Классический танец

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
для детей 11 - 14 лет
срок реализации – 1 год

Авторы-составители:
Баранова Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория;
Лямина Анна Андреевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик……………………………..….............3
1.1. Пояснительная записка………………………............................................3
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………..........7
1.3. Содержание общей программы…………………………...........................8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………14
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………..15
2.1. Календарный учебный график……………………………………………15
2.2. Условия реализации программы……………………………………........15
2.3. Формы контроля и оценочные материалы………………………………16
3. Список литературы………………………………………………………….18
4. Приложение…………………………………………… ……………..........20

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка.
Направленность.
Программа
«Классический
танец.»
имеет
художественную направленность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее
время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей
к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление
психического и физического здоровья. Получение общего эстетического,
морального и физического развития.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Классический танец.» разработана на основании действующих нормативноправовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
3


Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18 ноября 2015 № 09-3242;

Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
 Устав МБУДО ООЦ;
 Положение о проектировании и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ.
Программа актуальна, так как отвечает региональным социальноэкономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения
каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его
творческого потенциала.
Данная программа отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом
и
личностном
развитии
детей
с
применением
здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию детей к занятиям
хореографией. Отвечает желанию детей танцевать, выступать на сцене,
стремлению быть успешными.
Отличительная особенность программы «Классический танец.
Модуль 1» в том, что она является фундаментом обучения для всего
комплекса танцевальных предметов, является источником высокой
исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и
4

отечественной хореографической культуры. Программа направлена на
укрепление здоровья обучающихся, на исправление физических недостатков,
деформаций, таких как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус.
Этот вид хореографического искусства развивает техническое
танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать
чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы
к возможностям детей разных возрастов основные движения классического
танца. Классический танец раскрывает творческий потенциал и темперамент
детей, а также развивает их сценическую культуру.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
основными принципами, на которых основывается вся программа, это –
принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи
эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой,
что способствует развитию творческой активности детей, дает детям
возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.
Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности:
активности, самостоятельности, трудолюбия.
Адресат общеразвивающей программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся
– 11-14 лет. Программа разработана для обучающихся, успешно освоивших
программу «Хореографическая подготовка детей по основным танцевальным
направлениям» в МБУДО ООЦ, а также может быть произведен добор на
программу при наличии вакантных мест детей, имеющих базовую
подготовку по предмету классический танец.
Программа ориентирована на обучающихся 11-14 лет. У этой
категории детей складываются собственные моральные установки и
требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и
сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели,
готовы к сложной деятельности, обретая в творческом коллективе важные
человеческие ценности и нравственные ориентиры. У подростков
закладываются основы жизненных представлений и вкусов, рождаются
привычки и любовь к творческому труду, стиль поведения и общения.
Количество обучающихся в группе 10-15 чел.
5

Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа-45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю - по 2 часа
Объем общеобразовательной программы –84 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. 42 недель.
Особенности
организации
образовательного
процесса
–
традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность
освоения содержания в течение одного года.
Уровневость – продвинутый уровень программы. Предполагает
использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным (возможно узкоспециализированным) нетривиальным разделам в
рамках содержательно-тематического направления программы. Также
предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным
знаниям
в
рамках
содержательно-тематического
направления
общеразвивающей программы.
Формы обучения:
 коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как
целостный коллектив;
 групповая, в которой обучение проводится с группой обучающихся
(три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
 индивидуальная, используемая для работы с обучающимся по
усвоению сложного материала.
 индивидуально-групповая.
Виды занятий
Программа включает разные виды занятий:
 учебное занятие
 открытое занятие
 контрольное занятие
 мастер-класс.
Формы подведения итогов реализации программы
6

Беседа, открытое занятие, отчетный концерт, конкурсная и концертная
деятельность.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: Раскрытие творческого потенциала обучающихся
на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области
классического танца.
Задачи:
Образовательные задачи:

расширять базу хореографических, актерских знаний, умений и
навыков;

обучать методике исполнения движений классического танца;

совершенствовать движения классического танца.
Воспитательные задачи:

воспитывать уважение к коллективу, умение в формировании
потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер;

способствовать
формированию
художественного
вкуса,
эмоционально-ценностного отношения к искусству;

воспитывать трудолюбие и стремление к преодолению
препятствий;

формировать навыки здорового и безопасного образа жизни;

способствовать формированию творческой личности.
Развивающие задачи:
 развивать интерес и формировать мотивацию к познавательной
деятельности в области хореографического искусства;

формировать умение соотносить действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения
результата;

формировать умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 развивать музыкально-пластическую выразительность и способность
к танцевальной импровизации.
7

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1
№
п/п

Название раздела,
Темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля

КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ
I.
1.

2.

II.
1.

2.
3.

4.
III.
1.
2.

Теория дисциплины.

2

2

Правильное
произношение
французских терминов
и перевод названий
классических pas.
Предназначение,
правила выполнения и
музыкальные раскладки
элементов
классического танца.
Партерный экзерсис
Постановка корпуса

1

1

-

Беседа,
устный
опрос

1

1

-

Беседа,
устный
опрос

24
6

4
1

20
5

4
6

1
1

3
5

8

1

7

32

4

28

7

1

6

4

1

3

4

1

3

17

1

16

22
10

2
1

20
9

Позиции ног: I, III, II, V
Позиции и положения
рук: подготовительное
положение, I, III, II
позиции.
Разучивание элементов
классического танца.
Экзерсис на середине
зала
Постановка корпуса (в
выворотных позициях).
Позиции ног: I, III, II, V

Позиции и положения
рук: подготовительное
положение, I, III, II
позиции.
4.
Разучивание элементов
классического танца на
середине зала
IV. Allegro
1.
Temps levés sautés в I и
II свободной позиции
ног – на середине зала.
3.

8

Беседа,
устный
опрос
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение
Наблюдение,
сравнение

12

1

11

4

-

4

1.

Трамплинные прыжки в
I и II свободной
позиции ног – на
середине зала.
КОНТРОЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Открытое занятие

2

-

2

2.

Отчетный концерт

2

-

2

Всего часов:

84

12

72

2.

V

Наблюдение,
сравнение

Открытое
занятие,
устный опрос
Отчетный
концерт

Содержание учебного (тематического) плана
I Теория дисциплины
Теория:
1. Правильное произношение французских терминов и перевод названий
классических pas.
2. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки
элементов классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки
при исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца у
станка и на середине зала.
II. Партерный экзерсис
1.Постановка корпуса.
Теория: Понятие о техники экзерсиса у станка.
Практика: Постановка корпуса (в выворотных позициях).
2.
Позиции ног: I, III, II, V.
Теория: Понятие о позициях ног.
Практика: Обучение и совершенствование позиций ног: I, III, II, V.
3.
Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II
позиции.
Теория: Понятия о позиции рук.
Практика: Обучение и совершенствование позиций и положения рук:
подготовительное положение, I, III, II позиции. После освоения на середине зала
и лицом к станку.
4.
Разучивание элементов классического танца.
Теория: Знакомство с техникой классического танца.
Практика: Выполнение элементов:
9

