Акварелька. Плюс

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«АКВАРЕЛЬКА.ПЛЮС»
Возраст обучающихся 5 - 6 лет
Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Зарипова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик……………………………..….............3
1.1. Пояснительная записка………………………............................................3
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………..........7
1.3. Содержание общей программы…………………………...........................8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………14
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………..14
2.1. Календарный учебный график……………………………………………15
2.2. Условия реализации программы……………………………………........15
2.3. Формы контроля и оценочные материалы………………………………17
3. Список литературы………………………………………………………….21
4. Приложение…………………………………………… ……………..........24

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность.
Актуальность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Акварелька. Плюс» разработана в
соответствии с нормативными правовыми актам:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступил в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18 ноября 2015 №09-3242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
3

Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Программа «Акварелька. Плюс» отвечает региональным социальноэкономическим потребностям и особенностям образовательного
пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения
каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его
творческого потенциала.
Программа отвечает потребностям детей. Желание творить –
внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку
открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью, а творческая личность – это достояние всего общества. В системе
эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Данная программа отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их
детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого потенциала и коммуникативных навыков.
4

Программа
разработана
по
запросу
родителей
(законных
представителей детей) и детей дошкольного возраста.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа разработана для детей от 5 до 6 лет, чтобы
формировать у них умение рисовать с использованием нетрадиционных
техник изображения на основе раздела «Изобразительное искусство»
программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.),
конспектов занятий педагога-воспитателя Колдиной Д. Н.
Программа «Акварелька» носит инновационный характер, так как
приобщает детей к искусству посредством различных техник
нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками,
набрызг, кляксография, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок
детскому воображению и фантазированию. Занятия в изостудии полезны и
увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где
эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в
изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи
развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь
необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.
На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что
способствует созданию выразительного художественного образа. Программа
разработана как специализированная для дополнительного образования детей
по художественно-творческому развитию.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат общеразвивающей программы – дети дошкольного возраста
с 5 до 6 лет. Приём детей на программу производится без предъявления
требований к уровню предварительной подготовки. Численность
обучающихся в группе: 10 - 15 человек.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте при условии ее
оптимальной организации и эффективного осуществления закладывает
5

интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого, в
последствии будет формироваться художественная культура человека.
Творческая деятельность, включающая рисование, лепку и
аппликацию, является одним из самых интересных занятий детей
дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных
образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение. В
данном возрасте изо-деятельность формирует такие важные качества
личности,
как
активность,
самостоятельность,
инициатива,
целеустремленность, развивается эмоционально-эстетическое отношение к
окружающему миру. На занятиях также активно происходит развитие
усидчивости, трудолюбия и моторики.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 25 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы: объем программы – 168 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Особенности
организации
образовательного
процесса
–
традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность
освоения содержания в течение шести недель.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый.
Стартовый уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений
– с использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, экскурсия.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: итоговое занятие, мини – выставки, итоговая выставка.
6

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – формирование изобразительных умений у детей 5-6 лет
средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
 учить различать и называть способы нетрадиционного рисования,
применять их на практике;
 учить приемам работы кистью, мелками, пластилином,
нетрадиционным приемам рисования (пальцем; ладошкой, набрызгом,
толчком и др.)
 учить различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры.
Развивающие:
 развивать мелкую моторику рук;
 развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
 воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
 воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
 воспитывать навыки самостоятельности.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п/п

Название раздела, темы

1

Введение в программу
Знакомство с программой.
Правила техники
безопасности в изостудии
Пластилинография

2

Количество часов
Всего Теория Практ
ика
2
2
-

27

2

7

25

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос

Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.

3

Кляксография

25

2

23

4

Акварель и восковые
мелки

29

2

27

5

Набрызг

22

2

20

6

Рисование тычком

22

2

20

7

Рисование ладошкой

23

2

31

8

Рисование пальчиками

23

2

21

2

-

2

168

16

18

9

Итоговое занятие
(выставка)
Итого:

Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Наблюдение, демонстрация.
Анализ изобразительных
умений.
Групповая оценка работ.
Выставка

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу.
Теория: Обучение в игровой форме правилам поведения на занятии
творчеством, правила пожарной безопасности.
2. «Пластилинография».
Теория: Свойства пластилина и способы лепки из него. Правила
использования стек для пластилина.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и
разных размеров.
Практика: Изготовление на листе картона по уже заготовленному
контуру,
накладывая
«мазки»
пластилина
один
на
другой,
пластилинографической картинки «В мире чудес», «Эти милые пушистики»,
«Волшебный замок».
3. «Кляксография».
8

