Шахматы

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности

«ШАХМАТЫ»
для детей 7 - 11 лет
срок реализации – 1 год

Горбач Мирослава Игоревна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа «Шахматы» имеет физкультурноспортивную направленность.
Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы
обусловлена тем, что с 2019 года шахматная игра, является неотъемлемой
частью российских общеобразовательных учреждений, так как объединяет в
себе спорт, искусство, науку, и выполняет воспитательную, обучающую и
игровую функции. Программа направлена на развитие личности ребенка, а
именно:
повышение
познавательной
активности,
формирование
стратегического и системного мышление, становление спортивного характера
и лидерских качеств, формирование знаний об истории и теории шахмат.
Дополнительная общеразвивающая программа включает в себя все
необходимые темы для профессионального роста спортсмена-шахматиста,
приобретение им опыта игры в официальных соревнованиях, выполнения
юношеских нормативов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» разработана на основании действующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Новизна программы заключается в применении метода сингапурских
структур для закрепления лекционного материала. По средствам применения
данных структур, увеличивается скорость усвоения нового материала,
формируются
навык
командной
работы,
вырабатывается
чувство
ответственности за собственные решения.
Отличительная особенность Играя в шахматы, дети учатся строить
логические связи, запоминать многочисленные комбинации и воспроизводить
их на доске, что положительно способствует развитию долговременной памяти.
Принимая участие в шахматных турнирах, дети учатся использовать

полученные знания на практике, проявляя свою конкурентоспособность,
характер и волю к победе. Сформированное системное мышление шахматиста
помогает осваивать школьные предметы, повышает общую успеваемость
ребенка в познанииокружающего мира.
Педагогическая целесообразность программы. Занятия состоят из
следующих частей: основы культуры шахматной игры, решение шахматных
задач, командная работа, участие в соревнованиях.
 Основы культуры шахматной игры знакомят детей с правилами
поведения за доской, историей развития игры в мире, шахматной нотации и
специальным терминам. Дети учатся записывать партии, анализировать и
исправлять ошибки, а также изучать партии известных шахматистов.
 Решение шахматных задач направленно на развитие комбинационного
зрения, умения быстро находить лучший ход за короткое время. Регулярные
тренировки по решению шахматных задач, помогают выстроить подобные
позиции во время игры, а также положительно влияет на способность ребенка
просчитывать варианты на несколько ходов вперед.
 Командная работа направленна на сплочение коллектива, развитие
способности принимать ответственные решения, умения налаживать
коммуникацию в группе, дети учатся логично выстраивать речь для донесения
идеи с целью решения поставленной задачи.
 Участие
в
соревнованиях
способствует
развитию
целеустремленности, конкурентоспособности, желанию стать лидером,
постоянно повышать навык игры, изучать новые темы и устранять ошибки.
Игра с контролем времени и одновременной записью партии помогает
справляться с большими нагрузками, одновременно решать несколько задач.
Занятия проходят в очной и дистанционной форме.
Адресат общеразвивающей программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся –
7-11 лет.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) ведущим типом деятельности
является учебная деятельность, появляется ряд новообразований, из которых
основные: словесно-логическое мышления, развитие саморегуляции,
рефлексии, и формирование внутреннего плана действий, особое внимание в
этом возрасте уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Такая

деятельность вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и
требует от него проявления организованности, дисциплины, исполнительности,
а также развития умственных способностей.
Количество обучающихся в группе 10-15 чел.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 60 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю - по 1 часу (25 + 10+25)
Объем общеобразовательной программы –80 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. 40 недель.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Уровневость – стартовый.
Формы обучения:
 индивидуальная (решение задач, составление дебютного репертуара,
анализ партий, подготовка к турниру);
 групповая (соревнования, теоретическое занятие, разбор партий,
командная игра в шахматы)
 комплексная (в пределах одного занятия сочетается несколько методов
работы, например: лекция по теоретическому материалу, решение задач, игра в
шахматы).
 коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив;
Виды занятий
теоретическое занятия, практическое занятие, решение шахматных задач
и комбинаций, практическая игра, дидактическая игра и задание, игровые
упражнения, шахматная дидактическая игра, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы контроля:
• индивидуальные (решение задач по карточкам, тестирование и т. д.);
• групповые (командная игра на соревнованиях, коллективное решение
тактических или стратегических задач и т. д.).
Методы контроля:

• тестирование, мини-опросы, экспресс-опросы;
• решение задач;
• игра в шахматы (контроль знаний дебютов, техники игры в
миттельшпиле и эндшпиле);
• метод разыгрывания позиций: используется для погружения
обучающихся в практическую среду, с его помощью можно отследить, на
сколько ребенок понял лекционный материал или запомнил теорию. В процессе
тренировки педагог наблюдает за обучающимися и разбирает их ошибки,
разыгрывая совместно подобную позицию. Этот метод может использоваться
как способ обучения, при многократном использовании которого, растет
техника воспроизведения теоретических приемов (например, в эндшпиле
правила оппозиции, правила квадрата и т.п.);
• соревнования (результативность, личная и командная, - самый
показательный метод контроля знаний и навыков, полученных обучающимися
на занятиях).
Формы подведения итогов реализации программы:
Контроль знаний и умений обучающихся проходит во всех группах в 3
этапа.
1 этап – текущий контроль. На этом этапе, по окончании каждой темы
программы, проводится мониторинг качества полученных знаний. Формы
контроля на этом этапе: устный опрос, индивидуальная работа с карточками и
диаграммами, решение тестовых задач.
2 этап – промежуточный контроль. Контроль знаний и умений проходит
по окончании блока тем (например, «Дебют», «Тактические приёмы» и т.д.).
Формы контроля на этом этапе: письменная проверка, решение тестовых задач.
3 этап – итоговый контроль (по окончании года обучения). Форма
контроля на этом этапе: письменное контрольное решение тестовых задач по
всем темам, пройденным в текущем учебном году.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы. Развитие личности ребёнка, способной к логическому
и аналитическому мышлению через овладение общеразвивающими и
спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:

Образовательные задачи:
 знакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 знакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
 обучать играть шахматную партию с записью;
 обучать решать комбинации на разные темы;
 обучать самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
 мотивировать детей видеть в позиции разные варианты.
Воспитательные задачи:
 воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть
собой и добиваться цели;
 формировать правильное поведение во время игры; - воспитывать
чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость,
трудолюбие.
Развивающие задачи:
 развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности; -развивать волевые
качества личности.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п.п.

Наименования
раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
0

Формы аттестации
/ контроля
беседа

1

Вводное
занятие.
Правила
техники
безопасности
и
противопожарной
защиты, санитарии и
гигиены.

2

Шахматный кодекс и
первоначальные понятия

34

17

17

упражнение

2.1.

1

1

0

опрос

2
2

1
1

1
1

2.4.

Правила поведение за
шахматной доской
Шахматная нотация
Ход
короля,
ход
пешки
Ход ладьи

2

1

1

наблюдение
разыгрывание
позиции
опрос

2.5.

Ход слона

2

1

1

опрос

2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.

Ход ферзя
Ход коня
Правила рокировки
Шах, мат, ничья
Линейный мат

2
2
5
3
6

1
1
2
2
3

1
1
3
1
3

2.11.

Мат ферзем и ладьей

5

2

3

2.12.

Правило
взятие
на
проходе
Исторический
обзор
происхождения
шахмат
Дебют
Определение дебюта, как
подготовительной стадии к
борьбе всередине игры,
классификация
дебютов

2

1

1

опрос
опрос
решение задач
решение задач
разыгрывание
позиции
разыгрывание
позиции
упражнение

1

1

0

опрос

28
2

17
1

11
1

наблюдение
опрос

2.2.
2.3.

