Фантазеры

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«ФАНТАЗЁРЫ»
для учащихся 7-10 лет
срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Юровских Светлана Леонидовна
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2023
1

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Фантазёры» – это программа художественной
направленности.
Актуальность программы. Творчество – актуальная потребность
детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными
психологическими
особенностями:
чувственной
восприимчивостью,
целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с
действительностью. Детское творчество – сложный процесс познания растущим
человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к
познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии
детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации
детского творчества с самого раннего возраста. Содержание программы тесно
перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности
активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в
том числе и системы дополнительного образования. Особая роль отводится
именно эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Содержание
программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать красоту
окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы и в течение года ознакомится с
различными видами декоративно-прикладного творчества, получить начальные
умения, выбрать приоритетное направление в будущей деятельности и
максимально реализоваться в нем.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Декоративно-прикладное искусство» разработана на основании действующих
нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
2


Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 093242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
3

 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Программа
«Фантазёры»
отвечает
региональным
социальноэкономическим потребностям и особенностям образовательного пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку
возможности максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге их детей, в развитии творческой,
познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; отвечает потребностям детей в реализации своих
творческих замыслов и идей, в создании авторских художественных композиций
и декоративных изделий.
Новизна программы: Программа «Фантазеры» носит инновационный
характер, так как приобщает детей к декоративно прикладному искусству
посредством различных техник:
- основы ИЗО;
- бумагопластика;
- ватная игрушка. Работа с ватой и клеем. Объемная и плоская игрушка;
- валяние из шерсти в технике мокрое валяние. Шерстяная живопись;
- роспись по различным материалам, пластик, дерево;
- лепка из самозатвердевающей глины.
Отличительной особенностью программы: является, то, что основные
разделы
изучают
экспресс-методом.
Данная
программа
является
интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира,
изобразительного искусства, художественного труда и технологии. Содержание
программы
отличается
практической
направленностью,
личностной
ориентацией.
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предназначена для детей в возрасте 7-10 лет.
Возраст детей 7-10 лет – это возраст наиболее активный в становлении
социальной личности ребенка. Также это оптимальный период обучения
4

(сенситивный период), когда, как считает Л.С. Выготский, формируются
основные новообразования этого возраста – «осознанность» и «произвольность».
И, в общем, ведущая форма деятельности этого возраста –это учение. Поэтому
программа направлена на то, чтобы через труд, формирование новых
эстетических чувств и качеств, через познание народных художественных
ремесел, приобщить детей к безграничному миру творчества, помочь ребенку, в
его социальном становлении, выбирать путь «прекрасного». В целом программа
способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка,
раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного
и эстетического воспитания.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 84 часа. Продолжительность занятий
исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями
установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 42 недели.
На полное освоение программы требуется 84 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей – свободный. Программа предусматривает групповые формы
работы с детьми. Состав групп до 12 человек.
Программа предполагает освоение материала на стартовом уровне.
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на
стартовом уровне направлена на формирование и развитие творческих
способностей, обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.
Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным критерием
оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность
трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата,
ведь овладеть всеми секретами изготовления поделок может каждый, понастоящему желающий этого ребенок. На данном уровне каждый ребенок будет
иметь представление об эстетических понятиях и основных техниках
декоративно-прикладного искусства.
5

Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Формы занятий
Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие,
оформление стендов, выставок. Некоторые занятия проходят в форме
Виды занятий
Программа включает разные виды занятий:
 учебное занятие
 открытое занятие
 контрольное занятие
 мастер-класс.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формировать у обучающихся основы знаний, умений и
навыков в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Воспитательные:
1. Приобщать обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и
отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении.
2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения.
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
6

5. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
фантазию, наблюдательность.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание.
3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества
2. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3. Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов
практических
занятий
-

Всего
часов

Форма контроля

Вступительная беседа

Количество
часов
теоретических
занятий
1

1

1

Устный опрос

2

Основы ИЗО

2

20

22

Наблюдение,
сравнение

3

Бумагопластика

2

5

7

Наблюдение,
сравнение

7

4

Ватная игрушка.
Работа с ватой и
клеем. Объемная и
плоская игрушка

2

10

12

Наблюдение,
сравнение

5

Валяние из шерсти в
технике мокрое
валяние

3

20

23

Наблюдение,
сравнение

6

Шерстяная живопись

2

5

7

Наблюдение,
сравнение

7

Лепка из
самозатвердевающей
глины

2

10

12

Наблюдение,
сравнение,
анализ

8

Роспись по различным
материалам, пластик,
дерево

2

10

12

Наблюдение,
демонстрация.
Анализ
изобразительных
умений.Групповая
оценка работ.

