Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» (развитие творческих способностей) для учащихся от 7 до 13 лет срок реализации –4 года Автор-составитель: Мифтакова Елена Петровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Екатеринбург, 2023 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Направленность. Социально-гуманитарная. Актуальность. Саморазвитие начинается с формирования самооценки, интенсивное развитие которой приходится на период начальной школы. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. Поэтому велика необходимость в установлении контактов с окружающими, вплоть до сложных видов кооперации, то есть развития коммуникации во всех направлениях. Как невозможно развитие нравственных компетентностей без развития общения, так и развитие коммуникации необходимо сочетать с развитием нравственных компетенций. Младшему школьнику характерны произвольность поведения и появление рефлексии, которые создают возможность анализа и управления собственным поведением. Но процессы становления коммуникации и нравственно – этической ориентации учащихся требуют глубокой целенаправленной работы. В основе данной авторской комбинированной разработки лежит концепция курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко и программа формирования у детей эмоционально – волевой регуляции «Шаг навстречу» Слободяник Н.П., а также курс развития творческого мышления, разработанный на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В рамках этой модели впервые было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества. Прототипом курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли. Переход общества к новому социально политическому укладу высокообразованных, вызывает инициативных острую и – экономическому и необходимость предприимчивых, в людях обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к обучающимся, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены, вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями на основе нравственной ориентации. Программа «Маленький гений» состоит из двух блоков: Развитие творческого мышления – развитие творческого подхода к жизни, способности к гибкому мышлению и поведению. Психологическая азбука – развитие у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития. Программа разработана в соответствии с государственной политикой в области образования и основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, его развития как личности. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4; Устав МБУДО ООЦ; Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО ООЦ. Методологическое обоснование Основные положения концепции курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко и программа формирования у детей эмоционально – волевой регуляции «Шаг навстречу» Слободяник Н.П., положенных в основу данной разработки, таковы: современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека опору на человековедческое знание и стимулирование способности к самосовершенствованию, самоактуализации. Это основные принципы и данный программы. Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов без теоретического осмысления возникать вообще не может (в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания, саморегуляции и др.). С точки зрения гуманистической теории К. Роджерса все поведение человека регулируется объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации, то есть сохранению и развитию себя, максимально выявляя свои лучшие качества, заложенные природой. В это понятие входят: принятие реальности мира, принятие себя и других, автономность суждений, доброжелательность к людям, различение цели и средств и др. Общепризнанно, что потребности – основа, определяющая интенсивность и направление развития личности. Источниками самодвижения личности является потребность улучшения и самосовершенствования личностью самой себя. Высшие духовные потребности человека в познании, в самоутверждении, безопасности, самоопределении, самоактуализации – это стремление к саморазвитию, направленное на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование). О некоторых потребностях подробнее: Потребность в самоопределении основывается на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей. Самоопределение личности включает: процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? что я?); выбор ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование, планирование себя, своего места в окружающем мире; изменение, формирование себя для достижения своих притязаний. Потребность в самоопределении является одной из ключевых. В ее основе лежат «Я-концепция» и основы идентичности личности, становление предпосылок которых идет уже в возрасте младших школьников. Потребность в безопасности проявляется в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении – тоже проявление потребности в безопасности. Потребность в самовыражении – это трансформация прежде всего половой потребности. В духовной сфере она порождает эстетические потребности. Критерием красоты и гармонии служит оценка окружающих, поэтому главной стороной это потребности выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку. К личностным универсальным учебным действиям относятся учебные действия и нравственно – этической ориентации, они предполагают смысловой и деятельностный компонент. Смысловой компонент: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия, уважение ценности семьи, следование моральным нормам и гордость за это, чувство стыда и вины при их нарушении. Деятельностный компонент: выполнение норм и требований школьной жизни, осуществление прав и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников во всех видах деятельности. Контролирующую функцию регуляции поведения и деятельности в соответствии с социальными нормами выполняет самооценка. Развитая дифференцированная адекватная самооценка способствует появлению новообразования личности младшего школьника – рефлексии. Основную цель блока Развитие творческого мышления лучше всего можно объяснить через противопоставление творческого (дивергентного) мышления и традиционного (конвергентного) мышления. На развитие последнего делается акцент в большинстве российских школ, где учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: 1 – степень точности ответа; 2 – степень подробности; 3 – скорости выполнения задания; 4 – аккуратности и степени соответствия установленной формы ответа. Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, предполагаемы наведения на «правильный ответ». Безусловно, традиционные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Задания блока предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: 1. Беглость – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и пр. 2. Гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения. 3. Оригинальность – это способность придумывать нестандартные, необычные идеи и решения. 4. Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. Адресат общеразвивающей программы – дети школьного возраста с 7 до 13 лет. Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 академических часа (академический час-45 минут). Численность обучающихся в группе: в первый год обучения 10-12 человек. Объем общеразвивающей программы: 336 часов. Продолжительность общеобразовательной программы: 336 часов, все года обучения по 168 часов. Срок реализации общеразвивающей программы: 4 года. Уровневость общеразвивающей программы: базовый (предполагает использование и реализацию таких форм организаций материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы). Цель программы - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему для раскрытия творческого потенциала детей, развития способности к познанию, формирования положительного отношения к творческой и познавательной деятельности, развития навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, возможности саморазвития Задачи: пробуждать интерес ребенка к самому себе, своему внутреннему духовному миру, способствовать развитию «Я- концепции», пониманию внутреннего мира других людей на основе децентрации личности, знакомить учащихся с социальными нормами, общечеловеческими ценностями, способствовать развитию гражданской идентичности, познакомить с возможностью управлять своим поведением, учить согласовывать усилия при сотрудничестве по достижению общей цели, развивать умения по передаче и получению информации, способствовать появлению опыта первого самоанализа, саморегуляции поведения, возникновению рефлексии. развивать способность действовать самостоятельно в нестандартных ситуациях показать приемы творческого мышления обозначить барьеры, мешающие творчески мыслить, получать удовольствие от творчества развивать умение по-новому увидеть привычные вещи, обнаружить источники творчества в себе самом и окружающем мире К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы: расширены сферы потребностей личности учащихся; имеются адекватной дифференцированной самооценки; умеет согласовать усилия по достижению цели с партнерами; приобретены навыки творческого (дивергентного) мышления Методические рекомендации к проведению занятий На занятиях по программе можно использовать следующие формы проведения занятий: Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой Устный или анкетный опрос Групповые дискуссии Тестирование Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока Контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся Как видно, такая работа не предусматривает теоретической подготовки учащихся, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важны для них в силу их возрастных особенностей. Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» по следующим признакам: Индивидуальная работа в тетради Часто работа за партами, а не только в кругу Особенности проведения занятия: Традиционная структура: приветствие, разминка на сплочение группы, доверие; постановка проблемы, изучение уровня знаний учащихся при постановке проблемного вопроса, уточнение и обогащение их в ходе дискуссии; тренировка навыков поведения в ходе разрешения моделированной ситуации; рефлексия занятия, ритуал прощания. Основные подходы и стратегии для работы по данной программе «Мозговой штурм» и принцип беглости Принцип мягкого сравнивания Сотрудничество и кооперация Благоприятная психологическая атмосфера Критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов ориентация учащихся на моральное содержание в ситуации, требующей морального выбора (Приложение №1) Система организации контроля за реализацией программы осуществляется самим педагогом в начале курса и в конце курса по итогам диагностики. Способы взаимодействия с родителями, педагогами, другими специалистами. Программа является частью общей системы воспитания в образовательном учреждении. Необходимо ознакомление всех участников образовательного процесса с данной программой и согласование организации групповой работы – с педагогами, нравственных ориентиров – с родителями учащихся. Форма сообщения результатов по программе: на итоговых совещаниях или аналитических справках, индивидуальные консультации Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: подборка психотехнических игр специальной направленности: на сплочение группы, на доверие, на отработку навыков общения и т.