Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Гимнастика, ритмика, танец» программа для учащихся от 4 до 7 лет срок реализации –3 года Авторы-составители: Баранова Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория; Садыкова Анна Андреевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Екатеринбург, 2023 1. Пояснительная записка Программа имеет художественную направленность. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Ребенок в процессе игры, выполняет различные движения и упражнения, с помощью которых укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Актуальность. Программа разработана на основании действующих нормативноправовых документов: Программа «Аэробика для детей» разработана на основании действующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования 2 Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4; Устав МБУДО ООЦ; Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ. Данная программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Образовательная программа дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 4-7 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыражаться, и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Отличительная особенность программы «Гимнастика, ритмика, танец» в том, что она является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов. Занятия танцами формируют правильную осанку, 3 прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей младшего возраста основные движения партерной гимнастики, ритмики, эстрадного танца. Программа раскрывает творческий потенциал и темперамент детей, а также развивает физические данные. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность образовательной программы детской хореографической студии определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Адресат общеразвивающей программы Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся – 4-7 лет. В группы первого года обучения зачисляются обучающиеся младшего дошкольного возраста, не имеющие подготовки, а также может быть произведен добор в группы последующих лет обучения, при наличии свободных мест. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 4 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В то же время, в дошкольном возрасте закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека. Режим занятий: 1-й год обучения 2 раза в неделю по 45 мин (20 мин занятие, 5 мин. перерыв, 20 мин. занятие) 4 2-3-й год обучения 3 раза в неделю по 60 мин с перерывом 10 мин (25мин. занятие, 10 мин. перерыв, 25 мин. занятие) Количество обучающихся в группе от 10 до 18 человек. Объем общеобразовательной программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы 324 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 3 года. Уровневость – стартовый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступное освоение обучающимися. Формы обучения: коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив; групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой; индивидуально-групповая. Виды занятий Программа включает разные виды занятий: учебное занятие открытое занятие контрольное занятие Форма подведения результатов Для оценки результативности обучения применяется разработанная система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает стартовый, текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Стартовый контроль осуществляется педагогом в начале учебного года. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. 5 Основным методом промежуточной аттестации по программе являются: метод педагогического наблюдения; открытые занятия. В основе текущего и промежуточного контроля лежит пятибалльная система оценки успеваемости. Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в ведомость. Итоговая аттестации проводится в конце обучения по всем дисциплинам и фиксируется в соответствующей документации. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. 1.2. Цель: пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Задачи: Обучающие: – обучать детей основам хореографического искусства; - учить истории развития хореографического искусства Развивающие: – развивать творческие способности обучающихся; – развивать творческое мышление, воображение и фантазии; – развивать способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации; – развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость; – развивать и совершенствовать все виды движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой. Воспитательные: – воспитать культуру поведения и общения у обучающихся; 6 – воспитать умение ребенка работать в коллективе; – способствовать воспитанию эстетически развитой личности; – воспитывать чувство ответственности, трудолюбия. В процессе хореографического образования детей дошкольного возраста движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие и т. д. Механизм выявления результатов реализации программы Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура. При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию. Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень хореографической подготовленности детей. Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма). 