Изобразительное искусттво. Модуль 1

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. МОДУЛЬ 1»
для учащихся 7 - 9 лет
срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Зарипова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик……………………………..….............3
1.1. Пояснительная записка………………………............................................3
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………..........10
1.3. Содержание общей программы…………………………...........................11
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………22
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………..25
2.1. Календарный учебный график……………………………………………25
2.2. Условия реализации программы……………………………………........25
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………30
3. Список литературы………………………………………………………….33
4. Приложение…………………………………………… ……………..........36

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы «Изобразительное искусство. Модуль 1» –
художественная.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее
время особое внимание уделяется культуре и приобщению детей к миру
искусства средствами изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует
раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительное искусство. Модуль 1» разработана на основании
действующих нормативно - правовых документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020г.№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3


Письмо Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций».

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики от
04.03.2022 № 219-Д «О внесении изменений в методологические рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ
СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-Д»;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Данная программа в качестве отправного источника использует
программу, разработанную И.И. Волобуевой «Основы изобразительного
искусства» для дополнительного образования детей в 2008 г.
Актуальность программы «Изобразительное искусство. Модуль 1»
состоит ещё и в том, что она востребована родителями (законными
4

представителями) и детьми. Данная программа позволяет решать не только
собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких
личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Очень важно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному
самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство
радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь на обучение
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности
детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В ходе освоения программы дети приобщаются к искусству, познают культуру
своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного
творчества. Представляемая в настоящем модернизированном варианте,
расширенная по тематике, углубленная по содержанию и обогащённая
современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям
базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой
последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное. А развитие мелкой моторики рук при выполнении
творческих работ, способствует развитию речи. Кроме того, будучи сопряжено
с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество
пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего
народа.
Новизна и отличительные особенности программы. Данная программа
рассчитана на детей младшего школьного возраста и ориентирована на то,
чтобы дать им базовое систематизированное образование по изобразительному
5

искусству, основанное на преимущественном изучении таких разделов, как
живопись, рисунок, графика, лепка. Данная программа охватывает различные
виды изобразительного искусства, позволяя тем самым развиваться ребенку
многосторонне, а кому-то даже и определиться какое направление ему ближе,
какое вызывает у него наибольший интерес.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели
определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также
основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в
дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах
деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного
ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Программа построена на широком использовании оригинальных
авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных
зрелищно-игровых
приемов,
способствующих
систематическому
формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста
мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания,
театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в
результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает
себя волшебником, творцом, художником.
Адресат общеразвивающей программы – дети школьного возраста с 7 до
9 лет, все желающие.
Согласно возрастным особенностям детей младшего школьного возраста:
отсутствие у детей данного возраста устойчивого внимания требует от педагога
сочетать в процессе занятия различные методы наглядного обучения с широким
применением разнообразных художественных материалов. Ему необходимо так
организовать учебный процесс, чтобы обучащиеся были вовлечены в различные
виды деятельности.
Поэтому в программу включены игровые формы обучения. С помощью
игровых методик у ребёнка можно развить внимание, воображение, память.
Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь
к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному
самовыражению.
6

В возрасте 7-9 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что
позволяет развивать в детях творческие возможности, обучающиеся могут
создавать свои уникальные работы. В результате занятий творчеством
постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, развивается
моторика, адекватная самооценка деятельности.
Численность обучающихся в группе: 10-15 человек.
Режим занятий:
занятия проходят два раза в неделю, по 2 академических часа
(1академический час – 35 минут)
(35 минут + 10 минут перерыв + 35 минут).
Общее количество часов в неделю-4 часа.
Объем общеразвивающей программы: 144 часа.
Продолжительность образовательной программы: 1 год.
Срок реализации общеразвивающей программы: 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы: базовый уровень
(предполагает использование и реализацию таких форм организаций материала,
которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках
содержательно-тематического
направления
общеразвивающей
программы).
Особенности организации образовательного процесса.
Формой реализации данной программы является традиционная модельлинейная последовательность освоения содержания программы в течение
одного года.
Формы
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
индивидуально-групповая.
Вид занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей, обучающихся.
7

