Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-прикладной направленности «УМЕЛЬЦЫ» для учащихся 10-14 лет срок реализации – 1 год Автор-составитель: Юровских Светлана Леонидовна педагог дополнительного образования, Екатеринбург, 2023 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Направленность. Направленность программы «Умельцы» – художественная. Актуальность программы определяется требованиями современного образования главной целью которого является раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время. Программа «Умельцы» ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, побуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, истокам народного творчества, формирует мировоззрение, решает задачи саморазвития и самоорганизации личности ребёнка, способствует формированию эстетического вкуса. Программа предполагает проведение групповых занятий и её содержание направлено на развитие коммуникативных способностей учащихся, что не только учит детей взаимодействовать в группе, но и позволяет им социально адаптироваться. Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Умельцы» разработана на основании действующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 093242; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4; Устав МБУДО ООЦ; Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ. Новизна программы. Программа «Умельцы» носит инновационный характер, так как приобщает детей к декоративно прикладному искусству посредством различных техник: - основы ИЗО; - работа с шерстью в техниках сухое и мокрое валяние, картины из шерсти; - основы ручного шитья для украшения изделий из шерсти; - основы ватной игрушки; - роспись по стеклу и другим материалам; 3 - основы фотографии, мобилографии, дизайна; - техники «Декупаж», барельеф. Такое разнообразие тем обусловлено тем, чтобы обучающие имели возможность познакомиться с разными техниками декоративно-прикладного искусства, получить навыки работы в этих техниках рукоделия и в будущем выбрать для себя то, что им больше нравится, дальше совершенствоваться в этой области. Отличительная особенность. Особенностью программы является чередование разнообразных видов деятельности обучающихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий) также необходимы, поскольку без них невозможно изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа детей по созданию конструкций изделий. Образовательный процесс формируется в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Педагогическая целесообразность программы. Данная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по изобразительноприкладному искусству, основанное на преимущественном изучении таких разделов, как живопись, рисунок, графика, скульптура, валяние из шерсти, ватная игрушка, фотография. В процессе обучения возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из психологических особенностей воспитанников и уровня усвоения ими учебного материала. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительно-прикладного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. 4 Адресат общеразвивающей программы – дети школьного возраста с 10 до 14 лет, все желающие. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, обучающиеся могут создавать свои уникальные работы. В результате занятий творчеством постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, развивается моторика, адекватная самооценка деятельности. Численность обучающихся в группе: 7-12 человек. Режим занятий: занятия проходят три раза в неделю, по 2 академических часа (45минут + 10 минут перерыв + 45 минут). Объем общеразвивающей программы: 252 часа. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Уровневость общеразвивающей программы: базовый уровень (предполагает использование и реализацию таких форм организаций материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы). Формы обучения и виды занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая. Вид занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных 5 техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Проектная деятельность в рамках дополнительного образования ИЗО дает возможность обучающемуся активно включатся в творческий процесс, в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний. По результатам изучения опыта педагогов дополнительного образования по включению метода творческого проекта в образовательную деятельность выявлено, что обучающиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить индивидуальный стиль работы, творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя. Формы подведения результатов: в процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида результатов: текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм тестирования: а) вводное тестирование (цель – определение уровня начальных знаний) (Приложение 1); 6 б) промежуточное тестирование (цель – проверка уровня освоения детьми программы за полугодие) (Приложение 2); в) устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала; г) итоговое тестирование (цель – определение уровня знаний по программе за год) (Приложение 3); 2) через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в карте диагностики изодеятельности обучающихся (Приложение 4) и в карте индивидуального развития ребенка (Приложение 5). Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица (табл. 1). Учёт участия обучающихся в конкурсах и выставках Таблица 1 № Фамилия, имя Название Название работы ребёнка Дата конкурса, (художественный Результат выставки материал) 1. 2. 3. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы – развивать художественно-творческие способности обучающихся. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, чувство взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда. Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. Задачи программы. Образовательные: • формировать базовые знания, умения и навыки в области декоративного искусства; • обучать знаниям о истории возникновения техник художественной обработки и свойствах материалов; 7 • ознакомить детей с историей возникновения разных видов декоративно прикладного творчества; Развивающие: • развить мелкую моторику рук обучающихся; • развить творческие способности воспитанников, фантазию, художественный вкус в области ДПИ; • развить способность видеть и чувствовать форму изделия, создавать гармоничные композиции; • формировать эстетическое развитие обучающихся. Воспитательные: • формировать умения самостоятельно делать выбор, анализировать и прогнозировать собственную деятельность; • воспитать личностные качества такие как: ответственность, умение доводить начатое дело до конца, коммуникативность, коллективизм, самокритичность, самомативация; • создать психолого-педагогические условия для развития нравственного становления личности воспитанников, привить культуру, чувства любви к Родине, окружающей природе. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Таблица 2 № п/п Название раздела, темы 1 Введение в программу 1.1 Знакомство с программой. Особенности первого года обучения Правила техники безопасности в изостудии Живопись Основы цветоведения Цель: ознакомить с цветовым кругом и использовать его в работе. 1.2 1.3 Количество часов Всего Теория Практик а 2 2 1 1 - 1 1 - 20 5,5 20 8 Формы аттестации/ контроля Устный опрос, анкетирование Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Вводное тестирование. Наблюдение, демонстрация. Свойства красок Акварель Маки по мокрому листу Жанры живописи 3 0,5 2,5 6 1,5 4,5 Стили техники рисования красками Стилизованная композиция в круге ( эскиз росписи тарелки) Пейзаж, море. Акварель 3 0,5 2,5 3 0,5 2,5 1.8 Натюрморт, Декоративный натюрморт 8 2,5 5,5 1.9 История портрета, пропорции. Стили рисования портрета, пропорции человека Стилизованный портрет. 8 3,5 4,5 1.10 Правила линейной и воздушной перспективы Построение интерьера «моя комната мечты» Перспектива улицы «городской пейзаж» Линейная перспектива, угловая перспектива Моя комната мечты. Графический дизайн. Скетчинг. Принципы создания открытки с использование скетча Придумать героя, показать мимику. Отработка приемов работы с акварелью и графическими материалами. Орнамент 4 2,5 1,5 4 2,5 1,5 Анализ изобразительных умений. 2 0,5 1,5 Анализ изобразительных умений. 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 9 Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Наблюдение, демонстрация. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Выставка. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Анализ изобразительных умений. 2.2 2.3 Придумать свой орнамент. Основы композиции. Композиция из фруктов. Композиция из растений с использованием орнамента. Скейтч. Мимика героя, Стилизация животных, действие , история, сюжет. Графический знак. Логотип. Заглавная буква ФИО. Монограмма. Нарисовать свою монограмму в стиле скейтча. Проект , рассказ о своей монограмме. 2 0,5 1,5 Анализ изобразительных умений. 15 5 10 Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Анализ изобразительных умений. 2.4 Автопортрет стилизация. Рассказать историю о себе 2 0,5 1,5 2.5 Создание логотипа. Придумать героя . Новогодняя открытка с героем, текстом. 3 1,5 1,5 3 Фотография, Мобилография. История возникновения фотографии, Фотоаппараты (виды, устройство) Жанры в фотографий. 2 1 1 3 0,5 2,5 построение натюрморта. Практическое задание по теме натюрморт; Освещение в фотографии. Свет и его выразительные возможности. Виды света 5 1,5 3,5 27 8,5 18,5 4 2,5 1,5 3.1 3.2 3.3 3.4 Создание фото-композиции по теме портрет 10 Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. 3.5 Ритм. Равновесие. Симметрия. Перспектива 5 1,5 3,5 3.6 Создание фото-композиции по теме пейзаж 6 2,5 3,5 3.7 Понятие композиции, Построение фотоснимка. Направление съемки 5 2 10 3.8 Расстояние от точки съемки до объекта, Жанр «Репортаж» 5 5,5 8,5 3.9 Создание фото -композиции в жанре репортаж 3,5 1,5 2 4 Основы Дизайна. Области применения. 