Теория: Как из кляксы, получить изображение.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка.
Практика: Фантазийный рисунок из кляксы (произвольного пятна), из
нескольких пятен, полученных разными способами.
4. «Акварель и восковые мелки».
Теория: Правила пользования краской и кистями. Сочетание акварели и
восковых мелков. Свойствами акварели и техника рисования акварелью.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в
блюдечке.
Практика: рисование мелками на мокрой бумаге «Осенний лес»,
рисование мелками на сухой белой бумаге, закрашивание акварелью «Чудеса
из чудес», «Эти чудесные цветы», «Солнечный зайчик», «По мотивам
русских народных сказок», «Мир Зазеркалья».
5. «Набрызг».
Теория: О способах рисования брызгами.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
либо пластика.
Практика: Выполнить рисунок «Фейервек», используя способ
«Набрызга», выполнение работ, комбинированных с другими техниками,
«Тайна подводного царства», «Детство».
6. «Рисование тычком».
Теория: Способы рисования тычком.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи
карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета
или животного.
Практика: Выполнение работы способом «Рисование тычком»
«Загадки природы», «Мир растений», «По снежным тропинкам», «Мой
друг», «Подарок для мамы».
7. «Рисование ладошкой».
9

Теория: Правила рисования ладошкой. Правила чистоты рук после
занятия.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага,
листы большого формата, салфетки.
Практика: выполнение работы способом «Рисование ладошкой»
«Чудо-птицы», «Мир фантазий».
8. «Рисование пальчиками».
Теория: Правила рисования пальчиками. Правила чистоты рук после
занятия.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, влажные
салфетки.
Практика: Выполнение работы по выбранной теме «Вместе весело…»,
«Ты да я, да мы с тобой», «Этот разноцветный мир».
9. «Итоговое занятие (выставка)»
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за период
обучения. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
выставки. Просмотр выставочных работ и чаепитие с родителями.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
По завершению программы обучающиеся могут:
 различать, называть и применять на практике нетрадиционные
способы рисования;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага,
пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки), различать и передавать
в рисунке ближние и дальние предметы;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
10

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД

пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме;

слушать высказывания собеседников;

учиться согласованно работать в группе.
Личностные результаты:
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так
и других людей;
 развитие творчества и фантазии, наблюдательности, воображения,
ассоциативного мышления и любознательности;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 развитие умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие самостоятельности
Предметные результаты:

формирование потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;

владение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
11


владение основами знаний об особенностях материалов,
применяемых
в
художественной
деятельности;
о
разнообразии
выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основ графики;
правил плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023 - 2024 учебный год
Таблица 2
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

42

2

Количество учебных дней

84

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

5

Начало занятий

6

Выходные дни, праздники

7

Окончание обучения по программе

168
15 сентября
31декабря-8 января
30 июля

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
учебная
аудитория.
Мольберты. Кисти. Краски: гуашь, акварель, темпера. Баночка под воду.
Ветошь. Восковые мелки. Цветные, простые карандаши. Точилка. Ластик.
Папка с листами бумаги для черчения А4, для акварели - формата А3.
Цветная бумага. Цветной картон. Клей. Ножницы. Пластилин. Стеки для
работы с мягкими материалами. Линейка. Трафареты. Папка для хранения
художественных материалов.
Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает
педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными
знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности.
Уровень
образования
педагога:
среднее
профессиональное
образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование специалитет или магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
12

Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы:
1. Учебно-методический комплекс.
1). Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список
литературы);
2). Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
3. Карта диагностики личностных достижений обучающихся.
4. Карта индивидуального развития ребенка.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей,
специфики изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа
детей (от выполнения упражнения по образцу для овладения приемами
работы и приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому
эскизу), так и коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске
материалов и техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
13

технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении;
технология
коллективного
творческого
дела
информационнокоммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие
структурные элементы:
инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится
перед началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
практическая работа;
физкультминутки;
подведение итогов, анализ, оценка работ;
приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их
переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей
оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется
требования к тому, чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество
работы было высоким.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида
результатов: текущие, итоговые. Выявление результатов осуществляется
регулярно, происходит в виде беседы по отдельным темам каждого раздела
Учебно-тематического плана. Также выявление результатов осуществляется
путем наблюдения за изо-деятельностью обучающихся, анализа творческих
14

работ, регулярных выставок (презентаций) итогов занятий. Отслеживание
личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в карте диагностики личностных достижений, обучающихся
(Приложение 1) и в карте индивидуального развития ребенка (Приложение
2).
Оценивая творческую работу обучающихся на занятии по изодеятельностью, применяются следующие критерии анализа и оценки работ:
– содержание выполненного изображения (в соответствии с этим
критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке);
– передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного
искажена, вовсе не удалась);
– строение предмета: части предмета расположены верно; их
местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно
(строение предмета передано неверно);
– передача пропорций предмета в изображении;
– цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении
преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые
или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух
цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании
соответствие колориту образца народной декоративной росписи или
отступление от него;
– характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда
продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая,
сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами,
мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет
силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии
контура).
Уровень самостоятельности выполнения работы.
– требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем
она заключалась;
– обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к педагогу;
– есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить
изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.
15

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания
изображения:
– Насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально
относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту
своей деятельности и других детей;
– Какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по
замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;
– Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоциональноэстетическая, нравственная характеристика оценки);
– Использование ребенком специфических средств выразительности
для создания образа;
– Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение,
самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.
По итогам оценивания творческой работы каждого обучающегося на
занятии выделяются следующие уровни развития изобразительного
творчества у детей дошкольного возраста:
Низкий уровень:
Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические
умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при
передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети
безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы,
не используют в работах средства для создания выразительного образа. В
творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые
образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность,
необходима постоянная поддержка.
Средний уровень:
У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале
работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными.
Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность
технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные
отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но
не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе
деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки
16

менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств.
Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия
творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень:
У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны,
обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании.
Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило
работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение
предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют
выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В
процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям
необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается
элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого
воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и
оригинально раскрывают замысле.