3

4
4.1.

4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

5.5.
6

Основные
принципы
развития дебюта
Мобилизация фигур
Борьба за центр
Безопасность короля
Стратегические
идеи,
Итальянская партия
Стратегические
идеи,
Дебют четырех коней
Стратегические
идеи,
Гамбит Эванса
Миттельшпиль
Понятие
о тактике,
комбинации
Основные тактические
приемы: связка
Основные тактические
приемы: двойной удар
Основные тактические
приемы:
вскрытое
нападение
Основные тактические
приемы: двойной шах
Контрольная работа
Итого

5

4

1

опрос

3
3
3
4

2
2
2
2

1
1
1
2

4

2

2

4

2

2

16
2

8
1

8
1

опрос
наблюдение
опрос
разыгрывание
позиции
разыгрывание
позиции
разыгрывание
позиции
тестовое задание
решение задач

2

1

1

решение задач

4

2

2

решение задач

4

2

2

решение задач

4

2

2

решение задач

1
80

0
43

1
37

решение задач

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарии и гигиены – 1 час.
Теория – 1 час. Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год.
Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Раздел 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия – 34 часа. Теория –
17 часов.
Практика – 17 часов.
Тема 2.1. Правила поведение за шахматной доской – 1 час.
Теория – 1 час. Парная игра «начальная позиция». Соревнование по расстановке
фигур на скорость. Правила начала и завершения шахматной партии.
«Рукопожатие». «Сообщение результата».
Тема 2.2. Шахматная нотация – 2 часа.
Теория – 1 час. Лекция «Шахматные координаты». Латинские буквы. Практика – 1
час. Игра «Повтори позицию». Игра «Где стоит фигура».
Тема 2.3. Ход короля, ход пешки – 2 часа.
Теория – 1 час. Правила передвижение пешек и короля, «Превращение пешки»,
«Цель игры».
Практика – 1 час. Игра «Пешечный бой», расстановка позиции на доске с помощью
шахматной нотации.
Тема 2.4. Ход ладьи – 2 часа.
Теория – 1 час. Правила передвижения ладьи. «Горизонталь и вертикаль в
шахматном королевстве».
Практика – 1 час. Решение задач.
Тема 2.5. Ход слона – 2 часа.
Теория – 1 час. Правила передвижения слона. «Диагональ в шахматном
королевстве».
Практика – 1 час. Решение задач.
Тема 2.6. Ход ферзя – 2 часа.
Теория – 1 час. Правила передвижения ферзя. «Самая сильная фигура». Практика –
1 час. Решение задач.
Тема 2.7. Ход коня – 2 часа.

Теория – 1 час. Правила передвижения коня. Игра «Куда скачет конь». Практика –
1 час. Решение задач.
Тема 2.8. Правила рокировки – 5 часов.
Теория – 2 часа. «Как спрятать короля». Виды рокировок. Практика – 3 часа.
Решение задач. Игра «Пешечный бой».
Тема 2.9. Шах, мат, ничья – 3 часа.
Теория – 2 часа. «Способы защиты от шаха». Виды ничьи.
Практика – 1 час. Решение задач. Расстановка позиции на доске с помощью
шахматной нотации. Мат в 1 ход. Тренировочная игра.
Тема 2.10. Линейный мат – 6 часов.
Теория – 3 часа. «Мат с помощью двух ладей по вертикали и горизонтали».
Практика – 3 часа. Решение задач. Разыгрывание теоретических позиций.
Тренировочная игра.
Тема 2.11. Мат ферзем и ладьей – 5 часов.
Теория – 2 часа. «Мат с помощью двух фигур по вертикали, горизонтали,
ддиагонали».
Практика – 3 часа. Решение задач. Разыгрывание теоретических позиций.
Тренировочная игра.
Тема 2.12. Правило взятие на проходе – 2 часа.
Теория – 1 час. «Специальный ход пешкой».
Практика – 1 час. Разбор примеров. Тренировочная игра.
Раздел 3. Исторический обзор происхождения шахмат – 1 час.
Теория – 1 час. Викторина «Мудрецы шахматного королевства».
Тренировочная игра. «Шахматы в древнем мире».
Раздел 4. Дебют – 28 часов.
Теория – 17 часов.
Практика – 11 часов.
Тема 4.1. Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры, классификация дебютов – 2 часа.
Теория – 1 час. Виды дебютов. Открытый дебют. Начало игры Практика – 1 час.
Разбор примеров. Тренировочная игра.