5,5 2 3,5 4.1 Понятия: баланс, композиционный центр, ритм и контраст 5 2 3 4.2 Дизайн в печатной продукции 5 4 13 11 Выставка. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Выставка. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Выставка. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка 4.3 Создание визитной карточки 2 0,5 1,5 4.4 Совместная работа с использование фотографий 3 1,5 1,5 5 Валяние из шерсти. Основы техники сухое и мокрое валяние из шерсти 2 15 1,5 5.1 Картина из шерсти в рамке. Пейзаж 10 1,5 8,5 5.2 Сухое валяние. Основы работы иголками. Плоский рисунок на москитной сетке. 10 1,5 8,5 5.3 Мокрое валяние. Создание плоской работы, прихватка 3 1 4 3 1 4 5.4 Сухое валяние. Создание Объемной игрушки. Пасхальное яйцо с рисунком 5.5 Цыплята смайлики. Пришивание бусин (глаза). Создание лапок. 4 1 5 5.6 Мокрое валяние: Елочка с бусинами. Пришивание бусин. работ. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Промежуточное тестирование. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Выставка. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. 12 5.7 Мокрое валяние. Создание цветка лилия (2 слоя лепестки, листья, тычинки) 7 1 3 Анализ изобразительных умений. 5.8 Учимся сшивать детали цветка, украшать 3 1 2 5.9 Мокрое валяние. Делаем мешочек из шерсти с ручкой из тесьмы Общая работа. Валяние из шерсти квадрат с орнаментом 5 1 3 10 1 2 Сшивание готовых квадратов в общее панно. 7 1 5 Основы ватной игрушки 3 2 Создаем объемную игрушку. Делаем будильник 5 1 3 Роспись будильника 3 1 2 Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка работ. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. 6.3 Создаем объемную игрушку. половинку яблока 5 1 3 6.4 Роспись игрушки 3 1 2 6.5 Основы Каркасной игрушки. Создаем Медведя 7 2 3 6.6 Роспись игрушки 3 1 2 5.10 5.11 6 6.1 6.2 13 Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Групповая оценка 7 Роспись по стеклу и другим материалам (камень, дерево) 7.1 Рисунок по стеклу акрилом. Тема город 7.2 Рисунок по дереву (срез дерева или камень) Пейзаж, закат 7.3 7.4 7.5 7.6 Итого: 1 3 1 3 5 1 3 Анализ изобразительных умений. техники «Декупаж», барельеф 10 3 3 Анализ изобразительных умений. Стеклянную банку украшаем барельефом из глины. 5 1 3 Анализ изобразительных умений. 5 1 3 7 1 5 Анализ изобразительных умений. Наблюдение, демонстрация. Анализ изобразительных умений. Выставка. 252 70 182 Украшаем в технике декупаж, роспись акрил Итоговое занятие : выставка работ, общие работы 5 работ. Анализ изобразительных умений. Анализ изобразительных умений. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение в программу. 1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. 1.2. Правила техники безопасности в изостудии. Теория: Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. 14 1.3 Основы ИЗО. Живопись Необходимые материалы для занятий: кисти широкая 20, тонкая 4-5, акварель, гуашь, гелиевая ручка черная , карандаш простой, ластик. Бумага для акварели А4 1.4 Вводное. Знакомство: учимся замечать красоту, цвета. Жанры живописи. Цветовой круг. Практика: правополушарное рисование, пейзаж море (гуашь) 1. 5 Свойство красок. История красок. Стили рисования красками, техники Практика: Смешивание красок. Рисование по мокрой бумаге (Акварель). Рисуем натюрморт по мокрому листу, тема цветы «Маки». 1.6 История портрета, пропорции, стили Практика: Автопортрет в стиле Модильяни 2. Графический дизайн. Скетчинг Скетчинг открытки. Теория: Принципы создания открытки с использование скетча. Материалы для работы. Приемы работы с акварелью и гелиевой ручкой. Необходимые материалы для занятий: акварель, бумага для акварели, карандаш простой, ручка гелиевая черная. 2.2 Практика: Создание открытки. Отработка приемов работы с акварелью и графическими материалами: гелиевой ручкой, маркером. 2.3 Флористика. Рисуем цветы. Животные стилизованные. 2.4 Графический знак. Логотип. Заглавная буква ФИО. Практика: нарисовать свой логотип с использованием инициалов. Построение графической композиции квадрат, круг. 3. Основы ватной игрушки Необходимые материалы для занятий: Вата белая в мягком рулоне, клей ПВА, кисти для клея, кисти для рисования, одноразовые тарелки (для подставки), картон белый (серый), фольга рулонная (на группу), проволока цветочная 0,9 мм упаковка на группу, шпажки деревянные. Плоскогубцы узкие на группу 3 шт. Краски: акрил 6 цветов, лак акриловый. 15 3.1 Делаем объемную игрушку будильник. Оставляем на просушку. 3.2 Раскрашиваем будильник. 3.3 Делаем объемную игрушку яблоко (или авокадо) из ваты. Оставляем на просушку. 3.4 Раскрашиваем яблоко. Переходы цветов. 3.5 Каркасная игрушка на ёлку: Медведь. Делаем заготовку Каркас из проволоки, мягкую основу медведя. 3.6 Делаем детали медведя, лапы, мордочку, уши. Оставляем на просушку. 