д.; произведения литературы нравственного содержания, содержащие требование морального выбора; подборка специальных материалов и заданий по развитию творческого и интеллектуального развития альбом заданий (рабочая тетрадь) по развитию творческого мышления Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: Необходимо просторное помещение, для возможности свободного перемещения и объединения в группах, дополнительное помещение с учебными партами и стульями для педагога и обучающихся в соответствии с СанПин, шкафы Музыкальный центр. Компьютер. Учебно-методическое обеспечение Разработки теоретических и практических занятий. Наличие программы Методическая литература Рабочие тетради, канцелярские принадлежности, материалы для коллажей, игровая атрибутика для игр и упражнений Учебный план «Психологическая азбука» 1 год обучения Количество часов № учебного занятия Тема Всего Теория Практика Из них: 1,2 3,4 5,6 7,8 Мое имя. Какой я? Автопортрет Мои любимые занятия. Мои интересы. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 9,10 Моя семья. 2 1 1 11,12 13,14 15,16 Что такое общение Языки общения: Мимика Язык движений 2 5 5 1 1 1 1 4 4 17,18 Общение жестами 2 1 1 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 4 2 2 Конкурс творческих работ 3 1 2 Защита проекта. Оценка работ. Диагностика 3 1 2 Наблюдение и собеседование Итоговое занятие 3 1 2 Смотры знаний и умений 42 18 24 19,20 21,22 23,24 25,26 27,28 29,30,3 1, 32 34,35,3 6 37,38,3 9 40,41, 42 Общение через прикосновение Учимся слушать. Правила этикета. Правила и форма обращения к людям. Слова вежливости. Административные правила: школьное поведение Права человека: физическая неприкосновенность личности. Моральные нормы: сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления). Организация общего дела: пишем письмо заболевшему другу. Итого Формы текущего контроля Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотр знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Тема Теория Практика Формы текущ. контроля Количество часов Из них: Всего № учебного занятия «Развитие творческого мышления» 1 год обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Размышления о словах От точки к точке Истории и сказки Настроение Праздник Рассказ по картинкам Что ты видишь? Нарисуй лица 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9. Одежда 1 0,5 0,5 10. О чем ты думаешь? 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Смотры знаний и умений 1 0,5 0,5 Смотры знаний и умений 1 0,5 0,5 Смотры знаний и умений 4 1 1 0,5 0,5 0,5 3,5 0,5 0,5 Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. 14. 15. 16. Забавы с геометрическими фигурами Если бы я писал книгу Новая жизнь старых вещей Сочинение стихов Активные буквы Только для детей 17. Придумай животное 1 0,5 0,5 18. Магическая дверь 1 0,5 0,5 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Размышления о словах От точки к точке Истории и сказки Настроение Праздник Рассказ по картинкам Что ты видишь? Нарисуй лица Одежда О чем ты думаешь? Забавы с геометрическими фигурами Если бы я писал книгу Новая жизнь старых вещей 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение 1 0,5 0,5 Конкурс творческих работ 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. 11. 12. 13. 29. 30. 31. 32. Сочинение стихов 1 0,5 0,5 33. 34. 35. 36. Активные буквы Только для детей Придумай животное Магическая дверь Итого 1 1 1 1 42 0,5 0,5 0,5 0,5 18 0,5 0,5 0,5 0,5 34 Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 22,23 24,25 26,27 28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38 Практика 2,3 Тема Теория 1 Количество часов Из них: Всего № учебного занятия «Психологическая азбука» 2 год обучения Вводное Тайна моего «Я». Мое имя. История моего имени. Какой я? Автопортрет Какой я? Мои интересы. Какой я? Мои интересы. Моя семья и ее интересы. Моя семья и ее интересы. Животные в моем доме. Роль эмоций в общении и способы их выражения. Роль эмоций в общении и способы их выражения. Знакомство с эмоциями. Радость. Печаль. Горе Знакомство с эмоциями. Страх. Удивление. Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины. Знакомство с эмоциями. Стыд. Чувство вины. Эмоции – наши друзья и наши враги Меняем настроение. Моральные правила: альтруистическое поведение – оказание помощи. Право человека на личную собственность. Диагностика Итоговое занятие Итого 1 0.5 0.5 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Смотры знаний и умений 2 1 1 Смотры знаний и умений 4 2 2 Смотр знаний и умений 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 4 3 3 Конкурс творческих работ 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 42 1 0,5 21 1 0,5 21 Смотры знаний и умений Формы текущего контроля Практика 1. Вводный 1 0,5 0,5 2. Рассуждения о вещах 1 0,5 0,5 3. Что произойдет, если 1 0,5 0,5 4. Головные уборы 1 0,5 0,5 5. Письмо рисунками 1 0,5 0,5 6. «Загогулина» для рисунка 1 0,5 0,5 7. 8. Что случилось? Буквы и слова 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 9. Тайные шифры 1 0,5 0,5 10. Придумай значок 1 0,5 0,5 11. 12. 13. 14. 15. 16. Волшебный бинокль Фирменные знаки Диафильмы Причина для объединения Необычная сказка Рекламный щит 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 17. Давайте представим, что… 1 0,5 0,5 18. Составление слов 1 0,5 0,5 19. 20. Реклама на коробках Рассуждения о вещах 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 21. Что произойдет, если 1 0,5 0,5 22. Головные уборы 5 2,5 2,5 23. 24. Письмо рисунками «Загогулина» для рисунка 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 25. Что случилось? 