Итого:

16

68

84

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу.
1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Теория: Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
1.3 Основы ИЗО. Живопись
Необходимые материалы для занятий: кисти широкая 20, тонкая 4-5,
акварель, гуашь, гелиевая ручка черная, карандаш простой, ластик. Бумага для
акварели А4.
1.4 Вводное. Знакомство: учимся замечать красоту, цвета. Жанры
живописи. Практика: правополушарное рисование, пейзаж море (гуашь)

8

1.5 Свойство красок. История красок. Стили рисования красками,
техники Практика: Смешивание красок. Рисование по мокрой бумаге (Акварель).
Рисуем натюрморт по мокрому листу, тема цветы.
1.6. Брызги на бумаге. Рисуем космос.
2. Пластилинография.
Необходимые материалы для занятий: пластилин 12 цветов. Стек для
лепки. Картон цветной. Рамка для фото А5 формат с пластиковой пленкой (не
стекло) Пластмассовая банка для основы вазы.
Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки:
раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание,
размазывание др.
2.1. Перевод рисунка на картон. Работа с фоном. Плоскостное изображение
на картоне. Пейзаж
2.2. Работа в технике мозаика на картоне. На основу наносятся
пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом. Натюрморт.
2.3 витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу
контур изображения заполняется пластилином.
2.4. Объемная работа из мелких деталей, животное
2.5. Объемная работа и одного куска пластилина. Ваза, кружка
2 Валяние из шерсти в технике мокрое валяние. Шерстяная живопись
Необходимые материалы для занятий:
Рамка для фото А5 формат, Сетка москитная 40х40см, мыло детское
твердое, пластмассовый тазик средний на 2-3 литра. Мыло персональное
детское, жидкое общее. Клеёнка строительная на большой общий стол, пупырка
или одна большая или персональная 50х50 см.
3. Папье-маше. Работа с бумагой и клеем. Объемная и плоская игрушка
Необходимые материалы для занятий:
Клей ПВА банка на группу, Бумага туалетная белая, нитки белые, кисточка
для клея, кисточка для красок. Краски гуашь или акварель.
3.1 Объемная игрушка яблоко
3.2 Плоская игрушка животное (жираф), основа картон
4
Роспись по различным материалам, пластик, дерево.
Необходимые материалы для занятий: Акрил 6 цветов, банка маленькая
стеклянная, спил дерева.
9

4.1 Роспись банки новогодняя тематика. Елочки, шары, звезды.
5 Лепка из самозатвердевающей глины. Глина, стеки для лепки
5.1 Делаем браслет из бусин. Раскрашиваем, собираем на ленточку.
5.2 Дымковская игрушка Петушок. Роспись игрушки
5.3 Шкатулка из глины. Роспись.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой
деятельности;
Межпредметные результаты:
- умеет принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывает выделенные в пособиях этапы работы;
- планирует свои действия;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимает оценку учителя;
- различает способы и результаты действия;
- вносит коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- выполняет учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные учителем ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Предметные результаты:
- владеет различными техниками работы с материалами и инструментами,
приспособлениями, необходимыми в работе;
10

- владеет различными видами рукоделия.
- осуществляет взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве и необходимую взаимопомощь.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица 2
№
п/п

Основные
характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

42

2

Количество учебных дней

42

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

84

5

Начало занятий

15 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

30 июня

2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое
обеспечение
программы.
Учебная
аудитория. Мольберты. Кисти: белка, пони, синтетика плоская. Краски: гуашь,
акварель, темпера, акрил. Баночка под воду. Ветошь. Восковые мелки. Цветные,
простые карандаши. Точилка. Ластик. Папка с листами бумаги для черчения, для
акварели, формата А3. Цветная бумага. Цветной картон. Клей. Ножницы.
Сангина, соус, уголь, пастель, тушь. Пластилин. Глина для лепки сухая, синяя.
Полимерная глина. Стеки для работы с мягкими материалами. Линейка.
Трафареты. Папка для хранения художественных материалов.
Информационное обеспечение. Аудиозаписи. Видео (обучающие,
мультфильмы). Экран. Компьютер. Интернет-источники.
Кадровое обеспечение.
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.