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
В образовательный процесс также будет внедрен метод творческого
проекта. Группы первого года обучения в течение учебного года будут
разрабатывать совместный творческий проект «Календарь художника»
Проектная деятельность в рамках дополнительного образования ИЗО дает
возможность обучающемуся активно включатся в творческий процесс, в
процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении
8

образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний.
По результатам изучения опыта педагогов дополнительного образования по
включению метода творческого проекта в образовательную деятельность
выявлено, что обучающиеся с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить индивидуальный стиль работы, творческий
потенциал, попробовать себя в роли исследователя.
Формы подведения результатов: в процессе обучения детей данной
программе отслеживаются четыре вида результатов:
вводные (цель – определение уровня начальных знаний)
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования:
а) вводное тестирование (Приложение 1);
б) промежуточное тестирование (цель – проверка уровня освоения детьми
программы за полугодие) (Приложение 2);
в) устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного
материала;
г) итоговое тестирование (цель – определение уровня знаний по
программе за год) (Приложение 3);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в карте диагностики изодеятельности обучающихся
(Приложение 4) и в карте индивидуального развития ребенка (Приложение 5).
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется форма
(Приложение 6)

9

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и
их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к
достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие:
 знакомить с жанрами изобразительного искусства;
 знакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 обучать умению грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
 способствовать улучшению моторики, пластичности, гибкости рук и
точности глазомера;
Развивающие:
 способствовать развитию у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения;
 развивать колористическое видение;
 развивать художественный вкус, способности видеть и понимать
прекрасное;
 формировать организационно-управленческие умения и навыки (уметь
планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
 развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (уметь
адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать
помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
 формировать у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 формировать уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
10

 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, ответственность;
 воспитывать аккуратность.

11

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п/п

Название раздела, темы

1

Введение в программу

1.1

2

Знакомство с программой.
Особенности первого года
обучения
Правила техники
безопасности на занятиях
Живопись

2.1

Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
2
2
1

1

-

1

1

-

29

12

17

Свойства красок

5

2

2

2.2

Королева Кисточка и
волшебные превращения
красок

8

2

6

2.3

Праздник тёплых и
холодных цветов

3

2

2

2.4

Серо-чёрный мир красок

3

3

2

2.5

Красочное настроение

10

3

5

14

5

9

1.2

3

Рисунок

12

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос,
анкетирование

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Вводное
тестирование.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Выставка.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.

3.1

Волшебная линия, точка,
пятно

4

2

2

3.2

Форма

6

2

5

3.3

Контраст форм

4

1

2

4

Декоративное рисование

25

10

15

4.1

Симметрия

5

1

4

4.2

Стилизация

5

2

3

4.3

Декоративные узоры

7

2

4

4.4

Орнамент

3

3

2

4.5

Сказочная композиция

5

2

2

5

Лепка

29

11

18

5.1

Разнообразие материалов для
лепки, способы лепки

7

2

2

5.2

Лепка из пластилина

5

2

4

13

Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Промежуточное
тестирование.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Выставка.
Наблюдение,
демонстрация.

5.3

Лепка из соленого теста

6

3

5

5.4

Лепка из природной глины

11

4

7

6

Конструирование из
бумаги

20

7

13

6.1

Объемные поделки из
бумаги

14

2

5

6.2

Смешанная техника
(скручивание, складывание,
резание бумаги)

3

3

4

6.3

Оригами

3

2

4

7

Выразительные средства
графических материалов

23

6

17

7.1

Цветные карандаши

6

2

3

14

Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Выставка.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Выставка.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных

7.2

Гелевые ручки, тушь

6

1

3

7.3

Восковые мелки,
фломастеры

4

1

5

7.4

Пастель, уголь

7

2

6

8

Итоговое занятие

2

2

-

144

55

89

Итого:

умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Выставка.
Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.
Анализ
изобразительных
умений.
Групповая оценка
работ.
Промежуточное
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу.
1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом
первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с
другом.
1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Теория: Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
2. Живопись.
Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Отождествление художника и волшебника в древние времена.
2.1. Свойства красок.
15

Теория:
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы
кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая),
секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания
главных красок.
Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере
природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление
цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания).
Особенности
холодных
цветов
(чувство
прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая
рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
2.4. Серо-чёрный мир красок.
16