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план первого года обучения Таблица 1 № Танцевальные направления, разделы, темы из них теория практика 7 Всего Формы аттестации/ контроля I 1 II 1 2 3 4 5 6 7 III 1 2 3 4 I ГИМНАСТИКА Теория дисциплины Основные задачи гимнастики Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках) Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук Упражнения на развитие поясничного пояса Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног РИТМИКА Музыкально-ритмические игры 1 32 33 1 - - - 30 30 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 6 6 - 22 22 - 6 6 - 6 6 - 5 5 - 5 5 1 23 24 - 1 2 Упражнения, игры и фразировка Упражнения, игры и темп 8 - - 4 4 - 6 6 беседа Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Контроль за соблюдение м правил и ТБ Наблюдени е сравнение Наблюдени 3 4 I 1 II 1 III 1 2 3 1 2 1 2 Упражнения, игры и динамика Упражнения, игры и характер музыкального произведения ТАНЕЦ Теория дисциплины Понятия «мелодия», «поза», «движение» Ориентационнопространственные упражнения Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные элементы Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Контрольные мероприятия Промежуточная аттестация I полугодие - 4 4 - 6 6 1 26 27 - - - - 7 7 е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение - 7 7 - 13 13 - 3 3 - 5 5 - 5 5 - 2 2 1 - Промежуточная аттестация II полугодие 1 1 Праздничные мероприятия Новогодний праздник Итоговый отчетный концерт Всего часов - 1 3 2 1 1 69 Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Наблюдени е сравнение Контрольно е тестирован ие Контрольно е тестирован ие 2 1 1 72 2.2. Учебно-тематический план второго года обучения Таблица 2 № Танцевальные направления, разделы, темы из них теория 9 практика Всего Формы аттестации/ контроля ГИМНАСТИКА I 1 II 1 2 3 4 5 6 7 III 1 2 3 4 5 I 1 2 II 1 46 47 Теория дисциплины Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках) Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов ( исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук. Упражнения на развитие поясничного пояса. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног РИТМИКА Теория дисциплины Строение музыкального произведения Маршевая и танцевальная музыка Музыкально-ритмические игры 10 1 - 1 - 32 32 - 4 4 - 5 5 - 5 5 - 5 5 - 4 4 - 4 4 - 5 5 - 14 14 - 4 4 - 2 2 - 4 4 - 4 4 2 27 29 1 - 1 1 - 1 - 27 27 Беседа, опрос Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение беседа Наблюдение сравнение Упражнения, игры и метр 1 2 Упражнения, игры и фразировка Упражнения, игры и темп 3 Упражнения, игры и динамика 4 5 Упражнения, игры и характер музыкального произведения ТАНЕЦ - 6 6 - 5 5 - 5 5 - 5 5 - 6 6 4 24 28 Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Теория дисциплины I 1 II 1 Музыкальнохореографическая, образная выразительность Ориентационнопронстранственные упражнения Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные элементы беседа 2 2 4 2 4 6 Наблюдение сравнение 2 4 6 16 16 - 6 6 - 2 2 - 8 8 - 2 2 - 1 III Танцевальные шаги и ходы 1 2 3 Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Контрольные мероприятия 1 Промежуточная аттестация I полугодие 2 Промежуточная аттестация II полугодие - 1 Праздничные мероприятия - 2 2 1 Новогодний праздник - 2 2 2 Итоговый отчетный концерт - 2 2 7 101 108 1 1 Всего часов: 11 Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Контрольное тестировани е Контрольное тестировани е 2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения Таблица 3 № из них Танцевальные направления, разделы, темы теория практика 1 46 47 1 - 1 - 32 32 - 4 4 - 5 5 - 5 5 - 5 5 - 4 4 - 4 4 - 5 5 - 14 14 - 4 4 - 2 2 - 4 4 - 4 4 2 27 29 - - - ГИМНАСТИКА Формы аттестации/ контроля Теория дисциплины I 1 II 1 2 3 4 5 6 7 III 1 2 3 4 5 I Всего Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках) Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов ( исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук Упражнения на развитие поясничного пояса Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног РИТМИКА Теория дисциплины 12 Беседа опрос Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение 1 2 II 1 2 3 4 5 I 1 II 1 III Строение музыкального произведения Маршевая и танцевальная музыка Музыкально-ритмические игры Упражнения, игры и метр Упражнения, игры и фразировка Упражнения, игры и темп Упражнения, игры и динамика 1 беседа 1 - 1 беседа - 27 27 - 6 6 - 5 5 - 5 5 - 5 5 - 6 6 4 24 28 Теория дисциплины 2 - - - 2 2 2 - 2 Музыкальнохореографическая, образная выразительность Ориентационнопронстранственные упражнения Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные элементы 1 3 - Упражнения, игры и характер музыкального произведения ТАНЕЦ Танцевальные шаги и ходы 2 1 Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Контрольные мероприятия 1 Промежуточная аттестация I полугодие 2 Промежуточная аттестация II полугодие - 4 4 - 6 6 - 2 2 - 6 6 - 2 2 1 - 1 1 13 1 Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение беседа Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Наблюдение сравнение Контрольное тестировани е Контрольное тестировани е Праздничные мероприятия - 2 2 1 Новогодний праздник - 2 2 2 Итоговый отчетный концерт - 2 2 Всего часов: 7 101 108 14 3. Содержание учебного (тематического) плана ГИМНАСТИКА I. Теория дисциплины Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису. Комплекс партерной гимнастики выполняется на гимнастических ковриках. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народносценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения. II. Элементы партерной гимнастики 1. Четкое воспроизведение всех элементов в характере музыкального сопровождения. Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка» «Карандаш» 2. Упражнения, развивающие подъем стопы: разворот стопы из VI позиции в I позицию. 3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «Корзиночка», «Полумостик», «Мостик». 4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «Плуг» «Уголок». 5. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов: «Неваляшка» «Passe' с разворотом колена». 6. Упражнения, развивающие выворотность ног: «Лягушка» во всех положениях «Солнышко». 7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага: «Шпагат» вперед с обеих ног «Шпагат» поперечный III. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных музыкальных раскладках: повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»; 15 наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»; круговые движения головой по кругу и целому кругу; поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание и опускание плеч. подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны; подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд; сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны; сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд; сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад; сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд в стороны–назад; сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд– вверх–назад; вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении; вращения кистями во II позиции; вращения кистями с руками, поднятыми вверх. Упражнения на развитие поясничного пояса: перегибы корпуса назад, повороты корпуса вокруг вертикальной оси, круговые движения корпуса. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: – отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием – отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием; – прыжки на двух ногах с переменой позиций (чередование позиций); – подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной; – поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой; – бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд. РИТМИКА 16 1. Теория дисциплины 1. Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз. 2. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа. 2. Музыкально-ритмические игры Упражнения, игры и метр Сильные доли и такт: Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. 1.Упражнения, игры и фразировка – соотношение движений с музыкальной фразой (муз. соотношение характеров музыки и движения: размеры 2\4, 3\4, 4\4). – соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4). – соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4). – соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4). I. Упражнения, игры и темп: – сохранение темпа движения во время музыкальной паузы; – соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки; – соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением; – ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе. II. Упражнения, игры и динамика: – соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением; 17 – соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением. III. Упражнения, игры и характер музыкального произведения. ТАНЕЦ I. Теория дисциплины 1. Музыкально-хореографическая, образная выразительность. II. Ориентационно – пространственные упражнения 1. Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, « цепочка»). – повторение материала 1 год обучения; – изучение многоплановых рисунков и фигур: - линейных (плоскостных); – 2 шеренги («в затылок», «в шахматном порядке»); – 2 вертикальные колонны; – 2 горизонтальные колонны; – объёмных: – 2 круга; – «круг в круге»; – 2 «цепочки». 2. Изучение приёмов переcтроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые: - из линейных в линейные: - из шеренги в 2 шеренги; - из шеренги в 2 колонны; - из колонны в 2 шеренги»; - из колонны в 2 колонны; - из линейных в объёмные: - из шеренги в 2 круга; - из колонны в 2 круга; - из шеренги в 2-е «цепочки»; - из колонны в 2-е «цепочки» и т.д. 2. Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одноплановые – выполнение заданий раздела IV в обратном порядке. 18 3. Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в многоплановые рисунки: – из линейных в линейные: – из 2 шеренг в 2 горизонтальные колонны; – из 2 шеренг в 2 вертикальные колонны; – из 2 шеренг в 2 диагональные колонны. – из объёмных в объёмные: – из 2-х кругов в 2-е «плетня»; – из 2-х «плетней» в 2-а круга и т.д. – из линейных в объёмные: – из 2-х колонн горизонтальных в 2-а круга; – из 2-х шеренг горизонтальных в 2-а круга и т.д. – из объёмных в линейные: – из 2-х «плетней» в 2-е горизонтальных колонны; – из 2-х кругов в 2-е горизонтальных шеренги и т.