11

Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое обеспечение программы
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному).
принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность
содержания программы к современным условиям деятельности детского
объединения).
принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).
принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная
деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности
обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление
ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию
своего «Я».
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться
на следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности программы используются следующие
методы диагностики:
1.
В начале учебного года: Определение уровня развития детей, их
творческих способностей, беседа, опрос.
2.
В середине учебного года: педагогическое наблюдение:
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.
12

Определение готовности детей к восприятию нового материала.
Повышение
ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.
Выявление детей, отстающих и опережающих обучение методом опроса,
самостоятельной работы
3.
Окончание учебного года: Определение изменения уровня
развития. Определение результатов обучения. Ориентирование
обучающихся,
на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение
сведений
для совершенствования образовательной программы и методой обучения.
Выставка, конкурс, самостоятельная работа.

3.Список литературы
13

3.1. Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N
273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192
с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года :
Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата
обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : Приказ
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 // КонсультантПлюс :
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17df0
fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N
09-3242
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz602
35921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954ta
x4a574932788 (дата обращения 14.10.2022).
6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования
и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д //
https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR
(дата
обращения
14.10.2022).
3.2. Литература, используемая при составлении программы
14

1. Базанова М. Д. Пленэр / М. Д. Базанова. – Москва : Изобразительное
искусство, 1994 г. – 160 с. – ISBN 5-85200-166-X. – Текст : непосредственный.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская. – СанктПетербург : Детство-Пресс, 2004 г. – 125 с. – ISBN 5-89814-144-8. – Текст :
непосредственный.
3. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С.
Комарова, А. В. Размыслова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002
г. – 144 с. – ISBN 5-93134-101-3. – Текст : непосредственный.
4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В.
Компанцева. – Москва : Просвещение, 1985 г. – 96 с. – FB 2 85-42/300,
FB 2 85-42/301. – Текст : непосредственный.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером / Б. А. Луковенко. – Москва :
Изобразительное искусство, 2000 г. – 87 с. – ISBN 5-85200-375-1. – Текст :
непосредственный.
6. Михайлов А. М. Искусство акварели / А.М. Михайлов. – Москва :
Изобразительное искусство, 1995 г. – 197 с. – ISBN 5-85200-227-5. – Текст :
непосредственный.
7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство» / Б. М.
Неменский. – Москва : ГОМЦ, Школьная книга, 2000 г. – 253 с. – ISBN 5-09014501-6. – Текст : непосредственный.
3.3. Список литературы для родителей
1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. – Москва :
Советский художник, 1991 г. – 236 с. – ISBN 5-269-00295-7. – Текст :
непосредственный.
2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие / Г. К.
Берсенева. – Москва : Астрель, 2001 г. – 63 с. – ISBN 5-17-008104-9. – Текст :
непосредственный.
3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник / М. Г. Дрезнина. – Москва
: ЮВЕНТА, 2002 г. – 199 с. – ISBN 5-85429-021-9. – Текст : непосредственный.
4. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие / А. Г.
Мейстер. – М.: Астрель, 2001 г. – 79 с. – ISBN 978-5-7797-0567-7. – Текст :
непосредственный.
15

3.4. Литература для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных / А. М. Белашов. – Москва :
Юный художник, 2002 г. – 32 с. – ISBN 5-12000. – Текст : непосредственный.
2. Брагинский В. Э. Пастель / В. Э. Брагинский. – Москва : Юный
художник, 2002 г. – 14 с. – ISBN 978-5-89449-024-3. – Текст : непосредственный.
3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях) / В. И. Иванов. – Москва :
Юный художник, 2001-2002 г. – 32 с. – ISBN 0-00-262230-0. – Текст :
непосредственный.
4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать / М. Д. Лахути. – Москва :
РОСМЭН, 2000 г. – 95 с. – ISBN 5-8451-0242-1. – Текст : непосредственный.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».