Теория: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по
светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности
ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного.
Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов
(дальше – светлее, ближе – темнее).
Практика: Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,
«Туман».
2.5. Красочное настроение.
Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы
постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые
красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой
краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,
лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика: Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
3. Рисунок.
Теория: Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
3.1. Волшебная линия. Точка. Пятно.
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»:
жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника
пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).
Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных
изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и
карандаши).
17

Практика: Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом»,
«Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от
их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный
инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги
множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью
заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
3.2. Форма.
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами
форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудоюдо», «Отгадай фантастическое животное».
3.3. Контраст форм.
Теория: Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа
– самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»;
различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование
между собой различных контрастных форм.
Практика: Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной
хоровод».
4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного
возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка.
4.1. Симметрия.
Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование средней линии как вспомогательной при рисовании
симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
18

- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с
дальнейшей прорисовкой деталей.
Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка»,
«Образ из пятна».
4.2. Стилизация.
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Особенности художественного видения мира детьми 7-9 лет: яркость
восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация
как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного
творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни»,
«Сказочные кони».
4.3. Декоративные узоры.
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек:
«Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
4.4. Орнамент.
Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал.
Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные
ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
4.5. Сказочная композиция.
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудобогатыри», «Добрая сказка».
5. Лепка
19

Теория: Лепка из различных материалов, таких как пластилин, соленое
тесто, природная глина.
5.1 Разнообразие материалов для лепки, способы лепки.
Теория: Демонстрация различных материалов для лепки, пластилин,
глина, тесто.
Особенности каждого материала, разница в свойствах
пластичности. Конструктивный и пластический способы лепки.
Практика: Выполнение работы «Ласковая кошечка», «Веселый
воробушек»
5.2 Лепка из пластилина.
Теория: Пластилин - один из самых доступных материалов для лепки.
Обладает исключительной пластичностью.
Практика: Выполнение задания «Пластилиновый мир», «Черепашка на
пляже», «Пластилиновое поздравление»
5.3 Лепка из соленого теста.
Теория: Очень интересный материал для лепки. Благодаря своей
структуре, можно его еще и раскрасить и или же при изготовлении дать ему
цвет, какой сам захочешь.
Практика: Выполнение задания «Веселые медальки», «Сувениры своими
руками»
5.4 Лепка из глины
Теория: Самый древний материал для лепки, который несет с собой
историю народов мира. Свойства данного материала позволяют использовать
изделия из глины в быту.
Практика:
«Колокольчики»
«Кружечка
своими
руками»
«Карандашница»
6. Конструирование из бумаги.
Теория: Конструирование из бумаги и его художественные возможности.
Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания,
склеивания бумаги.
6.1. Объемные поделки из бумаги.
Теория: Изготовление объемных поделок из бумаги с использованием
шаблонов и без.
20

Практика: Выполнение заданий: «Кувшинка», «Лев», «Лесные звери»,
«Смешные человечки»
6.2. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Теория: Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от
тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств
различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание,
скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практика: Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные
человечки», «Маскарадные маски».
6.3. Оригами.
Теория: Знакомство с искусством оригами. Основные принципы создания
работ в данной технике. Понимание схем для сборки оригами.
Практика: Создание нескольких работ в данной технике с помощью
педагога и самостоятельно.
7. Выразительные средства графических материалов
Теория: Разнообразие выразительных средств графических материалов.
Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
7.1. Цветные карандаши.
Теория:
Техника работы
цветными
карандашами.
Создание
многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных
карандашей.
Практика: Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
7.2. Гелиевые ручки, тушь.
Теория: Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой
ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких
и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками
(штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке
характера «пушистого» пятна.
21

Практика: Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук
и паутина».
7.3. Восковые мелки, фломастеры.
Теория: Знакомство с техникой работы восковыми мелками и
фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на
другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого
черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и
широкими, цветными и монохромными).
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны»,
«Карусель».
7.4. Пастель, уголь.
Теория: Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы
работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на
шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха
с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практика: Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе»,
«Сказочный герой», «Пушистый Зверек»
8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

22

1.4. Планируемые результаты.
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут
знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства,
научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства.
Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения
курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
 Различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

