. Практикум по информатике: учебное
пособие / под ред. Л. Г. Гагариной. Ч. 1. – Москва: Форум ИНФРА-М, 2011. –
320 с. – Текст: непосредственный.
8. Падикова М. В. Проектная деятельность в школе. [Электронный
ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/624317/
9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье,
материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и
подростков. Гигиенические требования к персональным электронновычислительным
машинам
и
организации
работы.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно25

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
12. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13. Ревягин Л.Н. Проблемы развития черт творческой личности и
некоторые рекомендации их решения. [Электронный ресурс]. URL:
http://ido.tsu.ru/other_res/school/konf16/11.html (дата обращения 02.08.15).
14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3.3. Список литературы для обучающихся и родителей
1. Бедфорд, Аллан. Большая книга LEGO. Лучшие города мира
(комплект из 2 книг) / Аллан Бедфорд , Уоррен Элсмор. – Москва: Манн,
Иванов и Фербер, 2014. – 512 c. – Текст: непосредственный.
2. Липковиц, Дэниел Поиски короля / Дэниел Липковиц. – Москва:
Оникс, 2013. – 398 c. – Текст: непосредственный.

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструментарий мониторинга конструктивных способностей детей
Объект оценивания – модель, собираемая по схеме (инструкции) с
внесенными ребенком конструктивными изменениями или модель, собранная
ребенком по собственному замыслу.
Таблица № 2
Критерии оценки
Показатели
Модель соответствует инструкции
0б – модель не собрана
1б – ребенок собрал модель с
помощью
2б – модель собрана в соответствии с
инструкцией самостоятельно
Внесение изменений в
0б – ребенок не может внести
конструктивные особенности
изменения в конструкцию
модели
1б – вносит изменения с помощью
2б – самостоятельно вносит изменения
Обыгрывание модели
0б – не смог реализовать идею
1б – придумал идею и реализовал ее с
помощью
2б – придумал и реализовал идею
самостоятельно
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Инструментарий мониторинга речевых способностей детей
Таблица № 3
Элементы
Уровень
Уровень
Уровень
Уровень
Балл
мастерства мастерства мастерства мастерства
1
2
3
4
Размышляет Определяет Описывает Описывает Описывает
о
персонажа, чувства
чувства
чувства
персонаже, но не
персонажа, персонажа и персонажа и
персонажах описывает
но не
при
даёт
чувства
поясняет их. необходимо подробное
персонажа.
сти
пояснение.
поясняет их.
Определяет Испытывает Определяет Определяет Точка
точку
трудности
точку
точку
зрения
зрения
при
зрения.
зрения и
хорошо
определени
может
раскрыта и
и точки
объединить вносит
зрения.
её с общим вклад в
27

смыслом
рассказа.

Устанавлив
ает связи

Не может
установить
соответству
ющую
связь.

общий
смысл
рассказа.
Устанавлив Использует Анализируе
ает
точку
т точку
соответству зрения для
зрения
ющую связь установлени персонажа
с рассказом я
для
или
соответству установлени
персонажем ющей связи я глубокой
с рассказом связи с
или
рассказом
персонажем

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила работы с LEGO
1.
Работать с пособиями и деталями LEGO чистыми руками.
2.
Не брать мелкие детали в рот.
3.
Не отцеплять детали зубами – использовать специальный
инструмент.
4.
Бережно относиться к учебным пособиям.
5.
Не уносить домой детали.
6.
Не разбрасывать детали по кабинету.
7.
Работать в коллективе дружно.
8.
Уважать чужой труд.
9.
Учиться делиться с товарищами не только деталями, но и
задумками, планом работы.
10.
По окончании работы приводить рабочее место в порядок.

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила работы с компьютером
1.
В случае возникновения неисправностей учащиеся должны
немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий по их
устранению.
2.
Запрещается касаться экрана монитора.
3.
Запрещается передвигать ноутбук.
4.
Соблюдать правильную осанку и расстояние до экрана.
5.
Включать и выключать компьютеры только с разрешения
педагога.
6.
Соблюдать правила последовательности включения и выключения
компьютера.
7.
Передвигаться в кабинете спокойно, входить в кабинет только с
разрешения педагога.

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Комплекс упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при
ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем
раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6.
Повторить 1-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать их на счёт 1-4. (до усталости
глаза не доводить). Закройте глаза. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 16. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть налево, зафиксировать взгляд на
счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным о6разом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда направо, вверх и вниз.
Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: вверх-налево- вниз, потом
прямо- вдаль на счёт 1 – затем налево- вверх-направо- вниз и посмотреть вдаль
на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Пояснения к учебному плану
Содержание учебного (тематического) плана разработано с учетом
принципов построения занятий. Направленность на обогащение знаний об
окружающей среде:
 проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают
разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии
смоделировать подобное из конструктора;
 рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных
предметов, строений.
Направленность на развитие конструктивных навыков и умений:
 обучение детей конструированию по образцу, по условию или по
инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
Направленность на формирование инициативы, творчества:
 коллективное обсуждение будущей постройки.
 обучение выражению своего мнения, отстаивания своей точки зрения;
 совместный анализ постройки, конструкции;
 понимание, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если
он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он
разбросал строительный материал.
Типы заданий на занятиях
В процессе занятий используется четыре категории заданий:
 Первые шаги.
 Повседневное повествование.
 Построение и рассказывание историй.
 Пересказ и анализ рассказов.
Первые шаги. Очень важно, чтобы учащиеся познакомились с
материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего
они нужны и как они взаимодействуют. Если учащиеся недостаточно хорошо
знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе
строительства и придумывания рассказа. Задания для начала работы собраны
вместе, чтобы дать возможность «быстрого старта». Первые шаги. Вращай и
строй.
Цели обучения:
32