1 0,5 0,5 26. Буквы и слова 1 0,5 0,5 27. Тайные шифры 1 0,5 0,5 Формы текущ. контроля Тема Теория Количество часов Из них: Всего № учебного занятия «Развитие творческого мышления» 2 год обучения Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение 28. 29. 30. Придумай значок Волшебный бинокль Фирменные знаки 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 31. Диафильмы 1 0,5 0,5 32. Причина для объединения 1 0,5 0,5 33. Необычная сказка 1 0,5 0,5 34. Рекламный щит 1 0,5 0,5 35. 36. 37. 38. Давайте представим, что… Составление слов Реклама на коробках Обобщающий Итого 1 1 1 1 42 0,5 0,5 0,5 0,5 21 0,5 0,5 0,5 0,5 21 Наблюдение Конкурс творческих работ Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 22,23 24,25 26,27 28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38 Практика 2,3 Тема Теория 1 Количество часов Из них: Всего № учебного занятия «Психологическая азбука» 3 год обучения Вводное Имя – судьба? Значение имени. Великие люди с таким же именем. Какой я? Автопортрет Мои привычки, полезные и неполезные. Мои привычки, полезные и неполезные. 1 0.5 0.5 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ Мои способности. 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Смотры знаний и умений 2 1 1 Смотры знаний и умений 2 1 1 Смотр знаний и умений 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 2 1 1 1 1 Наблюдение и оценка работ Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 4 2 2 Конкурс творческих работ 4 2 2 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и собеседование 1 42 0,5 21 0,5 21 Смотры знаний и умений Умение сделать выбор, сказать «Нет» Умение сделать выбор, сказать «Нет» Конфликт с разных сторон Игры по правилам как способ избежать конфликта. Как правильно ссориться. Как правильно ссориться. Моральные нормы. (Критика, комплимент, лесть). Моральные нормы. (Критика, комплимент, лесть). Моральные нормы: право на информацию. Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство). Изготовление совместной поделки. Составление совместного коллажа Составление совместного коллажа Итоговое занятие Итого Формы текущего контроля Тема Теория Практика Формы текущ. контроля Количество часов Из них: Всего № учебного занятия «Развитие творческого мышления» 3 год обучения 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение и тестирование 6. 7. 8. Вводное Невероятные ситуации Придумай слово Найди подходящие слова Если нельзя, но очень надо Завершение фигуры Изменения и улучшения Эпитеты и сравнения 2 2 2 1 1 1 1 1 1 9. Смешение свойств 2 1 1 10. Спрячь слово 2 1 1 Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. 10 5 5 Смотры знаний и умений 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 12. 13. 14. 15. 16. Как поднять настроение другому Эмоции и настроения Кроссворды Газетный репортаж Придумай предложение Гости с других планет 17. Спрятавшиеся рисунки 2 1 1 18. Имя 2 1 1 19. 20. 21. 22. Незавершенные истории Невероятные ситуации Придумай слово Найди подходящие слова Если нельзя, но очень надо Завершение фигуры Изменения и улучшения Эпитеты и сравнения Смешение свойств Спрячь слово Как поднять настроение другому 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение 2 1 1 Конкурс творческих работ 11. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Эмоции и настроения 2 1 1 31. Кроссворды 2 1 1 32. Газетный репортаж 2 1 1 33. 34. 35. 36. 37. 38. Придумай предложение Гости с других планет Спрятавшиеся рисунки Имя Незавершенные истории Обобщающий Итого 2 2 2 2 2 2 84 1 1 1 1 1 1 24 1 1 1 1 1 1 42 Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Таблица 2 № Основные характеристики образовательного п процесса 1, 2 год обучения /п 1 Количество учебных недель 42 2 Количество учебных дней 42 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 84 5 Начало занятий 1 сентября 6 Выходные дни 31 декабря-8 января 7 Окончание учебного года 30 июня 2.2. Условия реализации программы: Кадровое обеспечение: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методическое обеспечение программы Реализация данной программы базируется на следующие принципах: принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному). принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения). принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий). принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности обучающихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я». Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: • постепенность в развитии природных способностей детей; • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; • систематичность и регулярность занятий; • целенаправленность учебного процесса. 3.Список литературы 3.1. Нормативные документы 1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Эксмо-Пресс, 2022. - 192 с. - ISBN 978-5-04-04-169783-9. - Текст : непосредственный. 2. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года : Распоряжение от 31 марта 2022 N 678-р // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/?ysclid=la943auazg473932 (дата обращения 09.10.2022). 3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/6ef84690f6a42b17d f0fd2f63e0a5b (дата обращения 10.10.2022). 4. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/?ysclid=la95dstcrz6 0235921 (дата обращения 10.10.2022). 5. О направлении методических рекомендаций : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 N ГД-39/04 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/?ysclid=la954tax4a 574932788 (дата обращения 14.10.2022). 6. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях : Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 № 219-Д // https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/03/MR (дата обращения 14.10.2022). 3.2. Литература, используемая при составлении программы 1. Дмитриева, В. Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному / В. Г. Дмитриева. – Москва : Астрель, АСТ, 2006. – 496 c. – Текст : непосредственный. 2. Зак, А. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей / А. Зак. – Москва : Интеллект-Центр, 2015. – 408 c. – Текст : непосредственный. 3. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 1988. – 224 c. – Текст : непосредственный. 4. Лаптева, Г. В. для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5–9 лет / Г. В. Лаптева. – Москва : Речь, 2011. – 739 c. – Текст : непосредственный. 5. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Ч асть 1 / С. В. Максимова. – Москва : Русское слово, 2013. – 193 c. – Текст : непосредственный. 6. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Максимова. – Москва : Русское слово, 2013. – 675 c. – Текст : непосредственный. 7. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М. А. Орлова. – Москва : Лада, 2011. – 160 c. – Текст : непосредственный. 8. Преображенская, Н. Ваши творческие способности / Н. Преображенская. – Москва : У–Фактория, 2004. – 288 c. – Текст : непосредственный. 9. Свежинцева, Т. Играем с покупками. Развиваем память, речь, внимание, математические и творческие способности / Т. Свежинцева. – Москва : Сибирское университетское издательство, 2009. – 112 c. – Текст : непосредственный. 10. Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой развиваем творческие способности / Т. П. Трясорукова. – Москва : Феникс, 2011. – 540 c. – Текст : непосредственный. 11. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. – Мосвка : Кузьма, Букмастер, 2015. – 217 c. – Текст : непосредственный. 3.3. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. – Москва : Флинта, Наука, 2007. – 176 c. – Текст : непосредственный. 2. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М. А. Орлова. – Москва : Лада, 2011. – 160 c. – Текст : непосредственный. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностические методики Методика на выявление уровня моральной децентрации. (Ж. Пиаже) по рассказу «Булочка» из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.69), Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Возраст: 7-10 лет Инструкция: Сейчас я прочитаю рассказ, а потом вы ответите на вопросы. Текст рассказа: Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Вовремя прогудки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. Вопросы: 1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2.Почему? 3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать? 4.Почему? Критерии оценивания: 1.Решение моральной дилеммы (давать или не давать булочку). 2.Способ координации норм (почему) 3.Решение моральной дилеммы с усложнением условий (3 и 4 вопрос) Уровни оценивания по возрастанию: 1.Отказ («сам виноват») – учитывается только норма справедливого распределения. 2.Дать всем снова поровну – учитывается норма справедливого распределения и принципа эквивалентности. 3.Дать самому слабому – децентрация на основе нескольких норм. Методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна) из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.56) Цель: выявить сформированность Я – концепции и самоотношения. Возраст: 9 – 10 лет. Инструкция: Напишите, как можно больше ответов на вопрос «Кто я?» Критерии оценивания: 1.Дифференцированность – количество категорий: а) социальные роли, б) умения, знания, навыки; в) интересы, предпочтения, г) личностные свойства, д) оценочные суждения) 2.Обобщенность – степень обобщенности характеристик «Я». 3.Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных суждений. Уровни оценивания по возрастанию: Дифференцированность 1. 1-2 определения, относящиеся к категориям А, Б. 2. 2.3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям Б, В. 3. От 6 и более определений, включая более 4 категорий, в том числе Г. Обобщенность 1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы. 2. Совмещение категорий А и В. 3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества 9сильный, смелый). Самоотношение 1. Преобладание отрицательных суждений или поровну (низкое самовосприятие или отвержение). 2. Недостаточное преобладание положительных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение) 3. Преобладание положительных суждений (положительное самовосприятие). Методика «Кто прав?» Г.А.Цукерман и др. из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.131), Цель: Выявить сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника. Возраст: 8-11 лет Инструкция: Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы. Текст 1: Петя нарисовал Змея Горыныча и показал друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Вопросы: 1.Кто из них прав? 2.Почему так сказал Саша? 3.А Володя? 4. О чем думал Петя? 5.Что ответит Петя каждому из мальчиков? 6.Что бы ты ответил на месте Володи? 7.Почему? Текст 2 После школы три подруги решили готовить уроки вместе. -Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа. - Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя. - А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира. Вопросы: 1. Кто прав? 2. Почему? 3. Почему так сказала Наташа? 4. Катя? 5. Ира? 6. Как им лучше поступить? Текст 3 Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому его дню рождения. - Давай купим ему это лото, - предложила Лена. -Нет, лучше подарить самокат, -возразила Аня. Вопросы: 1. Кто прав? 2. Почему? 