11

Тема 4.2. Основные принципы развития дебюта – 5 часов. Теория – 4 часа.
Рассмотрение партии. Обсуждение принципов. Практика – 1 час. Разыгрывание
теоретических позиций.
Тема 4.3. Мобилизация фигур – 3 часа.
Теория – 2 часа. Легкие и тяжелые фигуры. Развитие фигур. Активная фигура.
Практика – 1 час. Разыгрывание теоретических позиций.
Тема 4.4. Борьба за центр – 3 часа.
Теория – 2 часа. Малый центр. Большой центр. Центральные линии. Практика – 1
час. Игра «Хороший – плохой ход». Тренировочная игра.
Тема 4.5. Безопасность короля – 3 часа.
Теория – 2 часа. Королевский фланг. Атака на рокировавшегося короля.
Практика – 1 час. Разыгрывание теоретических позиций.
Тема 4.6. Стратегические идеи, Итальянская партия – 4 часа.
Теория – 2 часа.

Демонстрация анализа примерных

партий.

Классический вариант. Система с конем на f3. Система с пешкой на d3. Практика –
2 часа. Тренировочная игра. Разыгрывание варианта.
Тема 4.7. Стратегические идеи, Дебют четырех коней – 4 часа.
Теория – 2 часа. Демонстрация анализа примерных партий. Классический вариант.
Практика – 2 часа. Тренировочная игра. Разыгрывание варианта.
Тема 4.8. Стратегические идеи, Гамбит Эванса – 4 часа.
Теория – 2 часа. Демонстрация анализа примерных партий. Понятие «Гамбит».
Практика – 2 часа. Тренировочная игра. Разыгрывание варианта.
Раздел 5. Миттельшпиль – 16 часов.
Теория – 8 часов.
Практика – 8 часов.
Тема 5.1. Понятие о тактике, комбинации – 2 часа. Теория – 1 час. Тактика.
Комбинация. Преимущество. Практика – 1 час. Тренировочная игра. Мат в 1 ход.
Тема 5.2. Основные тактические приемы: связка – 2 часа.
Теория – 1 час. Как связать фигуру противника».
Практика – 1 час. Решение задач. Тренировочная игра.
Тема 5.3. Основные тактические приемы: двойной удар – 4 часа. Теория – 2
часа. «Как напасть на две фигуры одновременно».
Практика – 2 часа. Решение задач. Тренировочная игра.

12

Тема 5.4. Основные тактические приемы: вскрытое нападение – 4 часа.
Теория – 2 часа. «Внезапное нападение».
Практика – 2 часа. Решение задач. Тренировочная игра.
Тема 5.5. Основные тактические приемы: двойной шах – 4 часа.
Теория – 2 часа. «Вскрытый шах»
Практика – 2 часа. Решение задач. Тренировочная игра.
Раздел 6. Контрольная работа – 1 час.
Практика – 1 час. Решение задач на карточках.