3.7 После просушки раскрашиваем медведя. 4. Валяние из шерсти Техники сухое и мокрое валяние, картины из шерсти Основы ручного шитья для украшения изделий из шерсти Необходимые материалы для занятий: рамка для фото А5 формат; иглы для сухого валяния (толстая, тонкая), подложка (поролон или пенка); сетка москитная 40х40см, мыло детское твердое, пластмассовый тазик средний на 2-3 литра. Мыло жидкое общее; Клеёнка строительная на большой общий стол, пупырка или одна большая или персональная 50х50 см; Иглы для шитья. Бусины разного цвета, тесьма тонкая 4.1. Картина из шерсти в рамке. Пейзаж. 4.2. Сухое валяние. Плоский рисунок на москитной сетке. Тема: домики, пейзаж 4.3. Мокрое валяние. Прихватка с рисунком домики 4.4. Смешанное валяние. Объемная игрушка: Пасхальное яйцо с рисунком. 4.5. Мини валеночки. Мокрое валяние 4.6. Сухое валяние, каркасная игрушка: котенок. 4.7. Мокрое валяние, мешочек для подарка 4.8. Украшаем мешочек ленточкой и бусинами 4.9. Мокрое валяние Брошь пион, 4.10. Сшиваем детали цветка, украшаем бусинами. 16 4.11. Мокрое валяние: Елочка с бусинами. Пришивание бусин. 4.12. Общая работа: Сухое валяние, орнамент на сетке (форма квадрат 15х15 см) 4.13. Валяние из шерсти квадрат с орнаментом Сшивание готовых квадратов в общее панно. 5. Роспись по стеклу и другим материалам (камень, дерево) Необходимые материалы для занятий: Акрил краски 6 цветов. Кисти тонкие. Для основы банка без этикетки маленькая или стеклянный стакан (подсвечник), стекло ровное без граней. 5. 1. Рисунок по стеклу (стакану) акрилом. Тема город. 5.2. Рисунок по дереву (срез дерева или камень) Пейзаж, закат. 6. Техники «Декупаж», барельеф. Глина самозатвердевающая белая. Необходимые материалы для занятий: Клей ПВА, салфетки с мелким рисунком многослойные. Банка стеклянная, чистая, без этикетки. Краски Акрил 6 цв. 6..1 Стеклянную банку украшаем барельефом из глины. 6.2. После просушки банки. Украшаем в технике декупаж, роспись акрил 7.Основы фотографии, мобилографии, дизайна Материалы к занятиям: мобильный телефон сенсорный с камерой. Тетрадь, ручка. На группу: Лампа настольная 2 шт., ткань однотонная 1х1м (белая, серая), фольга, коробка большая для светового короба 7.1. Теория: История возникновения фотографии, Фотоаппараты (виды, устройство), Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии; Практика: построение натюрморта. Практическое задание по теме натюрморт с использованием своих работ по валянию из шерсти, ватная игрушка. 7.2. Освещение. Эффект освещения. Свет и его выразительные возможности. Виды света. Практика: задание по теме портрет; 7.3. Ритм в фотографии. Равновесие. Симметрия. Перспектива; Практика: фото по теме пейзаж; 17 7.4. Понятие композиции, Построение фотоснимка. Направление съемки. Расстояние от точки съемки до объекта, Жанр «Репортаж». Практика: фото в жанре репортаж; 8. Дизайн. Основы композиции в дизайне. Понятия: баланс, композиционный центр, ритм и контраст. Дизайн в печатной продукции. 8.1 Нарисовать свою визитную карточку. (Акварель, бумага, клей, ножницы, кисти, гелиевая ручка) 8.2 Совместная работа с использование фотографий Итоговое занятие: выставка работ, общие работы 9. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Планируемые результаты. В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми разными техниками декоративно-прикладного искусства. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного искусства. Порядок тем программы составлен таким образом, что каждая последующая тема даёт возможность перейти на новый, более сложный этап с получением новой законченной работы обучающего. По каждой выполненной работе воспитанник высказывает своё мнение, отмечая ее достоинства и недостатки. Такой методический подход помогает детям закрепить полученные знания и учесть свои ошибки. В процессе работы педагог не только предлагает, направляет, подсказывает, но и обобщает лучшие идеи учащихся, способствует развитию их таланта. Целью каждой практической работы ставится законченный результат. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы - демонстрация рисунков, готовых изделий педагога и воспитанников прошлых лет с пояснением. Также используются различные наглядные пособия. 