3. Почему так сказала Лена? 4. Аня? 5. Что бы ты предложил подарить? 6. Почему? Критерии оценивания: -Преодоление эгоцентризма – понимание возможности различных позиций - Понимание относительности подходов для оценки предмета - Учет разных мнений - Учет разных потребностей и интересов. Уровни оценивания по возрастанию: 1. Низкий уровень: исключает возможность разных точек зрения 2. Средний: допускает возможность разных точек зрения, но не может обосновать 3. Высокий: понимает возможность разных точек зрения и может обосновать Задание «Рукавички» Г.А.Цукерман из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.132), Цель: Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий при сотрудничестве. Возраст: 6,5 – 7 лет Инструкция: Украсьте одинаково пару рукавичек. (Задание паре) Критерии оценивания: -продуктивность (по сходству рисунков) -умение договариваться -взаимный контроль -взаимопомощь Отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, отрицательное) Уровни оценивания по возрастанию: 1. Низкий: нет сходства в узорах, дети не могут договориться. 2. Средний: частичное сходство. 3. Высокий: узор одинаковый, дети взаимодействуют. Задание «Дорога к дому» модифицированный вариант из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.133), Цель: выявить уровень сформированности действий по передаче информации Возраст: 8-10 лет Инструкция: Двух детей усаживают в пару напротив друг друга за стол. Перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами – точками «Расскажи партнеру, как пройти к дому» (по его инструкции). Можно задавать вопросы. Затем меняются ролями. Критерии оценивания: -продуктивность по степени сходства дорожки с образцом, -способность строить понятные высказывания -умение задавать вопросы - способы контроля и взаимопомощи -отношение к совместному делу: позитивное, нейтральное, отрицательное Уровни оценивания по возрастанию: 1. Низкий уровень:узоры не похожи на образцы, вопросы и инструкции непонятны 2. Средний: частичное сходство, вопросы и ответы расплывчаты. 3. Высокий: узоры соответствуют образцам, продуктивный диалог, взаимоподдержка и проверка. Методика «Три желания» - модификация методики «Цветик - семицветик» составителя Витковской И.М. из книги «Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, 2000 год) Цель: выявить направленность интересов младших школьников. Инструкция: Загадайте 3 желания и напишите их. Возраст: 7-10 лет Критерии оценивания: -широта интересов: расширение сферы интересов от эготропных (для себя) к аллотропным (для всех) -направленность (духовные, материальные) Оценивание: -расширение направленности интересов (от эготропных «для себя» к аллотропным «для всех») -увеличение процента желаний, связанных с духовными ценностями, по сравнению с процентом желаний, связанных с материальными ценностями в начале и конце обучения . ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Словарь терминов Децентрация[лат. De — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. (Е.Н. Емельянов) Идентичность (лат. Identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социальноличностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Гражданская идентичность – осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Коммуникация [лат. Communico — делать общим] — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Рефлексия [лат. Reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. (М.Г. Ярошевский) Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты: - когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); - эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; - оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Структура и содержание разделов программы Учебный материал структурирован в 5 разделах. Раздел1. «Кто я? Какой я?» Самопознание Цель: развитие умения понимать себя и других. Содержание раздела: Знакомство со своим именем, полным, разными его формами, историей своего имени и схожими именами известных людей. Знакомство с интересами, любимыми занятиями друг друга, характерами, способностями, структурой и составом семей, поиск общего и различного. Обсуждение принадлежности к полу, особую роль в обществе по задачам развития личности. Упражнения на развитие «Я – Концепции». К концу обучения учащиеся должны знать некоторые особенности (имя, интересы, черты характера) свои и детей группы. Раздел 2. «Живем без ссор» Основы общения Цель: развивать умение строить общение. Содержание раздела: Знакомство с основами общения: понятие, средства общения, роль эмоций в общении, обучение способам понимания и разрешения споров, не доводя их до ссоры и способам их разрешения без ущерба для личности. К концу обучения: иметь представление об основных эмоциях и способах их выражения. Уметь общаться: называть человека по имени, попросить, извиниться, простить, понять эмоциональное состояние собеседника, найти способы соучастия, уметь выражать свои эмоции безопасно для окружающих, владеть некоторыми способами выхода из ссоры. Раздел 3. «Правила нашей жизни». Знакомство с социальными нормами. Цель: учить строить общение в соответствии с социальными нормами. Содержание раздела: Знакомствос конвенциальными правилами жизни: -ритуально – этикетными (культура внешнего вида, правила и форма обращения к людям, организационно - административными: - правила поведения в школе, на улице, в общественных местах); -моральными (физическая неприкосновенность личности, сохранение спокойствия и благополучия, запрет на оскорбления, нанесение обид другим людям, законность слов и поступков, ответственность за них, альтруистическое поведение). Освоение материала