 освоение технологии работы с конструктором;
 знакомство с деталями конструктора, возможностями набора;
 построение небольших историй с использованием указателей
(настроения, категории);
 первые попытки построения историй (начало – середина-конец)
 знакомство с программой Story Visualizer (или) первые попытки
записи историй на видео.
 рассказать историю, используя соответствующие детали описания для
раскрытия основной идеи рассказа.
 выделить и описать персонажей, места действия и основные события
рассказа, используя основные детали.
 продемонстрировать речевые навыки.
Повседневное повествование. Эти задания дают педагогу возможность
предложить учащимся поговорить о значимых событиях и случаях, например,
о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях,
связанных с жизнью общества, о книгах или статьях. Примеры представлены
в сценариях возможных проблем «Подготовка к работе».
Цели обучения
 обучающиеся строят 1 сценическую конструкцию, а затем
разворачивается какая-то история на ее основе;
 обсуждаются разные точки зрения, обучающиеся показывают свою
трактовку событий;
 комиксы и (или) истории на видео становятся более обдуманными,
 обучающиеся руководят процессом съемки и монтажа;
 вводятся элементы взаимооценивания работ
Построение и рассказывание историй. Выполняя эти задания,
обучающиеся знакомятся с основными элементами структуры рассказа.
Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из
разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности
событий в рассказе.
В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа
может включать три сценические конструкции – начало (завязка), середина
(действие) и конец (развязка) – или пять сценических конструкций: начало,
завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказ могут участвовать
33

до пяти учеников – они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик
создаёт одну из сценических конструкций рассказа.
Создание полноценных комиксов или иллюстраций, съемка фильмов
или мультфильмов.
Пересказ и анализ рассказов. Эти задания дают возможность
адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они
соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с
разными жанрами. Можно прочитать ученикам рассказ и попросить их
переделать и пересказать сюжет. Используйте это задание для анализа
особенностей жанров и анализа персонажей.
Обучающиеся могут добавить свою последовательность событий и
окончания. Также можно изменить начало всем знакомой истории, поскольку
это внесёт изменения в чувства, настроения персонажей и место действия.
Обучающиеся могут изучить последствия и результат изменений на сюжет и
последовательность событий в рассказе.
Обучающиеся создают свою историю в рамках определенного жанра
(романтическая история, стихотворение, древняя легенда); создают
иллюстрированные рассказы, фильмы, комиксы.
Распределение заданий. Все вышеуказанные задания находятся в
библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с
задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и
классом. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем
выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с
заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок
обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на
пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.
Подготовка к работе. Подготовка к работе включает набор «Построй
свою историю» и открытый сценарий. Его можно прочитать вслух или просто
пересказать, используя иллюстрацию из набора «Построй свою историю». В
этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель –
способствовать обсуждению и помочь ученикам определить сюжетную
линию.
Как правило, в тексте или в прилагаемой иллюстрации содержится
вопрос, проблема, задача или возможность. Они никогда не носят конкретный
34

характер. Но этого достаточно в качестве ориентира для подготовленных
учеников. Дополнительные ориентиры для менее подготовленных учеников
даны в разделах «Построение рассказа» и «Размышление». Попросите
учеников прокомментировать, как они понимают эти вопросы, и предложить
возможные решения.
Построение рассказа. Строительство из кубиков ЛЕГО® – это
органичный и быстрый процесс. Обучающиеся могут составлять планы на
бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным
образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе
строительства.
Начав строительство, обучающиеся постепенно создадут персонажей,
место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько
им необходимо сценических конструкций – одна, три или пять.
Размышление. Размышление влечет за собой пересмотр, изменение,
сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача учеников – создать
мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи
задействованы в ряде последовательных событий. В процессе построения и
размышления, обучающиеся общаются, выражают своё мнение и развивают
важные языковые навыки.
Во время строительства появляются новые драматические возможности,
которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в
набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, обучающиеся не
должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и
развивать рассказ в процессе построения.
Совместное использование и оформление. В процессе совместного
использования и оформления обучающиеся должны последовательно
представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг
другу.
Расширение. При расширении используются дополнительные идеи для
построения оригинальной концепции и дальнейшего развития рассказа. Такие
предложения могут использоваться для всех учеников и служить в качестве
дополнительных заданий и идей.

35

Модель 4x вопросов. Модель 4x вопросов можно использовать со всеми
заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает ученикам
сосредоточиться на основных элементах создания рассказа.
О ком это? Этот вопрос побуждает учеников подумать о персонажах
рассказа.
Где это происходит? Этот вопрос побуждает учеников придумать
подходящее место действия.
Когда это происходит? Этот вопрос побуждает учеников подумать, в
какой период времени происходит действие в рассказе.
Что произошло? Этот вопрос побуждает учеников сосредоточиться на
описании сюжета – событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи,
комбинации или последовательности.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».