 Demi-pliés. Изучается лицом к станку в I II III позициях. Музыкальный
размер 2/4 – 2 такта на каждое движение.
 Battements tendus. Повторяются изученные элементы темы 2. Затем
изучаются лицом к станку из I позиции назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта
на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта).
 Battements tendus c demi-pliés. Изучается из I позиции в сторону, вперед,
назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения
– 2 такта).
 Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans (по четверти круга).
Изучается лицом к станку с I позиции по точкам – вперед в сторону, в сторону
вперед. Затем назад в сторону, в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2
такта на каждое движение и 8 тактов, если музыкальный размер – 2.4.4. Позднее,
при музыкальном размере 4/4 – 1 такт, а при музыкальном размере 3/4 – 4 такта.
 Battement passé par terre. Изучается из I позиции. Музыкальный размер
4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1 такт.
 Подготовительное port de bras. Изучается как вступление и заключение к
различным упражнениям. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое
движение, затем 1.
 Положения ноги sur les cou-de-piéd – «условное» и «обхватное».
Изучается из I позиции в сочетании с battements tendus в сторону, вперед. Затем
продолжается изучение лицом к станку с I позиции по точкам - назад в сторону,
в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8
тактов при музыкальном размере 3/4.
 Battements frappés. Изучается лицом к станку, носком в пол (вначале в
сторону, затем вперед - назад). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое
движение, по мере усвоения – 1 такт.
 Battements relevés lents на 45о. Изучается из I позиции, стоя лицом к
станку в сторону. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8
тактов – при музыкальном размере 3/4.
 Demi-pliés в IV позиции. Музыкальный размер 3/4 – 1 такт на каждое
движение.
 Petits battements sur le cou-de-pieds на всей стопе с акцентом.
Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение.
 Battements doubles frappés на всей стопе носком в пол. Музыкальный
10

размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.
 Battements frappés с затактовым построением (вначале изучается –
носком в пол, во втором полугодии – на 30о. Музыкальный размер 2/4 – 1 такта
на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.
 Doubles battements fondus на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2
такта на каждое движение.
 Battements tendus с demi-pliés в IV позицию – без переноса центра
тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта
на каждое движение.
 Grands pliés в IV позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое
движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.
 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié. Музыкальный
размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 тактов – при музыкальном
размере 3/4.
 Battements relevés lents на 90° в сторону, вперёд, назад из I и V позиций.
Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при
музыкальном размере 3/4.
 Grands battements jetés piqués в сторону, вперед, назад. Музыкальный
размер 2/4 – 1/4 на каждое piqué.
 Rond de jambe en l'air. Музыкальный размер 2/4 – 1 такта на каждое
движение.
 Battemenst developpés назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на
каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.
 Flic вперед и назад на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на
каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.
 Pas tombé с продвижением. Работающая нога в положении sur le cou-depieds, либо носком в пол, либо поднята на 45о. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт
на каждое движение.
 Pas tombé на месте. Работающая нога в положении sur le cou-de-pieds.
Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8.
 Pas coupé на всю стопу и на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1/4
на каждое движение.
 Pas de bourrée simple – с переменой ног. Музыкальный размер 2/4 – 1
такт на каждое движение.
11

 3-е port de bras. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение
или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.
 Préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из V
позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере
усвоения – 4 такта.
III. Экзерсис на середине зала
1.
Постановка корпуса (в выворотных позициях),
Теория: Понятие «выворотные позиции»
Практика: Совершенствование техники постановки корпуса в выворотных
позициях.
2.
Позиции ног: I, II, III, V.
Теория: Знакомство с техникой упражнений у станка. Рисунок положения
уровней ног и рук в маленьких и больших позах классического танца.
Практика: Совершенствование техники позиций ног: I, III, II, V у станка.
3.
Позиции и положения рук.
Теория: Знакомство с техникой положения рук у станка и в середине зала.
Практика: Совершенствование элементов позиций ног и положения
рук.
4.
Разучивание элементов классического танца на середине зала.
Теория: Знакомство с техникой элементов классического танца на середине
зала.
Практика: Совершенствование элементов классического танца на середине
зала. Повторение элементов темы 2.
 Demi-pliés в IV позиции. Музыкальный размер 3/4 – 1 такт на каждое
движение.
 Battements tendus в позах écartée вперед и назад.
 Battements tendus jetés в позах écartée вперед и назад.
 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié. Музыкальный
размер 4/4 – 1 такта на каждое движение или
4 такта – при музыкальном
размере 3/4.
 Battements fondus в сторону, вперед, назад. Вначале изучается носком в
пол, во втором полугодии – на 45°. Музыкальный размер 2/4 и 3/4 – 2 такта на
каждое движение.
12