идет от конвенциальных к моральным нормам. К концу обучения: учащиеся должны иметь знания о конвенциальных и моральных нормах, понимать их приоритеты. Уметь контролировать свое поведение в пределах знакомых правил. Раздел 4. «Учимся дружить!». Сотрудничество Цель: формировать навыки эффективного сотрудничества. Содержание раздела: Организация совместной деятельности в группах: написание письма заболевшему другу, поздравление товарища, совместная поделка, обучение новой игре, совместное выполнение творческой работы – коллажа. К концу обучения: учащиеся должны иметь положительный опыт сотрудничества в совместной деятельности. Раздел 5. Подведение итогов Цель: оценить результаты работы и создать настрой на дальнейшее взаимодействие. Содержание раздела: Итоговая диагностика, рефлексия, совместное радостное событие (чаепитие, творческая работа). К концу обучения: иметь адекватную дифференцированную самооценку, умение понимать позицию партнеров и согласовывать усилия по достижению цели с ними, проявлять духовные потребности и желание заботиться о других. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Календарно – тематический план На занятиях по программе можно использовать следующие формы проведения занятий: Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой Устный или анкетный опрос Групповые дискуссии Тестирование Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока Контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся Время проведения занятий в соответствии с расписанием группы на учебный год. Место проведения: просторное помещение, для возможности свободного перемещения и объединения в группах, дополнительное помещение с учебными партами и стульями для педагога и обучающихся в соответствии с СанПин. 10. 11 11 Практика 10 Теория 10 Тема Всего 09 Количество часов Из них: № занятия Месяц «Психологическая азбука» 1 год обучения 1,2 Мое имя. 2 1 1 3,4 Какой я? Автопортрет 2 1 1 5,6 Мои любимые занятия. 2 1 1 7,8 Мои интересы. 2 1 1 9,10 Моя семья. 2 1 1 Формы текущего контроля Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Защита проекта. 11. 12 12 12 01 01, 02 02 11,12 Что такое общение 2 1 1 13,14 Языки общения: Мимика 2 1 1 15,16 Язык движений 2 1 1 17,18 Общение жестами 2 1 1 19,20 Общение через прикосновение 2 1 1 21,22 Учимся слушать. 2 1 1 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Конкурс творческих работ 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 02. 03 23,24 03 25,26 03, 04 27,28 04 29,30 04 31,32 05 05 Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотр знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и оценка работ Наблюдение и тестирование Правила этикета. Правила и форма обращения к людям. Слова вежливости. Административные правила: школьное поведение Права человека: физическая неприкосновенность личности. Моральные нормы: сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления). Организация общего дела: пишем письмо заболевшему другу. 33,34 Диагностика 2 1 1 35,36 Итоговое занятие 2 1 1 36 18 18 Итого Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений «Развитие творческого мышления» 1 год обучения 10 10 10 10 11 11 11 1. Размышления о словах 1 0,5 0,5 2. От точки к точке 1 0,5 0,5 3. Истории и сказки 1 0,5 0,5 4. Настроение 1 0,5 0,5 5. Праздник 1 0,5 0,5 6. Рассказ по картинкам 1 0,5 0,5 7. Что ты видишь? 1 0,5 0,5 8. Нарисуй лица 1 0,5 0,5 9. Одежда 1 0,5 0,5 10. О чем ты думаешь? 1 0,5 0,5 11. Забавы с геометрическими фигурами 1 0,5 0,5 12. Если бы я писал книгу 1 0,5 0,5 13. Новая жизнь старых вещей 1 0,5 0,5 14. Сочинение стихов 1 0,5 0,5 15. Активные буквы 1 0,5 0,5 16. Только для детей 1 0,5 0,5 17. Придумай животное 1 0,5 0,5 18. Магическая дверь 1 0,5 0,5 19. Размышления о словах 1 0,5 0,5 20. От точки к точке 1 0,5 0,5 11 12 12 12 12 01 01 01 01 02 Формы текущ. контроля Практика 10 Теория 09 Тема Всего 09 № занятия Месяц Количество часов Из них: Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 02 02 02 03 03 03 03 04 04 21. Истории и сказки 1 0,5 0,5 22. Настроение 1 0,5 0,5 23. Праздник 1 0,5 0,5 24. Рассказ по картинкам 1 0,5 0,5 25. Что ты видишь? 1 0,5 0,5 26. Нарисуй лица 1 0,5 0,5 27. 28. Одежда О чем ты думаешь? Забавы с геометрическими фигурами 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 30. Если бы я писал книгу 1 0,5 0,5 31. Новая жизнь старых вещей 1 0,5 0,5 32. Сочинение стихов 1 0,5 0,5 33. Активные буквы 1 0,5 0,5 34. Только для детей 1 0,5 0,5 35. Придумай животное 1 0,5 0,5 36. Магическая дверь 1 0,5 0,5 36 18 18 29. 04 04 04 05 05 05 05 Итого Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Конкурс творческих работ Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 09 10 10 10. 11 11 11 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 12 16,17 12 18,19 01 01,02 20,21 22,23 02 24,25 02, 03 03 03, 04 26,27 28,29 30,31 1 0.5 0.5 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Животные в моем доме. 2 1 1 2 1 1 Смотр знаний и умений 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Конкурс творческих работ 2 1 1 Защита проекта. Оценка работ. 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 1 0,5 0,5 38 19 19 Роль эмоций в общении и способы их выражения. Роль эмоций в общении и способы их выражения. Знакомство с эмоциями. Радость. Печаль. Горе Знакомство с эмоциями. Страх. Удивление. Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины. Знакомство с эмоциями. Стыд. Чувство вины. Эмоции – наши друзья и наши враги Меняем настроение. 