Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» для детей 11 - 14 лет срок реализации – 1 год Авторы-составители: Баранова Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; Лямина Анна Андреевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Екатеринбург, 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Комплекс основных характеристик……………………………..….............3 1.1. Пояснительная записка………………………............................................3 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………..........7 1.3. Содержание общей программы…………………………...........................8 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………14 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………..15 2.1. Календарный учебный график……………………………………………15 2.2. Условия реализации программы……………………………………........15 2.3. Формы контроля и оценочные материалы………………………………16 3. Список литературы………………………………………………………….18 4. Приложение…………………………………………… ……………..........20 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка. Направленность. Программа «Классический танец.» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классический танец.» разработана на основании действующих нормативноправовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 3 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4; Устав МБУДО ООЦ; Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ. Программа актуальна, так как отвечает региональным социальноэкономическим потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого потенциала. Данная программа отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной атмосферы и «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию детей к занятиям хореографией. Отвечает желанию детей танцевать, выступать на сцене, стремлению быть успешными. Отличительная особенность программы «Классический танец. Модуль 1» в том, что она является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и 4 отечественной хореографической культуры. Программа направлена на укрепление здоровья обучающихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус. Этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные движения классического танца. Классический танец раскрывает творческий потенциал и темперамент детей, а также развивает их сценическую культуру. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Адресат общеразвивающей программы Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся – 11-14 лет. Программа разработана для обучающихся, успешно освоивших программу «Хореографическая подготовка детей по основным танцевальным направлениям» в МБУДО ООЦ, а также может быть произведен добор на программу при наличии вакантных мест детей, имеющих базовую подготовку по предмету классический танец. Программа ориентирована на обучающихся 11-14 лет. У этой категории детей складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, обретая в творческом коллективе важные человеческие ценности и нравственные ориентиры. У подростков закладываются основы жизненных представлений и вкусов, рождаются привычки и любовь к творческому труду, стиль поведения и общения. Количество обучающихся в группе 10-15 чел. 5 Режим занятий. Продолжительность одного академического часа-45 мин. Перерыв между занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю - 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю - по 2 часа Объем общеобразовательной программы –84 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. 42 недель. Особенности организации образовательного процесса – традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Уровневость – продвинутый уровень программы. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения: коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив; групповая, в которой обучение проводится с группой обучающихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой; индивидуальная, используемая для работы с обучающимся по усвоению сложного материала. индивидуально-групповая. Виды занятий Программа включает разные виды занятий: учебное занятие открытое занятие контрольное занятие мастер-класс. Формы подведения итогов реализации программы 6 Беседа, открытое занятие, отчетный концерт, конкурсная и концертная деятельность. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Раскрытие творческого потенциала обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области классического танца. Задачи: Образовательные задачи: расширять базу хореографических, актерских знаний, умений и навыков; обучать методике исполнения движений классического танца; совершенствовать движения классического танца. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к коллективу, умение в формировании потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер; способствовать формированию художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству; воспитывать трудолюбие и стремление к преодолению препятствий; формировать навыки здорового и безопасного образа жизни; способствовать формированию творческой личности. Развивающие задачи: развивать интерес и формировать мотивацию к познавательной деятельности в области хореографического искусства; формировать умение соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата; формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; развивать музыкально-пластическую выразительность и способность к танцевальной импровизации. 7 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Таблица 1 № п/п Название раздела, Темы Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ I. 1. 2. II. 1. 2. 3. 4. III. 1. 2. Теория дисциплины. 2 2 Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Партерный экзерсис Постановка корпуса 1 1 - Беседа, устный опрос 1 1 - Беседа, устный опрос 24 6 4 1 20 5 4 6 1 1 3 5 8 1 7 32 4 28 7 1 6 4 1 3 4 1 3 17 1 16 22 10 2 1 20 9 Позиции ног: I, III, II, V Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов классического танца. Экзерсис на середине зала Постановка корпуса (в выворотных позициях). Позиции ног: I, III, II, V Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. 4. Разучивание элементов классического танца на середине зала IV. Allegro 1. Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног – на середине зала. 3. 8 Беседа, устный опрос Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение 12 1 11 4 - 4 1. Трамплинные прыжки в I и II свободной позиции ног – на середине зала. КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Открытое занятие 2 - 2 2. Отчетный концерт 2 - 2 Всего часов: 84 12 72 2. V Наблюдение, сравнение Открытое занятие, устный опрос Отчетный концерт Содержание учебного (тематического) плана I Теория дисциплины Теория: 1. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. 2. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки при исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца у станка и на середине зала. II. Партерный экзерсис 1.Постановка корпуса. Теория: Понятие о техники экзерсиса у станка. Практика: Постановка корпуса (в выворотных позициях). 2. Позиции ног: I, III, II, V. Теория: Понятие о позициях ног. Практика: Обучение и совершенствование позиций ног: I, III, II, V. 3. Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Теория: Понятия о позиции рук. Практика: Обучение и совершенствование позиций и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. После освоения на середине зала и лицом к станку. 4. Разучивание элементов классического танца. Теория: Знакомство с техникой классического танца. Практика: Выполнение элементов: 9 Demi-pliés. Изучается лицом к станку в I II III позициях. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение. Battements tendus. Повторяются изученные элементы темы 2. Затем изучаются лицом к станку из I позиции назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта). Battements tendus c demi-pliés. Изучается из I позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта). Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans (по четверти круга). Изучается лицом к станку с I позиции по точкам – вперед в сторону, в сторону вперед. Затем назад в сторону, в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение и 8 тактов, если музыкальный размер – 2.4.4. Позднее, при музыкальном размере 4/4 – 1 такт, а при музыкальном размере 3/4 – 4 такта. Battement passé par terre. Изучается из I позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1 такт. Подготовительное port de bras. Изучается как вступление и заключение к различным упражнениям. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1. Положения ноги sur les cou-de-piéd – «условное» и «обхватное». Изучается из I позиции в сочетании с battements tendus в сторону, вперед. Затем продолжается изучение лицом к станку с I позиции по точкам - назад в сторону, в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов при музыкальном размере 3/4. Battements frappés. Изучается лицом к станку, носком в пол (вначале в сторону, затем вперед - назад). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт. Battements relevés lents на 45о. Изучается из I позиции, стоя лицом к станку в сторону. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Demi-pliés в IV позиции. Музыкальный размер 3/4 – 1 такт на каждое движение. Petits battements sur le cou-de-pieds на всей стопе с акцентом. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение. Battements doubles frappés на всей стопе носком в пол. Музыкальный 10 размер 2/4 – 1 такт на каждое движение. Battements frappés с затактовым построением (вначале изучается – носком в пол, во втором полугодии – на 30о. Музыкальный размер 2/4 – 1 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1/4. Doubles battements fondus на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение. Battements tendus с demi-pliés в IV позицию – без переноса центра тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение. Grands pliés в IV позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 тактов – при музыкальном размере 3/4. Battements relevés lents на 90° в сторону, вперёд, назад из I и V позиций. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Grands battements jetés piqués в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое piqué. Rond de jambe en l'air. Музыкальный размер 2/4 – 1 такта на каждое движение. Battemenst developpés назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Flic вперед и назад на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт. Pas tombé с продвижением. Работающая нога в положении sur le cou-depieds, либо носком в пол, либо поднята на 45о. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение. Pas tombé на месте. Работающая нога в положении sur le cou-de-pieds. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8. Pas coupé на всю стопу и на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение. Pas de bourrée simple – с переменой ног. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение. 11 3-е port de bras. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4. Préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из V позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере усвоения – 4 такта. III. Экзерсис на середине зала 1. Постановка корпуса (в выворотных позициях), Теория: Понятие «выворотные позиции» Практика: Совершенствование техники постановки корпуса в выворотных позициях. 2. Позиции ног: I, II, III, V. Теория: Знакомство с техникой упражнений у станка. Рисунок положения уровней ног и рук в маленьких и больших позах классического танца. Практика: Совершенствование техники позиций ног: I, III, II, V у станка. 3. Позиции и положения рук. Теория: Знакомство с техникой положения рук у станка и в середине зала. Практика: Совершенствование элементов позиций ног и положения рук. 4. Разучивание элементов классического танца на середине зала. Теория: Знакомство с техникой элементов классического танца на середине зала. Практика: Совершенствование элементов классического танца на середине зала. Повторение элементов темы 2. Demi-pliés в IV позиции. Музыкальный размер 3/4 – 1 такт на каждое движение. Battements tendus в позах écartée вперед и назад. Battements tendus jetés в позах écartée вперед и назад. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié. Музыкальный размер 4/4 – 1 такта на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4. Battements fondus в сторону, вперед, назад. Вначале изучается носком в пол, во втором полугодии – на 45°. Музыкальный размер 2/4 и 3/4 – 2 такта на каждое движение. 12 Battements fondus в позах écartée вперед и назад. Battements tendus с demi-pliés в IV позицию – без переноса центра тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение. Grands pliés в IV позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Battements relevés lents на 45° и на 90° (по усмотрению преподавателя) во всех позах, в том числе и в позах écartée вперед и назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4. Grand battement jetés в больших позах écartée вперед и назад. Pas tombé с продвижением. Работающая нога в положении sur le cou-depieds, либо носком в пол, либо поднята на 45 °. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение. Pas tombé на месте. Работающая нога в положении sur le cou-de-pieds. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8. Pas coupé на всю стопу и на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение. Pas de bourrée simple – с переменой ног. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение. 3-е port de bras. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4. Préparation к pirouettes sur le cou-de-pied en dehors et en dedans из V позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере усвоения – 4 такта. IV. Allegro 1. Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног – на середине зала. Теория: знакомство и разучивание терминологии хореографии. Практика: Совершенствование техники: Temps levés sautés в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала. Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала. Трамплинные прыжки во II свободной (полувыворотной) позиции с 13 поджатыми ногами и сокращенными стопами («Лягушка») – лицом к станку, затем на середине зала. 2. Трамплинные прыжки. «Разножка» из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала. Теория: Лексика классического танца и драматургия. Практика: Совершенствование техники трамплинных прыжков. Разножка» из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала. Введение в allegro прыжков трамплинного характера, развивающих силу всей ноги. • Pas assemblé. Изучается с открытием ноги в сторону. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта. • Pas glissade. Изучается с продвижением в сторону. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта. • Sissonne simple. Изучается со сменой позиции приемом battement tendu. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на один sissonne. • Petit pas jeté. Изучается в сторону. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта • Petit pas de chat с броском ног вперед. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт, 1/4. • Sissonne fermée. Изучается в направлении «вперед». En face. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта. V. Контрольные мероприятия В середине учебного года проводится открытое занятие. С целью определения уровня теоретических знаний в середине учебного года и на последней неделе занятий в конце учебного года проводятся беседы и устные опросы. В конце учебного года проводится отчетный концерт. 1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Предметные результаты знает терминологию хореографии и актерского мастерства; владеет методикой исполнения движений классического танца; владеет техникой актерского мастерства; 14 знает законы сценического пространства. Метапредметные результаты сформирована мотивация и интерес к познавательной деятельности в области хореографического искусства; умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеет музыкально – пластической выразительностью и способен к танцевальной импровизации. Личностные результаты владеет коммуникативной компетентностью в сотрудничестве с людьми разного возраста в процессе образовательной и иной деятельности; имеет эмоционально-ценностное отношение к искусству и художественный вкус; имеет опыт творческой деятельности эстетического характера; понимает ценность здорового и безопасного образа жизни. - 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Таблица 2 № Основные характеристики образовательного процесса п /п 1 Количество учебных недель 42 2 Количество учебных дней 42 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 84 5 Начало занятий 1 сентября 6 Выходные дни 31 декабря-8 января 7 Окончание учебного года 2.2. Условия реализации программы: 15 30 июня Материально-техническое обеспечение – зал с зеркалами, расположенными на одной стене во всю длину и станков, специальное синтетическое покрытие пола. Коврики гимнастические – 15 шт., музыкальный центр-1 шт. Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методическое обеспечение программы Реализация данной программы базируется на следующие принципах: - принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному). - принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения). - принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий). - принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я». Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: • постепенность в развитии природных способностей детей; • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; 16 • систематичность и регулярность занятий; • целенаправленность учебного процесса. 2.2. Форма аттестации Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, реализующим программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Основным методом промежуточной аттестации по программе являются: метод педагогического наблюдения; открытые занятия; концертные выступления обучающихся. В основе текущего и промежуточного контроля лежит пятибалльная система оценки успеваемости. Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в ведомость. Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения и фиксируется в соответствующей документации. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале. (См. Приложение 1) 17 3.Список литературы 3.1. Нормативные документы 1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный. 2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата обращения 09.10.2022). 