 Battements fondus в позах écartée вперед и назад.
 Battements tendus с demi-pliés в IV позицию – без переноса центра
тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта
на каждое движение.
 Grands pliés в IV позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое
движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.
 Battements relevés lents на 45° и на 90° (по усмотрению преподавателя) во
всех позах, в том числе и в позах écartée вперед и назад. Музыкальный размер 4/4
– 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.
 Grand battement jetés в больших позах écartée вперед и назад.
 Pas tombé с продвижением. Работающая нога в положении sur le cou-depieds, либо носком в пол, либо поднята на 45 °. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт
на каждое движение.
 Pas tombé на месте. Работающая нога в положении sur le cou-de-pieds.
Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8.
 Pas coupé на всю стопу и на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1/4
на каждое движение.
 Pas de bourrée simple – с переменой ног. Музыкальный размер 2/4 – 1
такт на каждое движение.
 3-е port de bras. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение
или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.
 Préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из V
позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере
усвоения – 4 такта.
IV. Allegro
1.
Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног – на середине зала.
Теория: знакомство и разучивание терминологии хореографии.
Практика: Совершенствование техники:
 Temps levés sautés в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног –
лицом к станку, затем на середине зала.
 Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног
– лицом к станку, затем на середине зала.
 Трамплинные прыжки во II свободной (полувыворотной) позиции с
13

поджатыми ногами и сокращенными стопами («Лягушка») – лицом к станку,
затем на середине зала.
2. Трамплинные прыжки. «Разножка» из I свободной (полувыворотной)
позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала.
Теория: Лексика классического танца и драматургия.
Практика: Совершенствование техники трамплинных прыжков. Разножка»
из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к
станку, затем на середине зала. Введение в allegro прыжков трамплинного
характера, развивающих силу всей ноги.
•
Pas assemblé. Изучается с открытием ноги в сторону. Музыкальный
размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.
•
Pas glissade. Изучается с продвижением в сторону. Музыкальный
размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.
•
Sissonne simple. Изучается со сменой позиции приемом battement
tendu. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на один sissonne.
•
Petit pas jeté. Изучается в сторону. Музыкальный размер 2/4 – 4
такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта
•
Petit pas de chat с броском ног вперед. Музыкальный размер 2/4 – 2
такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт, 1/4.
•
Sissonne fermée. Изучается в направлении «вперед». En face.
Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2
такта.
V. Контрольные мероприятия
В середине учебного года проводится открытое занятие. С целью
определения уровня теоретических знаний в середине учебного года и на
последней неделе занятий в конце учебного года проводятся беседы и устные
опросы.
В конце учебного года проводится отчетный концерт.
1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
Предметные результаты
знает терминологию хореографии и актерского мастерства;
владеет методикой исполнения движений классического танца;
владеет техникой актерского мастерства;
14

знает законы сценического пространства.
Метапредметные результаты
сформирована мотивация и интерес к познавательной деятельности в
области хореографического искусства;
умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владеет музыкально – пластической выразительностью и способен к
танцевальной импровизации.
Личностные результаты
владеет коммуникативной компетентностью в сотрудничестве с
людьми разного возраста в процессе образовательной и иной деятельности;
имеет эмоционально-ценностное отношение к искусству и
художественный вкус;
имеет опыт творческой деятельности эстетического характера;
понимает ценность здорового и безопасного образа жизни.
-

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Таблица 2
№
Основные характеристики
образовательного процесса
п
/п
1