самостоятельно выполнять творческие задания.
23

Коммуникативные УУД.
 Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;
 уважать высказывания собеседников;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им;
 учиться согласованно работать в группе.
Личностные результаты:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей;
 формирование способности смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развитие творчества и фантазии, наблюдательности, воображения,
ассоциативного мышления и любознательности;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 развитие умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развитие мелкой моторики рук;
24

 формирование художественного вкуса и чувства гармонии;
 развитие трудолюбия, самостоятельности.
Предметные результаты:

сформированность представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

сформированность
знаний
об
особенностях
материалов,
применяемых в художественной деятельности; о разнообразии выразительных
средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил
плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

25

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023 - 2024 учебный год
Таблица 2
№
п/п
1

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

5

Начало занятий

15 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

144

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение
программы.
Учебная
аудитория. Мольберты. Кисти: белка, пони, синтетика плоская. Краски: гуашь,
акварель, темпера, акрил. Баночка под воду. Ветошь. Восковые мелки. Цветные,
простые карандаши. Точилка. Ластик. Папка с листами бумаги для черчения,
для акварели, формата А3. Цветная бумага. Цветной картон. Клей. Ножницы.
Сангина, соус, уголь, пастель, тушь. Пластилин. Глина для лепки сухая, синяя.
Полимерная глина. Стеки для работы с мягкими материалами. Линейка.
Трафареты. Папка для хранения художественных материалов.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает
педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными
знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
26

Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы
1. Учебно-методический комплекс.
1) Учебные и методические пособия:
– научная, специальная, методическая литература (см. список
литературы);
2) Материалы из опыта работы:
– образцы;
– схемы;
– шаблоны, трафареты;
– альбомы, фотографии лучших работ;
– перспективные тематические планы;
– конспекты занятий;
– фонотека.
3. Карта диагностики личностных достижений обучающихся.
4. Карта индивидуального развития ребенка
Методическое обеспечение образовательной программы
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.
Это, прежде всего, художественно-творческие игры, адаптированные для
детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные
игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее
спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно
включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про
гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок»,
«Танцующие кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у
детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие
условия для проведения образовательного процесса, при которых
познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищноигровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей,
для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка,
27

ведь дети принимаются на обучение с разной степенью одаренности и
различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно
обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному;
освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная
личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами,
увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского
коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение
которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и
раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как
правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая
новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес,
желание работать.
Для активизации детей используются задания-игры на развитие
фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка»,
«Образ из пятна».
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия
народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву
для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого
настроения.
28

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Педагог демонстрирует, как нужно
работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и
др.). В зависимости от тем занятия, дети занимаются за столами или
мольбертами. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей
технике обращения с различными художественными материалами (акварель,
гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). При этом используется для показа
учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом
педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым
заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно
надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под
именем «Нарисуй-ка»); кукла помогает усвоить сложные задания, может
пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко
превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а
раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц,
фантастических животных.
На занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную
работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

29

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях
музыка. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном
для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых
приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может
послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно
вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой,
рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных
возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от
его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей данной программе отслеживаются четыре вида
результатов: стартовые (входные), текущие, промежуточные и итоговые.
30

Выявление результатов осуществляется регулярно, происходит в виде устного
тестирования по отдельным темам каждого раздела Учебно-тематического
плана, вводного, промежуточного и итогового тестирований. Также выявление
результатов осуществляется путем наблюдения за изодеятельностью
обучающихся, анализа творческих работ, регулярных выставок (презентаций)
итогов занятий. Отслеживание личностного развития детей осуществляется
методом наблюдения и фиксируется в карте диагностики изодеятельности
обучающихся (Приложение 4) и в карте индивидуального развития ребенка
(Приложение 5).
Оценивая творческую работу обучающихся на занятии по
изодеятельностью, применяются следующие критерии анализа и оценки работ,
скорректированные для данного возраста обучающихся (7-9 лет):
– содержание выполненного изображения (в соответствии с этим
критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке,
аппликации);
– передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного
искажена, вовсе не удалась);
– строение предмета: части предмета расположены верно; их
местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно
(строение предмета передано неверно);
– передача пропорций предмета в изображении;
– композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет
единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение
по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное)
построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение,
увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу,
на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события
на одном листе бумаги;
– передача движения. Статическое изображение. Начальный момент
изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы).
Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение
достаточно четко и определенно;
31

– цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении
преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или
холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов.
Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие
колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;
– характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий
бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная,
дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными,
размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах
(закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);
– какие материалы использовались обучающимся для создания
изображения при условии самостоятельного их выбора.
Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки,
аппликации):
– требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она
заключалась?
– обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?
– есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение
подходящими по смыслу предметами, деталями?
Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания
изображения:
– насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально
относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту
своей деятельности и других детей?
– какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу)
предпочитает, как объясняет свое предпочтение?
– Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоциональноэстетическая, нравственная характеристика оценки)?
– использование ребенком специфических средств выразительности для
создания образа;
32

– творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение,
самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.
По итогам оценивания творческой работы каждого обучающегося на
занятии выделяются следующие уровни развития изобразительного творчества
у детей дошкольного возраста:
Низкий уровень:
Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические
умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при
передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети
безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не
используют в работах средства для создания выразительного образа. В
творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые
образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность,
необходима постоянная поддержка.
Средний уровень:
У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы,
при возникновении требований, дети становятся пассивными. Обучающиеся
закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических
умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при
передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда
используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности
нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее
оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое
воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла
дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень:
У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны,
обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети
замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с
красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов,
расположение частей, величину. Обучающиеся используют выразительные
средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности
33

прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная
помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что
говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого
задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

34

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N
273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192
с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года :
Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932
(дата
обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17df0f
d2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz602
35921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a574
932788 (дата обращения 14.10.2022).
6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования
и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д //
35

https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR
14.10.2022).

(дата

обращения

Литература, используемая при составлении программы
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М. Д. Базанова. – Москва : Изобразительное
искусство, 1994 г. – 160 с. – ISBN 5-85200-166-X. – Текст : непосредственный.
2. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская. –
Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004 г. – 125 с. – ISBN 5-89814-144-8. –
Текст : непосредственный.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С.
Комарова, А. В. Размыслова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002
г. – 144 с. – ISBN 5-93134-101-3. – Текст : непосредственный.
4. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В.
Компанцева. – Москва : Просвещение, 1985 г. – 96 с. – FB 2 85-42/300, FB 2 8542/301. – Текст : непосредственный.
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б. А. Луковенко. – Москва :
Изобразительное искусство, 2000 г. – 87 с. – ISBN 5-85200-375-1. – Текст :
непосредственный.
6. Михайлов, А. М. Искусство акварели / А.М. Михайлов. – Москва :
Изобразительное искусство, 1995 г. – 197 с. – ISBN 5-85200-227-5. – Текст :
непосредственный.
7. Неменский, Б. М. Образовательная область «искусство» / Б. М.
Неменский. – Москва : ГОМЦ, Школьная книга, 2000 г. – 253 с. – ISBN 5-09014501-6. – Текст : непосредственный.
Литература для обучающихся и родителей
1. Алексеева, В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. – Москва :
Советский художник, 1991 г. – 236 с. – ISBN 5-269-00295-7. – Текст :
непосредственный.
2. Белашов, А. М. Как рисовать животных / А. М. Белашов. – Москва :
Юный художник, 2002 г. – 32 с. – ISBN 5-12000. – Текст : непосредственный.

36

3. Берсенева, Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие / Г. К.
Берсенева. – Москва : Астрель, 2001 г. – 63 с. – ISBN 5-17-008104-9. – Текст :
непосредственный.
4. Брагинский, В. Э. Пастель / В. Э. Брагинский. – Москва : Юный
художник, 2002 г. – 14 с. – ISBN 978-5-89449-024-3. – Текст :
непосредственный.
5. Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник / М. Г. Дрезнина. –
Москва : ЮВЕНТА, 2002 г. – 199 с. – ISBN 5-85429-021-9. – Текст :
непосредственный.
6. Иванов, В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях) / В. И. Иванов. – Москва :
Юный художник, 2001-2002 г. – 32 с. – ISBN 0-00-262230-0. – Текст :
непосредственный.
7. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие / А. Г.
Мейстер. – Москва : Астрель, 2001 г. – 79 с. – ISBN 978-5-7797-0567-7. – Текст :
непосредственный.