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022). 4. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6 0235921 (дата обращения 10.10.2022). 5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a 574932788 (дата обращения 14.10.2022). 6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 18 от 04.03.2022 № 219-Д // https://rmc.dm-centre.ru/wpcontent/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022). 3.2. Литература, используемая при составлении программы 1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова. – Ленинградское отделение : Учебники и пособия FB Б 83-33/109 FB Б 8333/110, 1983. – 207 с. – Л. : Искусство. – Текст : непосредственный. 2. Боголюбская, М. C. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания / М. С. Боголюбская. – Москва : учебно-методическое пособие для клубных работников, 1986. – 92 с. – Текст : непосредственный. 3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – Санкт Петербург : Педагогические рекомендации, как основа формирования профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу, 2004. – 138-140 с. – ISBN 5-8114-0223-6. – Текст : непосредственный. 4. Костровицкая, В. С. 100 уроков классического танца / В. С. Костровицкая. – Ленинград : «Школа классического танца», 1981. – 272 с. – ISBN: 5-8114-0526-Х. – Текст : непосредственный. 5. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль : Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997. – 238 с. – ISBN 5-7797-0032-X. – Текст : непосредственный. 3.3. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Александрова, Н. А. Балет: мини-энциклопедия для детей. Рассказы о театре, балетной школе, знаменитых спектаклях / Н. А. Александровна. – Санкт-Петербург : БВХ-Петербург, 2019. – 96 с. – ISBN 978-5-9775-3602-8 : 975.00 р. – Текст : непосредственный. 2. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. – Москва : книга для учащихся, 1985. – 223 с. – ISBN: 978-5-91419-318-5. – Текст : непосредственный. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Мониторинг освоения общеобразовательной программы «Классический танец» № Ф.И.О. Классический танец Экзерсис у станка Экзерсис на середине Вращени е Исполнительское мастерство Техника исполнения Артистизм Личностные качества Ответствен ность Самосто ятельнос ть *Техника выполнения упражнения «Складка» - принять положения сидя, выпрямить ноги, натянуть стопы, положение спины прямое. Вытянуть руки наверх и наклониться к стопам так, чтобы грудная клетка была прижата к коленям. «3» - Кисти не касаются стоп, стопы вытянуты. «4» - Кисти касаются стоп, но грудная клетка не прижата к коленям, стопы вытянуты. «5» - Руки полностью обхватывают стопы, грудная клетка прижата к коленям, стопы вытянуты. *Техника выполнения упражнения «Лягушка» - принять горизонтальное положение лежа на животе, согнув ноги в коленях, образуя ромб так, чтобы стопы были соединены. Руки положить под подбородок, тазовые кости прижаты к полу. «3» - Таз не прижат к полу, стопы не прижаты к полу. «4» - Таз прижат к полу, стопы не прижаты к полу. «5» - Таз и стопы прижаты к полу. *Техника выполнения упражнения «Мост» - принять горизонтальное положение, лежа на спине. Ноги согнуты в коленях. Руки у головы, ладони в пол, пальцы смотрят в направлении ступней, согнутые локти направлены в потолок. Отталкиваясь руками и ногами, поднять таз вверх – до максимально 20 высокого положения. Спина выгнута в дуге. Руки и ноги должны быть прямыми. «3» - Руки полностью не выпрямлены. Колени согнуты. Таз не поднят. «4» - Таз максимально полнят вверх. Руки выпрямлены, ноги согнуты в коленях. «5» - Таз максимально поднят вверх. Руки выпрямлены, ноги выпрямлены. *Техника исполнения упражнения «Продольный и поперечный шпагат» «Продольный шпагат» - положение ног на одной линии: правая нога впереди, стопа натянута, левая нога сзади, стопа натянута. Выполняется правило: «Два плеча – два бедра». Руки направлены в стороны. «Поперечный шпагат» - положение ног на одной линии: правая и левая ноги направлены в стороны, стопы натянуты, мизинцы стремятся к полу. Спина прямая, руки в стороны. «3» -Упражнение выполняются с помощью рук. Ноги не касаются пола. «4» - Ноги касаются пола, но руки не отведены в сторону. «5» - Ноги касаются пола, руки отведены в сторону, спина прямая. Техника исполнения вращения «Шене» - вращение попеременно то на одной, то на другой ноге, выполняемое в быстром темпе. Спина прямая. Голова поворачивается всегда в одну точку. Колени прямые. «3» - Неумение держать точку. «4» - Не закреплена спина. «5» - Прямая спина, голова поворачивается в одну точку, колени прямые. Техника исполнения – знание танцевального материала и качественное его исполнение. «3» - Несовпадение движений с танцевальным ритмом. «4» - Качественное исполнение движений, но неуверенно. «5» - Полное знание танцевального материала и качественное его исполнение. Артистизм – умение выражать эмоции на выступлении, соответствуя заданному образу. 21 «3» - танцор скован и не уверен. «4» - танцор умеет выражать эмоции, но выходит из заданного образа. «5» - танцор умеет выражать эмоции, соответствуя заданному образу. Ответственность – обязанность отвечать за свои действия, за свои поступки, быть ответственным за них. «3» - невыполнение какого-либо поручения. «4» - выполнение какого-либо поручения не полностью. «5» - выполнение всех поручений, внимательность и ответственность. Поведение – умение вести себя адекватно на занятиях, конкурсах, в поездках. «3» - танцор постоянно отвлекается, получает много замечаний. «4» - замечаний нет, но танцор не собран на конкурсах, поездках. «5» - адекватное поведение на занятиях, конкурсах, в поездках. 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Личная карточка обучающегося. Общие сведения 1. 2. 3. 4. 5. Ф.И.О. Год рождения, возраст. Класс, школа. Номер группы Название программы. Сведения об успеваемости № Программа Наименование дисциплины Начало года Конец года Участие в конкурсах, танцевальных выступлениях, конкурсах, фестивалях: № Название мероприятия Место проведения Время проведения Результат место, диплом, лауреат 23