Количество учебных недель

42

2

Количество учебных дней

42

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

84

5

Начало занятий

1 сентября

6

Выходные дни

31 декабря-8 января

7

Окончание учебного года

2.2. Условия реализации программы:
15

30 июня

Материально-техническое обеспечение – зал с зеркалами,
расположенными на одной стене во всю длину и станков, специальное
синтетическое покрытие пола. Коврики гимнастические – 15 шт., музыкальный
центр-1 шт.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое обеспечение программы
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к
сложному).
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность
содержания программы к современным условиям деятельности детского
объединения).
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение
занятий).
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная
деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности
обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление
ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию
своего «Я».
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться
на следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
16

• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
2.2. Форма аттестации
Наряду с основными методами оценки результативности обучения
применяется разработанная система контроля успеваемости и аттестации
обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется
педагогом, реализующим программу.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит
развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом
этапе обучения.
Основным методом промежуточной аттестации по программе являются:
 метод педагогического наблюдения;
 открытые занятия;
 концертные выступления обучающихся.
В основе текущего и промежуточного контроля лежит пятибалльная
система оценки успеваемости.
Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в ведомость.
Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения и
фиксируется в соответствующей документации.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в
начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня
владения навыками.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и
промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие
с баллами по следующей шкале. (См. Приложение 1)

17

3.Список литературы
3.1. Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон
N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный.
2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL:
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932
(дата обращения 09.10.2022).
3. Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629
//
КонсультантПлюс
:
[сайт].
–
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d
f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022).
4. О направлении информации (вместе с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6
0235921 (дата обращения 10.10.2022).
5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 //
КонсультантПлюс : [сайт]. – URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a
574932788 (дата обращения 14.10.2022).
6.
Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
18

от
04.03.2022
№
219-Д
//
https://rmc.dm-centre.ru/wpcontent/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022).
3.2. Литература, используемая при составлении программы
1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова. –
Ленинградское отделение : Учебники и пособия FB Б 83-33/109 FB Б 8333/110, 1983. – 207 с. – Л. : Искусство. – Текст : непосредственный.
2.
Боголюбская, М. C. Музыкально-хореографическое искусство в
системе эстетического и нравственного воспитания / М. С. Боголюбская. –
Москва : учебно-методическое пособие для клубных работников, 1986. – 92
с. – Текст : непосредственный.
3.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. –
Санкт Петербург : Педагогические рекомендации, как основа формирования
профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу, 2004. –
138-140 с. – ISBN 5-8114-0223-6. – Текст : непосредственный.
4.
Костровицкая, В. С. 100 уроков классического танца / В. С.
Костровицкая. – Ленинград : «Школа классического танца», 1981. – 272 с. –
ISBN: 5-8114-0526-Х. – Текст : непосредственный.
5.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей /
М. А. Михайлова. – Ярославль : Популярное пособие для родителей и
педагогов, 1997. – 238 с. – ISBN 5-7797-0032-X. – Текст : непосредственный.
3.3. Список литературы для обучающихся и родителей
1.
Александрова, Н. А. Балет: мини-энциклопедия для детей.
Рассказы о театре, балетной школе, знаменитых спектаклях / Н. А.
Александровна. – Санкт-Петербург : БВХ-Петербург, 2019. – 96 с. – ISBN
978-5-9775-3602-8 : 975.00 р. – Текст : непосредственный.
2.
Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская.
– Москва : книга для учащихся, 1985. – 223 с. – ISBN: 978-5-91419-318-5. –
Текст : непосредственный.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг освоения общеобразовательной программы
«Классический танец»
№

Ф.И.О.