1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
Предметные результаты
• знает историю появления шахматной игры в древнем мире, основные
шахматные термины;
• знает основные правила шахматной игры, тактические приемы;
• умеет ставить мат в 1 ход, ставить линейный мат, использовать правило
оппозиции; правило квадрата;
• знает принципы дебюта;
• умеет рассчитывать варианты игры на 2 хода вперед;
• знает правила шахматной нотации.
Метапредметные результаты
 умеет логически выстраивать мысль с учетом поставленной цели в игре
 умеет понимать причины победы и поражения;
 умеет работать в паре, группе.
Личностные результаты
 знает правила поведения;
 умеет нести ответственность за свои поступки
 имеет интерес к занятиям шахматной деятельностью;
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

13

Таблица 2
№
Основные характеристики
образовательного процесса
п
/п
1

Количество учебных недель

40

2

Количество учебных дней

40

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

80

5

Начало занятий

1 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

30 июня

2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение

Большая магнитная демонстрационная доска с набором магнитных
фигур;

Шахматные доски с комплектами фигур у каждого ученика;

Шахматные часы (не менее 5 штук);

Карточки с шахматными задачами по темам программы;
Информационное обеспечение:

Шахматные решебники (сборники шахматных задач);

Литература по теории шахмат;

Широкая база шахматных данных на компьютерных носителях;
На каждое занятие дети приносят:

Сменная обувь;

Ручка и тетрадь.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
14

высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое обеспечение программы
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к
сложному).
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность
содержания программы к современным условиям деятельности детского
объединения).
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение
занятий).
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная
деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности
обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление
ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию
своего «Я».
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться
на следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
2.3. Форма аттестации
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения и результатам участия на
турнирах.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год для оценки
15

результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 10 по 20 января и с 10
по 20 мая.
Формы проведения промежуточной аттестации: упражнения,
решение задач, выполнение разрядов.
Итоговая аттестация: контрольная работа.

3.Список литературы
3.1. Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон
N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932
(дата обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d
f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6
0235921 (дата обращения 10.10.2022).
16

5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a
574932788 (дата обращения 14.10.2022).
6.
Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от
04.03.2022
№
219-Д
//
https://rmc.dm-centre.ru/wpcontent/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022).
3.2. Литература, используемая при составлении программы
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. «Путешествие в шахматное королевство»,
Москва, «Физкультура и спорт» 2012.
2.
Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность», Москва, «ВитаПресс» 1999.
3. Государственная программа преподавания шахмат в системе общего
образования,1982.
4. Губницкий С.Б. «Полный курс шахмат», Москва, «ACT» 2012.
5. Золотник Б.А. «Шахматы: наука, спорт, мастерство», Москва, «Высшая
школа» 2008.
6. Иващенко С.Д. «Учебник шахматных комбинаций», Москва, «Русский
шахматный дом» 2018.
7. Карпов А.Е., Гик Е.Я. «Всё о шахматах», Москва, «Русский шахматный дом»
2002.
8. Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Тесты по тактике», Подольск, 2007.
9. Костров В.В., Рожков П.П. «1000 шахматных задач. Решебник», Москва,
«Русский шахматный дом» 2019.
10. Никитин Б.П. «Ступенька творчества, или Развивающие игры», Москва,
«Просвещение» 2007.«Программа подготовки юных шахматистов IV и III
разрядов», Москва,«Московская правда»1969.
11. Рохлин
Я.Г. «Юный
шахматист.
Методическое руководство
для внеклассной и внешкольной работы», Москва,«Физкультура и
17

спорт» 2008. 17. Суэтин
А.С. «Лаборатория
шахматиста»,
Москва,«Физкультура и спорт»1978.
18. «Тропинками педагогического поиска», под ред. Клочковой Л.И.,
Москва,2011.
19. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая
школа» 2010.
Список литературы для обучающихся:
1. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
2. В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
3. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
4. И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростовна-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
6. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс»
Днепропетровск. – 1996.
7. Сухин
И.
Удивительные приключения
в
шахматной стране.
(Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин
общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.
10.Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
Список литературы для родителей:
11.В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
12.Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая школа»
2010.
13.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010.
Интернет ресурсы:
1. wrvw.aekarpov.com
2. wutlv.ecl ttchess.ru

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».