18 Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). УМЕЕТ: различать, называть и применять на практике способы рисования различными художественными материалами; пользоваться различными приемами работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента на стекле, камне; выполнять орнамент в круге, овале; валять из шерсти самостоятельные работы; владеть техникой лепки из глины, декупаж, барельеф; делать самостоятельно фото-композиции; владеть техникой ватной игрушки; проявлять творчество в самостоятельном создании работ. Регулятивные УУД Умеет отличать верно выполненное задание от неверного; дает совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Преобразовывает информацию из одной формы в другую; самостоятельно выполняет творческие задания. Коммуникативные УУД. 19 Умеет пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме; уважает высказывания собеседников; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства, выставках и музеях, и следовать им; умеет согласованно работать в группе. Личностные результаты: сформированы ценностные ориентиры в области изобразительного искусства; проявляет уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; сформированы способности смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту; развиты наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; принимает социальную роль обучающегося; развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развиты умения различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры; развита мелкая моторика рук; сформирован художественный вкус и чувство гармонии; развиты трудолюбие, самостоятельность. Предметные результаты: 20 сформированы первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированы основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). сформированы знания об особенностях материалов, применяемых в художественной деятельности; о разнообразии выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Таблица 2 № Основные характеристики образовательного процесса п /п 1 Количество учебных недель 42 2 Количество учебных дней 126 3 Количество часов в неделю 6 4 Количество часов 5 Начало занятий 252 15 сентября 21 6 Выходные дни 7 Окончание учебного года 31 декабря-8 января 30 июня 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы. Учебная аудитория. Мольберты. Кисти: белка, пони, синтетика плоская. Краски: гуашь, акварель, темпера, акрил. Баночка под воду. Ветошь. Восковые мелки. Цветные, простые карандаши. Точилка. Ластик. Папка с листами бумаги для черчения, для акварели, формата А3. Цветная бумага. Цветной картон. Клей. Ножницы. Сангина, соус, уголь, пастель, тушь. Пластилин. Глина для лепки сухая, синяя. Полимерная глина. Стеки для работы с мягкими материалами. Линейка. Трафареты. Папка для хранения художественных материалов. Информационное обеспечение. Аудиозаписи. Видео (обучающие, мультфильмы). Экран. Компьютер. Интернет-источники. Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы 1. Учебно-методический комплекс. 1) Учебные и методические пособия: – научная, специальная, методическая литература (см. список литературы); 2) Материалы из опыта работы: – образцы; – схемы; 22 – шаблоны, трафареты; – альбомы, фотографии лучших работ; – перспективные тематические планы; – конспекты занятий; – фонотека. 3. Карта диагностики личностных достижений обучающихся. 4. Карта индивидуального развития ребенка Методическое обеспечение образовательной программы Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, художественно-творческие игры, адаптированные для детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.). Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он 23 обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать. Для активизации детей используются задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-12 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и 24 др.). В зависимости от тем занятия, дети занимаются за столами или мольбертами. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем «Нарисуй-ка»); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. 25 Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе обучения детей данной программе отслеживаются три вида результатов: текущие, промежуточные и итоговые. Выявление результатов осуществляется регулярно, происходит в виде устного тестирования по отдельным темам каждого раздела Учебно-тематического плана, вводного, промежуточного и итогового тестирований. Также выявление результатов осуществляется путем наблюдения за изодеятельностью обучающихся, анализа творческих работ, 26 регулярных выставок (презентаций) итогов занятий. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в карте диагностики изодеятельности обучающихся (Приложение 4) и в карте индивидуального развития ребенка (Приложение 5). Оценивая творческую работу обучающихся на занятии по изодеятельностью, применяются следующие критерии анализа и оценки работ, скорректированные для данного возраста обучающихся (7-9 лет): – содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации); – передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась); – строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно); – передача пропорций предмета в изображении; – композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги; – передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно; – цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него; 27 – характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура); – какие материалы использовались обучающимся для создания изображения при условии самостоятельного их выбора. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): – требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась? – обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю? – есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями? Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: – насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей? – какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение? – Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоциональноэстетическая, нравственная характеристика оценки)? – использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа; – творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения. По итогам оценивания творческой работы каждого обучающегося на занятии выделяются следующие уровни развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста: 28 Низкий уровень: Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка. Средний уровень: У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Обучающиеся закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют. Высокий уровень: У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Обучающиеся используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле. 29 3.Список литературы 3.1. Нормативные документы 1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный. 2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата обращения 09.10.2022). 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17df0fd2 f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022). 4. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 093242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz60235 921 (дата обращения 10.10.2022). 5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a57493 2788 (дата обращения 14.10.2022). 6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д // 30 https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022). 3.2. Литература, используемая при составлении программы 1. Базанова М. Д. Пленэр / М. Д. Базанова. – Москва : Изобразительное искусство, 1994 г. – 160 с. – ISBN 5-85200-166-X. – Текст : непосредственный. 2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская. – СанктПетербург : Детство-Пресс, 2004 г. – 125 с. – ISBN 5-89814-144-8. – Текст : непосредственный. 3. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002 г. – 144 с. – ISBN 5-93134-101-3. – Текст : непосредственный. 4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В. Компанцева. – Москва : Просвещение, 1985 г. – 96 с. – FB 2 85-42/300, FB 2 85-42/301. – Текст : непосредственный. 5. Луковенко Б. А. Рисунок пером / Б. А. Луковенко. – Москва : Изобразительное искусство, 2000 г. – 87 с. – ISBN 5-85200-375-1. – Текст : непосредственный. 6. Михайлов А. М. Искусство акварели / А.М. Михайлов. – Москва : Изобразительное искусство, 1995 г. – 197 с. – ISBN 5-85200-227-5. – Текст : непосредственный. 7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство» / Б. М. Неменский. – Москва : ГОМЦ, Школьная книга, 2000 г. – 253 с. – ISBN 5-09014501-6. – Текст : непосредственный. 3.3. Литература для родителей 1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. – Москва : Советский художник, 1991 г. – 236 с. – ISBN 5-269-00295-7. – Текст : непосредственный. 2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие / Г. К. Берсенева. – Москва : Астрель, 2001 г. – 63 с. – ISBN 5-17-008104-9. – Текст : непосредственный. 31 3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник / М. Г. Дрезнина. – Москва : ЮВЕНТА, 2002 г. – 199 с. – ISBN 5-85429-021-9. – Текст : непосредственный. 4. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие / А. Г. Мейстер. – М.: Астрель, 2001 г. – 79 с. – ISBN 978-5-7797-0567-7. – Текст : непосредственный. 3.4. Литература для обучающихся 1. Белашов А. М. Как рисовать животных / А. М. Белашов. – Москва : Юный художник, 2002 г. – 32 с. – ISBN 5-12000. – Текст : непосредственный. 2. Брагинский В. Э. Пастель / В. Э. Брагинский. – Москва : Юный художник, 2002 г. – 14 с. – ISBN 978-5-89449-024-3. – Текст : непосредственный. 3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях) / В. И. Иванов. – Москва : Юный художник, 2001-2002 г. – 32 с. – ISBN 0-00-262230-0. – Текст : непосредственный. 4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать / М. Д. Лахути. – Москва : РОСМЭН, 2000 г. – 95 с. – ISBN 5-8451-0242-1. – Текст : непосредственный. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тестовые материалы для вводного опроса обучающихся на выявление первоначального уровня знаний Представлены тематические тестовые материалы для вводного опроса по выявлению первоначального уровня теоретических знаний по изобразительному искусству. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень владения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи. Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом: 0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»; от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»; от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ». Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся. Ф И О Ответы (в баллах) № Перечень вопросов Правильны Не во всём й правильный ответ ответ 1 Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный цвет? 2 Какие цвета относятся к тёплой гамме? 3 Какие цвета относятся к холодной гамме? 4 Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную 33 Неверн ый ответ Оценка форму? 5 Какие геометрические фигуры ты знаешь? 6 Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? 7 Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? 8 Какие материалы для лепки вы знаете? 9 В чем отличия лепки из глины от пластилина? 10 С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? 11 Что такое орнамент? 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство» модуль1 Фамилия, имя________________________________________ 1. Выбери цвета радуги. а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый 2. Какая группа цветов основная? а) синий, оранжевый, бежевый б) синий, красный, жёлтый д) оранжевый, фиолетовый, голубой 3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник: а) пила, молоток, лопата б) краски, карандаши, мелки. 4. Подчеркни правильный ответ Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый) Синий + жёлтый = (зеленый, фиолетовый) Красный + жёлтый = (оранжевый, синий) 5.Какой цвет является тёплым: а) серый б) фиолетовый в) жёлтый 6. В городецкой росписи часто изображают: а) коней и птиц в) кошек и собак б) коз и коров г) жуков и бабочек 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Итоговое тестирование по программе «Изобразительное искусство» модуль1 Фамилия, имя _________________________________ 1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика б) скульптура в) кино г) живопись 2.Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5 б) 7 в) 9 г) 13 3. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж б) бытовой в) анималистический г) натюрморт 4. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла (смальты)? а) аппликация б) мозаика в) гравюра г) репродукция 5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к … а) графике б) живописи в) орнаменту г) рельефу 6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… а) основными б) составными в) тёплыми г) холодными 7. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый б) красный 36 в) синий г) зелёный 8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт б) палитра в) пастель г) акварель 9. Что определяют, как строительное искусство, зодчество, искусство проектировать? а) архитектура б) интерьер в) графика г) композиция 10. В какой росписи используются только белая и синяя краски? а) Хохломская б) Городецкая в) Гжель г) Дымковская 11. Картины, изображающие, различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. а) пейзаж б) портрет в) этюд г) натюрморт 12. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов – это… а) орнамент б) репродукция в) аппликация г) колорит 13. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый б) красный и синий в) красный и чёрный г) синий и коричневый 14. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет и встроенного в оконный проём? а) живопись, б) витраж, в) мозаика, г) скульптура ПРИЛОЖЕНИЕ 4 37 Диагностика изодеятельности обучающихся по программе «Изобразительное искусство» модуль 1 Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности. Для выявления степени овладения, учащимся первого и второго года обучения программе навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей. Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них. Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности; вторая – при анализе процесса деятельности. Анализ продуктов изобразительной деятельности. 1.Содержание изображения (полнота изображения образа) Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения. 2.Передача формы: форма передана точно; есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась. 3.Строение предмета: части расположены, верно; есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно. 4.Передача пропорции предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе; по всему листу; на полосе листа; композиция не продумана, носит случайный характер; 38 б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; есть незначительные искажения; пропорциональность разных предметов передана неверно. 6.Передача движения: движение передано достаточно чётко; движение передано неопределённо, неумело; изображение статичное. 