17

3.Список литературы
Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон
N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932
(дата обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d
f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)») : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6
0235921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a
574932788 (дата обращения 14.10.2022).
6.
Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от
04.03.2022
№
219-Д
//
https://rmc.dm-centre.ru/wpcontent/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022).
18

Литература, используемая при составлении программы
1.
Алексеевская, Н. А. Карандашик озорной : популярное пособие
для родителей, гувернеров, воспитателей / Н. А. Алексеевская. – Москва :
Лист, 1999. – 144 с. – ISBN 5-7871-0040-9. – Текст : непосредственный.
2.
Антонова, Т. В. Истоки. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. В. Антонова,
Т. И. Алиева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. – ISBN 978-5-9949-1042-9.
– Текст : непосредственный.
3.
Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – Москва : ТЦ
Сфера, 1999. – 78 с. – ISBN 5-89144-105-5. – Текст : непосредственный.
4.
Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста :
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова.
– Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 126 с. – ISBN 5-89144-365-1. – Текст :
непосредственный.
5.
Кихтева, Е. Ю. Рисуют малыши : игровые занятия с детьми 1-3
лет : пособие для педагогов и родителей / Е. Ю. Кихтева. – Москва :
Мозаика-Синтез, 2008. – 55 с. – ISBN 978-5-86775-620-8. – Текст :
непосредственный.
6.
Конощук, С. И. Фантазии круглый год : пособие для
педагогических коллективов детских садов, студентов, родителей / С. И.
Конощук. – Москва : Обруч, Санкт-Петербург : Образовательные проекты,
2011. – 204 с. – ISBN 978-5-904810-09-2. – Текст : непосредственный.
7.
Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет : конспекты занятий /
Д. Н. Колдина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 83 с. – ISBN 978-5-86775802-8. – Текст : непосредственный.
8.
Корнилова, С. Н. Уроки изобразительного искусства для детей 59 лет / С. Н. Корнилова, А. С. Галанов. – Москва : Айрис Пресс : Рольф, 2000.
– 150 с. – ISBN 5-7836-0273-6. – Текст : непосредственный.
9.
Комарова, Т. С. Детское художественное творчество :
методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. –
Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 117 с. – ISBN 5-86775-273-9. – Текст :
непосредственный.
19

10. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. – Москва :
«Карапуз-дидактика» : Творческий центр Сфера , 2007. – 143 с. – ISBN 978-59715-0169-5. – Текст : непосредственный.
11. Тихомирова, О. Ю. Пластилиновая картина : для работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста / О. Ю. Тихомирова,
Г. А. Лебедева. – Москва : Мозаика-синтез, 2011. – 57 с. – ISBN 978-5-86775890-5. – Текст : непосредственный.
Литература для детей и родителей
1.
Позина, Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках / Е.
Познина. – Москва : Стрекоза, 2007. – 93 с. – ISBN 978-5-479-00558-9. –
Текст : непосредственный.
2.
Табенкова, А. Л. Хрестоматия по детской литературе / А. Л.
Табенкова, М. К. Боголюбская . – Москва : Просвещение, 1988. – 372 с. –
ISBN 5-09-000733-0. – Текст : непосредственный.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая карта личностных достижений обучающихся

Цель: Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.

Таблица 3

21

Интерес
предмету (ИП)

к

Мотивационная
сфера

Уровень
мотивации (У)

Преобладающий
характер
стиля
общения (ХСО)

Ценностные ориентации.
Коммуникативноадаптационные
способности

Ценности
коммуникативной
деятельности
(ЦКД)

Реактивность (Р)

Волевые качества
(В)

Преобладающее
настроение
на
занятии (Н)

Эмоциональная сфера

Эмоциональный
самоконтроль
(ЭС)

Когнитивные
характеристики

Скорость
восприятия
и
переработки
информации (С)

Координация
(ориентировка) в
учебном
пространстве (КО)

Моторика (М)

Внимание (ВМ)

Психофизиологические
характеристики

Память (ПМ)

ФИО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта индивидуального развития ребенка.

Фамилия, имя________________________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского программы_________________________________
Педагог_____________________________________________________
Дата начала наблюдения_________________________
Таблица 4
Качества

Изобразительные навыки

Технические навыки

Декоративное рисование
Цветовое восприятие
Уровень самостоятельности
на занятиях
Достижения:

Начало
обучения

В конце
освоения
программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».