36,37 38 Итоговое занятие 32,33 05 05 Вводное Тайна моего «Я». Мое имя. История моего имени. Какой я? Автопортрет Какой я? Мои интересы. Какой я? Мои интересы. Моя семья и ее интересы. Моя семья и ее интересы. Моральные правила: альтруистическое поведение – оказание помощи. Право человека на личную собственность. Диагностика 04 04, 05 Практика 2,3 Тема Теория 1 Количество часов Из них: Всего 09 09 № занятия Месяц «Психологическая азбука» 2 год обучения 34,35 Итого Формы текущего контроля Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Наблюдение и оценка работ Наблюдение и тестирование Смотры знаний и умений «Развитие творческого мышления» 2 год обучения 09 09 10 10 10 10 10 11 11 11 11 12 12 12 12 01 01 01 1. Вводный 1 0,5 0,5 2. Рассуждения о вещах 1 0,5 0,5 3. Что произойдет, если 1 0,5 0,5 4. Головные уборы 1 0,5 0,5 5. Письмо рисунками 1 0,5 0,5 6. «Загогулина» для рисунка 1 0,5 0,5 7. Что случилось? 1 0,5 0,5 8. Буквы и слова 1 0,5 0,5 9. Тайные шифры 1 0,5 0,5 10. Придумай значок 1 0,5 0,5 11. Волшебный бинокль 1 0,5 0,5 12. Фирменные знаки 1 0,5 0,5 13. Диафильмы 1 0,5 0,5 14. Причина для объединения 1 0,5 0,5 15. Необычная сказка 1 0,5 0,5 16. Рекламный щит 1 0,5 0,5 17. Давайте представим, что… 1 0,5 0,5 18. Составление слов 1 0,5 0,5 19. Реклама на коробках 1 0,5 0,5 20. Рассуждения о вещах 1 0,5 0,5 Формы текущ. контроля Практика 09 Теория 09 Тема Всего Месяц № занятия Количество часов Из них: Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 01 02 02 02 02 03 03 03 03 04 04 04 04 04 05 05 05 05 21. Что произойдет, если 1 0,5 0,5 22. Головные уборы 1 0,5 0,5 23. Письмо рисунками 1 0,5 0,5 24. «Загогулина» для рисунка 1 0,5 0,5 25. Что случилось? 1 0,5 0,5 26. Буквы и слова 1 0,5 0,5 27. 28. Тайные шифры Придумай значок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 29. Волшебный бинокль 1 0,5 0,5 30. Фирменные знаки 1 0,5 0,5 31. Диафильмы 1 0,5 0,5 32. Причина для объединения 1 0,5 0,5 33. Необычная сказка 1 0,5 0,5 34. Рекламный щит 1 0,5 0,5 35. 36. Давайте представим, что… Составление слов 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 37. Реклама на коробках 1 0,5 0,5 38. Обобщающий 1 0,5 0,5 38 19 19 Итого Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Конкурс творческих работ Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 09 10 10 10, 11 11 11, 12 12 12, 01 01 02 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 0.5 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Мои способности. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Умение сделать выбор, сказать «Нет» Умение сделать выбор, сказать «Нет» Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотр знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и оценка работ Наблюдение и тестирование 1 18,19 Игры по правилам как способ избежать конфликта. 2 1 1 20,21 Как правильно ссориться. 2 1 1 22,23 Как правильно ссориться. 2 1 1 2 1 1 Наблюдение и оценка работ 2 1 1 Наблюдение и собеседование 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Конкурс творческих работ 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 0,5 0,5 38 19 19 28,29 04 30,31 05 0.5 1 26,27 05 1 2 03 04,05 Вводное Имя – судьба? Значение имени. Великие люди с таким же именем. Какой я? Автопортрет Мои привычки, полезные и неполезные. Мои привычки, полезные и неполезные. Конфликт с разных сторон 24,25 04 Формы текущего контроля 16,17 02 03 Практика 2,3 Тема Теория 1 Количество часов Из них: Всего 09 09 № занятия Месяц «Психологическая азбука» 3 год обучения 32,33 34,35 36,37 38 Моральные нормы. (Критика, комплимент, лесть). Моральные нормы. (Критика, комплимент, лесть). Моральные нормы: право на информацию. Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство). Изготовление совместной поделки. Составление совместного коллажа Составление совместного коллажа Итоговое занятие Итого Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Смотры знаний и умений «Развитие творческого мышления» 3 год обучения 09 10 10 10 10 10 11 11 11 11 12 12 12 12 01 01 01 1. Вводное 2 1 1 2. Невероятные ситуации 2 1 1 3. Придумай слово 2 1 1 4. Найди подходящие слова 2 1 1 5. Если нельзя, но очень надо 2 1 1 6. Завершение фигуры 2 1 1 7. Изменения и улучшения 2 1 1 8. Эпитеты и сравнения 2 1 1 9. Смешение свойств 2 1 1 10. Спрячь слово 2 1 1 11. Как поднять настроение другому 2 1 1 12. Эмоции и настроения 2 1 1 13. Кроссворды 2 1 1 14. Газетный репортаж 2 1 1 15. Придумай предложение 2 1 1 16. Гости с других планет 2 1 1 17. Спрятавшиеся рисунки 2 1 1 18. Имя 2 1 1 19. Незавершенные истории 2 1 1 20. Невероятные ситуации 2 1 1 Формы текущ. контроля Практика 09 Теория 09 Тема Всего 09 № занятия Месяц Количество часов Из них: Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений 01 02 02 02 02 03 03 03 03 04 04 04 04 04 05 05 05 05 21. Придумай слово 2 1 1 22. Найди подходящие слова 2 1 1 23. Если нельзя, но очень надо 2 1 1 24. Завершение фигуры 2 1 1 25. Изменения и улучшения 2 1 1 26. Эпитеты и сравнения 2 1 1 27. 28. Смешение свойств Спрячь слово Как поднять настроение другому 2 2 1 1 1 1 2 1 1 30. Эмоции и настроения 2 1 1 31. Кроссворды 2 1 1 32. Газетный репортаж 2 1 1 33. Придумай предложение 2 1 1 34. Гости с других планет 2 1 1 35. 36. Спрятавшиеся рисунки Имя 2 2 1 1 1 1 37. Незавершенные истории 2 1 1 38. Обобщающий 2 1 1 76 38 38 29. Итого Наблюдение и тестирование Наблюдение и тестирование Наблюдение и оценка работ Наблюдение и оценка работ Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Конкурс творческих работ Конкурс творческих работ Защита проекта. Оценка работ. Защита проекта. Оценка работ. Наблюдение и собеседование Наблюдение и собеседование Наблюдение Наблюдение Смотры знаний и умений Смотры знаний и умений