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые материалы для вводного опроса обучающихся
на выявление первоначального уровня знаний
Представлены тематические тестовые материалы для вводного
опроса по выявлению первоначального уровня теоретических знаний по
изобразительному искусству. Отслеживаются: уровень знаний теоретического
материала, степень владения приёмами работы различными художественными
материалами, умение анализировать и решать творческие задачи.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень
теоретических знаний обучающихся.
Таблица 3
Ф
И
О

Ответы (в баллах)
№ Перечень вопросов Правильны Не во всём
й
правильный
ответ
ответ
1 Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить
оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
2 Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?
3 Какие цвета
относятся к
холодной гамме?
4 Что такое
симметрия? Какие
предметы имеют
38

Неверн
ый
ответ

Оценка

симметричную
форму?
5 Какие
геометрические
фигуры ты
знаешь?
6 Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?
7 Какая разница
между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
8 Какие материалы
для лепки вы
знаете?
9 В чем отличия
лепки из глины от
пластилина?
10 С чего лучше
начинать рисунок
(с мелких деталей
или с крупных
частей)?
11 Что такое
орнамент?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
39

Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство»
Фамилия, имя________________________________________
1. Выбери цвета радуги.
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
2. Какая группа цветов основная?
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
д) оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:
а) пила, молоток, лопата
б) краски, карандаши, мелки.
4. Подчеркни правильный ответ
Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
Синий + жёлтый =(зеленый, фиолетовый)
Красный + жёлтый =(оранжевый, синий)
5.Какой цвет является тёплым:
а) серый б) фиолетовый в) жёлтый
6. В городецкой росписи часто изображают:
а) коней и птиц
в) кошек и собак

б) коз и коров
г) жуков и бабочек

40

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Итоговое тестирование по программе «Изобразительное искусство»
Фамилия, имя _________________________________
1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного
искусства?
а) графика
б) скульптура
в) кино
г) живопись
2.Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
б) 7
в) 9
г) 13
3. К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
г) натюрморт
4. Как называется картина, составленная из маленьких цветных
квадратиков особого стекла (смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
в) гравюра
г) репродукция
5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного
цвета, относят к …
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельефу
6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют…
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
7. Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
41

г) зелёный
8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного
цвета есть…
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
9. Что определяют, как строительное искусство, зодчество, искусство
проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
г) композиция
10. В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская
б) Городецкая
в) Гжель
г) Дымковская
11. Картины, изображающие, различные предметы обихода, снедь, фрукты,
цветы.
а) пейзаж
б) портрет
в) этюд
г) натюрморт
12. Живописное, графическое или скульптурное украшение из
повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов –
это…
а) орнамент
б) репродукция
в) аппликация
г) колорит
13. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
14. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего
свет и встроенного в оконный проём?
а) живопись
в) мозаика
б) витраж
г) скульптура
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диагностика изодеятельности обучающихся
42

по программе «Изобразительное искусство»
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства
диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с
этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками
изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения, учащимся первого и второго года
обучения программе навыками изобразительной деятельностью предлагается
методика диагностирования детей.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно
использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми
навыками изобразительной деятельности; для более оперативного
диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
 первая применяется при анализе продуктов деятельности;
 вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым
ребёнком изображения.
2.Передача формы:
 форма передана точно;
 есть незначительные искажения;
 искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
 части расположены, верно;
 есть незначительные искажения;
 части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
 пропорции предмета соблюдаются;
 есть незначительные искажения;
 пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми
композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе;
 по всему листу;
 на полосе листа;
 композиция не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
 соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
43

 есть незначительные искажения;
 пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
 движение передано достаточно чётко;
 движение передано неопределённо, неумело;
 изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая
характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного
искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное
обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
 передан реальный цвет предметов;
 есть отступления от реальной окраски;
 цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
 многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует
замыслу и характеристики изображаемого;
 преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
 безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно
взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по
формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре
группы показателей):
а) характер линии:
 слитная;
 линия прерывистая;
 дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
 средний;
 сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
 слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
 мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
 крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура;
 беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
44

 ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
 ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
 ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей
для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
 адекватно реагирует на замечания педагога, стремиться исправить ошибки,
неточности;
 эмоционально реагирует на оценку педагога (при похвале – радуется, темп
работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или
вовсе прекращается);
 безразличен к оценке педагога (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
 адекватна;
 неадекватна (завышенная, заниженная);
 отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребёнок относится:
 к предложенному заданию;
 к процессу деятельности;
 к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
 выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
 требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
редко;
 необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога, сам
с вопросами не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём
показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в
описательной форме.
По всем критериям таблицы оценка даётся по пятибалльной системе.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку
суммируются.
Наивысшее число баллов, которое может получить обучающийся – 40.
Уровень освоения образовательной программы обучающимся
диагностируется следующим образом:
45

– высокий уровень: 30-40 баллов;
– средний уровень: 15-30 баллов;
– низкий уровень: 1-15 баллов.
На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню
овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать
ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего
числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно
построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно
разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в
каждой подгруппе может в среднем получиться 6-7 детей, но могут быть и
резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему
и низшему уровню (по числу набранных балов).
Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой
критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей
определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации
(опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов
деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития
творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с
дорисовыванием кругов.
Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все
оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за
основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С
целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня
развития художественно – творческих способностей, обучающихся в конце
учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем обучающимся предлагается задание на дорисовывание шести
кругов: выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём
в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см).
Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут
быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.
Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию
«продуктивность» – количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и
составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы
оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и
т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить
процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность»
оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень –
ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным
содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки
зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют
образным значением все или почти все круги, но допускают практически
46

буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень
простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.).
Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить
образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество
выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения
изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь
передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы
(суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число
баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

47

Анализ продуктов изобразительной деятельности
Таблица 4
№

Ф.И.
ребёнка

форма

строение

пропорции

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Итого
баллов по
критериям
Возможное
высшее
число

48

Композиция

передача
движения

цвет

Общее
кол-во
баллов

Анализ процесса изобразительной деятельности
Таблица 5
№

Ф.И.
ребёнка

характер
линии

регуляция
деятельности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Итого
баллов по
критериям
возможное
высшее
число

49

уровень
самостоятельности

творчество

Общее
кол-во
баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Критерии (параметры) оценивания
личностных качеств обучающихся:
Таблица 6
Параметр

Параметр

Параметр

Параметр

Самостоятельность при выполнении работы (в баллах)
«3» - обучающийся работает при постоянной
помощи педагога и под его контролем
«4» - обучающийся работает под частичным контролем педагога
«5» - обучающийся работает под слабым контролем
педагога. Почти самостоятельно.
Качество творческой работы (в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося
Умение применять различные приемы работы с художественными
материалами (краски, графические материалы, бумага, материалы
для лепки) (в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем
«4» - работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.
Использование различных приемов работы с художественными
материалами (краски, графические материалы, бумага, материалы
для лепки) (в баллах)
«3» - неаккуратное выполнение по показу
педагога и под его контролем, не применяет способы работы с
художественными материалами или применяет с большими
погрешностями
«4» - применяет различные способы работы с художественными
материалами, работа выполняется с погрешностями, которые не
сильно влияют на общее впечатление от работы.
«5» - работа выполнена качественно, с элементами
творческой деятельности обучающегося.

50

Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя__________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского объединения___________________
Педагог_______________________________________
Дата начала наблюдения_________________________
Таблица 7
Качества

Начало
учебного года

Изобразительные навыки
Технические навыки
Декоративное рисование
Цветовое восприятие
Навыки в технике
«лепка»
Навыки в технике
«бумагопластика»
Уровень
самостоятельности на
занятиях
Участие в конкурсах, выставках и др.:

51

Конец 1
полугодия

Конец
учебного
года

№

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Учёт участия обучающихся в конкурсах и выставках
Таблица 8
Фамилия, имя
Название
Название работы
ребёнка
Дата
конкурса,
(художественный Результат
выставки
материал)

1.
2.
3.

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».