Классический танец
Экзерсис
у станка

Экзерсис
на середине

Вращени
е

Исполнительское
мастерство
Техника
исполнения

Артистизм

Личностные
качества
Ответствен
ность

Самосто
ятельнос
ть

*Техника выполнения упражнения «Складка» - принять положения
сидя, выпрямить ноги, натянуть стопы, положение спины прямое. Вытянуть
руки наверх и наклониться к стопам так, чтобы грудная клетка была прижата
к коленям.
«3» - Кисти не касаются стоп, стопы вытянуты.
«4» - Кисти касаются стоп, но грудная клетка не прижата к коленям,
стопы вытянуты.
«5» - Руки полностью обхватывают стопы, грудная клетка прижата к
коленям, стопы вытянуты.
*Техника выполнения упражнения «Лягушка» - принять
горизонтальное положение лежа на животе, согнув ноги в коленях, образуя
ромб так, чтобы стопы были соединены. Руки положить под подбородок,
тазовые кости прижаты к полу.
«3» - Таз не прижат к полу, стопы не прижаты к полу.
«4» - Таз прижат к полу, стопы не прижаты к полу.
«5» - Таз и стопы прижаты к полу.
*Техника выполнения упражнения «Мост» - принять горизонтальное
положение, лежа на спине. Ноги согнуты в коленях. Руки у головы, ладони в
пол, пальцы смотрят в направлении ступней, согнутые локти направлены в
потолок. Отталкиваясь руками и ногами, поднять таз вверх – до максимально
20

высокого положения. Спина выгнута в дуге. Руки и ноги должны быть
прямыми.
«3» - Руки полностью не выпрямлены. Колени согнуты. Таз не поднят.
«4» - Таз максимально полнят вверх. Руки выпрямлены, ноги согнуты в
коленях.
«5» - Таз максимально поднят вверх. Руки выпрямлены, ноги
выпрямлены.
*Техника исполнения упражнения «Продольный и поперечный
шпагат»
«Продольный шпагат» - положение ног на одной линии: правая нога
впереди, стопа натянута, левая нога сзади, стопа натянута. Выполняется
правило: «Два плеча – два бедра». Руки направлены в стороны.
«Поперечный шпагат» - положение ног на одной линии: правая и левая
ноги направлены в стороны, стопы натянуты, мизинцы стремятся к полу.
Спина прямая, руки в стороны.
«3» -Упражнение выполняются с помощью рук. Ноги не касаются пола.
«4» - Ноги касаются пола, но руки не отведены в сторону.
«5» - Ноги касаются пола, руки отведены в сторону, спина прямая.
Техника исполнения вращения «Шене» - вращение попеременно то на
одной, то на другой ноге, выполняемое в быстром темпе. Спина прямая.
Голова поворачивается всегда в одну точку. Колени прямые.
«3» - Неумение держать точку.
«4» - Не закреплена спина.
«5» - Прямая спина, голова поворачивается в одну точку, колени
прямые.
Техника исполнения – знание танцевального материала и качественное
его исполнение.
«3» - Несовпадение движений с танцевальным ритмом.
«4» - Качественное исполнение движений, но неуверенно.
«5» - Полное знание танцевального материала и качественное его
исполнение.
Артистизм – умение выражать эмоции на выступлении, соответствуя
заданному образу.
21

«3» - танцор скован и не уверен.
«4» - танцор умеет выражать эмоции, но выходит из заданного образа.
«5» - танцор умеет выражать эмоции, соответствуя заданному образу.
Ответственность – обязанность отвечать за свои действия, за свои
поступки, быть ответственным за них.
«3» - невыполнение какого-либо поручения.
«4» - выполнение какого-либо поручения не полностью.
«5» - выполнение всех поручений, внимательность и ответственность.
Поведение – умение вести себя адекватно на занятиях, конкурсах, в
поездках.
«3» - танцор постоянно отвлекается, получает много замечаний.
«4» - замечаний нет, но танцор не собран на конкурсах, поездках.
«5» - адекватное поведение на занятиях, конкурсах, в поездках.

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Личная карточка обучающегося.
Общие сведения
1.
2.
3.
4.
5.

Ф.И.О.
Год рождения, возраст.
Класс, школа.
Номер группы
Название программы.

Сведения об успеваемости
№

Программа

Наименование дисциплины
Начало года

Конец года

Участие в конкурсах, танцевальных выступлениях, конкурсах,
фестивалях:
№

Название
мероприятия

Место проведения

Время проведения

Результат
место, диплом,
лауреат

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».