7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения: передан реальный цвет предметов; есть отступления от реальной окраски; цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). Анализ процесса изобразительной деятельности 1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей): а) характер линии: слитная; линия прерывистая; дрожащая (жесткая, грубая); б) нажим: средний; сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах): мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура; 39 беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима: ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура; ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах; ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура. 2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности): а) отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания педагога, стремиться исправить ошибки, неточности; эмоционально реагирует на оценку педагога (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); безразличен к оценке педагога (деятельность не изменяется); б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится: к предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности. 3.Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога, сам с вопросами не обращается. 4.Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме. По всем критериям таблицы оценка даётся по пятибалльной системе. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. 40 Наивысшее число баллов, которое может получить обучающийся – 40. Уровень освоения образовательной программы обучающимся диагностируется следующим образом: – высокий уровень: 30-40 баллов; – средний уровень: 15-30 баллов; – низкий уровень: 1-15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6-7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов). Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов. Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей, обучающихся в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование. Всем обучающимся предлагается задание на дорисовывание шести кругов: выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их. Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» – количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы. Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием 41 преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно. Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем). 42 Анализ продуктов изобразительной деятельности № Ф.И. ребёнка форма строение пропорции 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Итого баллов по критериям Возможное высшее число 43 Композиция передача движения цвет Общее кол-во баллов Анализ процесса изобразительной деятельности № Ф.И. ребёнка характер линии регуляция деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Итого баллов по критериям возможное высшее число 44 уровень самостоятельности творчество Общее кол-во баллов ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Критерии (параметры) оценивания личностных качеств обучающихся: Параметр Параметр Параметр Параметр Самостоятельность при выполнении работы (в баллах) «3» - обучающийся работает при постоянной помощи педагога и под его контролем «4» - обучающийся работает под частичным контролем педагога «5» - обучающийся работает под слабым контролем педагога. Почти самостоятельно. Качество творческой работы (в баллах) «3» - неаккуратное выполнение по показу педагога и под его контролем «4» - работа выполняется с погрешностями, которые не сильно влияют на общее впечатление от работы «5» - работа выполнена качественно, с элементами творческой деятельности обучающегося Умение применять различные приемы работы с художественными материалами (краски, графические материалы, бумага, материалы для лепки) (в баллах) «3» - неаккуратное выполнение по показу педагога и под его контролем «4» - работа выполняется с погрешностями, которые не сильно влияют на общее впечатление от работы. «5» - работа выполнена качественно, с элементами творческой деятельности обучающегося. Использование различных приемов работы с художественными материалами (краски, графические материалы, бумага, материалы для лепки) (в баллах) «3» - неаккуратное выполнение по показу педагога и под его контролем, не применяет способы работы с художественными материалами или применяет с большими погрешностями «4» - применяет различные способы работы с художественными материалами, работа выполняется с погрешностями, которые не сильно влияют на общее впечатление от работы. «5» - работа выполнена качественно, с элементами творческой деятельности обучающегося. 45 Карточка индивидуального развития ребенка. Фамилия, имя__________________________________ Возраст_______________________________________ Название детского объединения___________________ Педагог_______________________________________ Дата начала наблюдения_________________________ Качества Исходное состояние Изобразительные навыки Технические навыки Декоративное рисование Цветовое восприятие Навыки в технике «лепка» Навыки в технике «бумагопластика» Уровень самостоятельности на занятиях Участие в конкурсах, выставках и др.: 46 Через полгода Через год