д. 4. Повторение различного вида шагов темы 2. Изучение шагов на полупальцах с руками, находящимися во II позиции. 3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов в младшей группе 1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных музыкальных раскладках: – повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»; – наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»; – круговые движения головой по кругу и целому кругу; – поднимание и опускание плеч; – поочередное поднимание и опускание плеч. 2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках: – разведение рук в стороны; – подъёмы рук вперёд на высоту 90°; – отведение рук назад; – подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны; 19 – подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд; – сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны; – сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд; – сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад; – сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны– вниз, вперёд–в стороны–назад; –- сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд–вверх–назад; – вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении; – вращения кистями во II позиции; – вращения кистями с руками, поднятыми вверх. 3. Упражнения на развитие поясничного пояса: – перегибы корпуса назад; – повороты корпуса вокруг вертикальной оси; – круговые движения корпуса. 4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: – отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием; – отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием; – отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием; – отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием; – отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием; – подъёмы согнутой в колене ноги в сторону; – отведение ноги назад на носок с полуприседанием; – отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук – каблук – позиция; – отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием; – отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция; 20 – отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция с полуприседанием; – прыжки на одной ноге (не более 4-х раз); – прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций); – перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок; – перескоки с ноги на ногу с отведением работающей подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной; – поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой; – бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд. 3. Танцевальные элементы Танцевальные шаги и ходы: – скользящий шаг (pas glisse'); – па польки вперед и боковое; – Pas chasse' вперёд, назад. 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы В соответствии с каждым этапом программы воспитанник должен освоить: знать последовательность изучаемых элементов занятия; первичные сведения об искусстве хореографии; названия гимнастических движений; значение слов « Легато», « Стаккато», ритм, темп; базовые элементы экзерсиса на ковриках, на середине зала; соединять отдельные движения в хореографические композиции; определять сильные и слабые доли в музыке; исполнять небольшие хореографические миниатюры, номера; 21 правильно произносить терминологию, использованную на уроке. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Таблица 4 № Основные характеристики образовательного процесса п /п 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 1 г.о.-72 2,3 г.о.-108 3 Количество часов в неделю 1 4 Количество часов 1 г.о.-72 2,3 г.о.-108 5 Начало занятий 1 сентября 6 Выходные дни 31 декабря-8 января 7 Окончание учебного года 36 31 мая Материально-техническое обеспечение – зал с зеркалами, расположенными на одной стене во всю длину и станков, специальное синтетическое покрытие пола. Коврики гимнастические – 15 шт., музыкальный центр-1 шт. Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методическое обеспечение программы 22 Реализация данной программы базируется на следующие принципах: - принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному). - принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения). - принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий). - принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я». Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: • постепенность в развитии природных способностей детей; • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; • систематичность и регулярность занятий; • целенаправленность учебного процесса. 6. Форма аттестации Разработана система контроля успеваемости и аттестации обучающихся: Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно, в рамках расписания (педагогическое наблюдение, беседа). Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Основным методом промежуточной аттестации по программе являются: открытые занятия опрос, тестирование 23 контрольные занятия концертные выступления обучающихся. В основе текущего и промежуточного контроля лежит пятибалльная система оценки успеваемости. Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в ведомость. Итоговая аттестация проводится в конце каждого из этапов обучения и фиксируется в соответствующей документации. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале. 7. Литература 1. Абрамов, Г. М. Школа театрального танца / Г. М. Абрамов. – Екатеринбург : учебно-методическое пособие, 2007. – 92 с. издательство Гуманитарного университета. – Текст : непосредственный. 2. Базарова, Н. П. Азбука классического танца/ Н. П. Базарова. – Ленинградское отделение : Учебники и пособия FB Б 83-33/109 FB Б 8333/110, 1983. – 207 с. – Л.: Искусство. – Текст : непосредственный. 3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца/ А. Я. Ваганова. – Санкт Петербург : Педагогические рекомендации, как основа формирования профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу, 2004. – 138-140 с. – ISBN 5-8114-0223-6. – Текст : непосредственный. 4. Гаевский, В. М. Разговоры о русском балете/ В. М. Гаевский, П. Гершензон. – Москва : учебное пособие, 2010. – 292 с. – ISBN 978-5-98379127-5. – Текст : непосредственный. 24 5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения/ В. В. Давыдов. – Москва : учебное пособие, 2004. – 288 с. – Академия страниц. – ISBN: 5769515988. – Текст : непосредственный. 6. Конен, В. Д. Рождение джаза/ В. Д. Конен. – Москва : Педагогические рекомендации, 1984. – 312 с. – Советский композитор. – Текст : непосредственный. 7. Костровицкая, В. С. 100 уроков классического танца/ В. С. Костровицкая. – Ленинград : «Школа классического танца», 1981. – 272 с. – ISBN: 5-8114-0526-Х. – Текст : непосредственный. 8. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей/ М. А. Михайлова. – Ярославль : Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997. – 238 с. – ISBN 5-7797-0032-X. – Текст : непосредственный. 9. Айламазян, А. М. В ожидании танца: беседы, наброски, размышления/ А. М. Айламазян. – Москва : Учебники и пособия, 2018. – 192 с. – ISBN 978-5-9908199-0-0. – Текст : непосредственный. Литература для детей 1. Александрова, Н. А. Балет: мини-энциклопедия для детей. Рассказы о театре, балетной школе, знаменитых спектаклях / Н. А. Александровна. – Санкт-Петербург : БВХ-Петербург, 2019. . – 96 с. : ISBN 978-5-9775-3602-8 : 975.00 р. – Текст : непосредственный. 2. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. – Москва : книга для учащихся, 1985. – 223 с. – ISBN: 978-5-91419-318-5. – Текст : непосредственный. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Личная карточка обучающегося Общие сведения 1. 2. 3. 4. 5. Ф.И.О. Год рождения, возраст. Класс, школа. Номер группы Название программы. Сведения об успеваемости № Наименовани е дисциплины 1 год обучения 2017г. 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения 2018г. Участие в конкурсах, танцевальных выступлениях: 1. 2. 3. 26 № ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мониторинг освоения общеобразовательной программы «Гимнастика, ритмика, танец для дошкольников» 1 год обучения Партерный Ритмические Личностные экзерсис упражнения качества (Поведение) Ф.И.О. Складка Фр.лягушка Мост Шпагаты *Техника выполнения упражнения «Складка»: принять положения сидя, выпрямить ноги, натянуть стопы, положение спины прямое. Вытянуть руки наверх и наклониться к стопам так, чтобы грудная клетка была прижата к коленям. «3» – кисти не касаются стоп, стопы вытянуты. «4» – кисти касаются стоп, но грудная клетка не прижата к коленям, стопы вытянуты. «5» – руки полностью обхватывают стопы, грудная клетка прижата к коленям, стопы вытянуты. *Техника выполнения упражнения «Лягушка»: принять горизонтальное положение лежа на животе, согнув ноги в коленях, образуя ромб так, чтобы стопы были соединены. Руки положить под подбородок, тазовые кости прижаты к полу. «3» – таз не прижат к полу, стопы не прижаты к полу. «4» – таз прижат к полу, стопы не прижаты к полу. «5» – таз и стопы прижаты к полу. 27 *Техника выполнения упражнения «Мост»: принять горизонтальное положение лежа на спине. Ноги согнуты в коленях. Руки у головы, ладони в пол, пальцы смотрят в направлении ступней, согнутые локти направлены в потолок. Отталкиваясь руками и ногами, поднять таз вверх – до максимально высокого положения. Спина выгнута в дуге. Руки и ноги должны быть прямыми. «3» – руки полностью не выпрямлены. Колени согнуты. Таз не поднят. «4» –аз максимально полнят вверх. Руки выпрямлены, ноги согнуты в коленях. «5» – таз максимально поднят вверх. Руки выпрямлены, ноги выпрямлены. *Техника исполнения упражнения «Продольный и поперечный шпагат»: «Продольный шпагат»: положение ног на одной линии: правая нога впереди, стопа натянута, левая нога сзади, стопа натянута. Выполняется правило: «Два плеча – два бедра». Руки направлены в стороны. «Поперечный шпагат»: положение ног на одной линии: правая и левая ноги направлены в стороны, стопы натянуты, мизинцы стремятся к полу. Спина прямая, руки в стороны. «3» – упражнение выполняются с помощью рук. Ноги не касаются пола. «4» –ноги касаются пола, но руки не отведены в сторону. «5» –ноги касаются пола, руки отведены в сторону, спина прямая. Поведение – умение вести себя адекватно на занятиях, конкурсах, в поездках: «3» – танцор постоянно отвлекается, получает много замечаний. «4» – замечаний нет, но танцор не собран на конкурсах, поездках. «5» – адекватное поведение на занятиях, конкурсах, в поездках. 28